Аркас, Николай Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Андреевич Аркас
Дата рождения 8 (20) мая 1818(1818-05-20)
Место рождения Николаев, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 (27) июня 1881(1881-06-27) (63 года)
Место смерти Николаев, Херсонская губерния, Российская империя
Принадлежность  Российская империя
Род войск Андреевский флаг Российский Императорский флот
Годы службы 1829—1881
Звание адмирал
генерал-адъютант
Командовал пароходофрегат «Владимир»
Черноморский флот
Сражения/войны Русско-турецкая война (1828—1829), Кавказская война, Русско-турецкая война (1877—1878)
Награды и премии
Орден Святого Георгия IV степени Кавалер ордена Святого Александра Невского Орден Белого орла Орден Святого Владимира 2-й степени
Орден Святой Анны 1-й степени с императорской короной и мечами Орден Святого Станислава 1-й степени с мечами Орден Святого Владимира 3-й степени Орден Святой Анны 2-й степени
Орден Святой Анны 3-й степени с бантом Орден Святого Станислава 3-й степени

Медали и кресты:

Крест «За службу на Кавказе»

Иностранные:

Орден Славы 2-й степени Орден Железной короны 2-й степени Орден Франциска I 2-й степени
Командор ордена Спасителя

Николай Андреевич Аркас (18181881) — русский военно-морской и государственный деятель, адмирал (1878), генерал-адъютант (1873). Возглавил работу по воссозданию российского военно-морского могущества на южном стратегическом направлении после отмены запретительных статей Парижского договора, в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов занимал пост главного командира Черноморского флота и портов Чёрного моря. Отец Н. Н. Аркаса.

Биография

Греческого происхождения. Младший брат флотского генерал-лейтенанта Захара Андреевича Аркаса[1].

Николай Аркас поступил в 1828 году в черноморский флот волонтёром и на бригантине «Елизавета» крейсировал у Анатолийских берегов, затем на линкоре «Императрица Мария» участвовал при взятии крепости Варны[комм. 1].

Произведён в гардемарины 24 марта 1830 года. В 1830—1832 годах крейсировал на фрегатах «Архипелаг» и «Тенедос» и шлюпе «Диана» у черноморских восточных берегов.

4 января 1833 года был произведён в первый офицерский чин — мичмана. На линкоре «Императрица Мария», в эскадре вице-адмирала Лазарева, перешёл из Севастополя на буюкдерский рейд, откуда с десантными войсками прибыл в Феодосию. Пожалован турецкой золотой медалью.

В 1834 и 1835 годах на корвете «Ифигения» перешёл из Севастополя в Константинополь, а оттуда в Архипелаг и Средиземное море.

В 1836 и 1838 годах на том же корвете и фрегате «Агатополь» крейсировал у восточного берега и участвовал (1838) в десантной высадке при занятии местечка Туапсе.

22 сентября 1837 года произведён за отличие в лейтенанты.

В 1838—1840 годах на корвете «Ифигения» перешёл из Севастополя в Константинополь, а оттуда плавал в Архипелаге и Средиземном море, потом на том же корвете, крейсировал у восточных берегов Чёрного моря и участвовал в десантной высадке при занятии местечка Псезуапсе.

В 1841 году на шхуне «Забияка» плавал между Севастополем и Николаевом. В следующем году был у проводки корабля «Двенадцать апостолов» от Николаева до Севастополя.

В 1842—1843 годах крейсировал в Чёрном море, потом с десантными войсками плавал между Севастополем и Одессой, затем был командирован в Петербург и назначен в распоряжение комитета о постройке пароходов, под председательством адмирала Рикорда.

В 1844 году лейтенанту Аркасу было поручено усиление Каспийской флотилии и заведение пароходства на Каспийском море. Командуя отрядом из 12 судов (шхуна «Опыт», бот «Ящерица», пароход «Волга», 2-е железные и 2-е деревянные баржи, 3-и разобранных парохода в 100 сил каждый и 2-е тихвинки с грузом), он перешёл из Петербурга в Астрахань р. Невою, Ладожским озером, по р. Вытегре, Мариинскому каналу, р. Ковжею, Белым озером, и по рекам Шексне и Волге. В Астрахани Аркас осуществлял руководство по сборке там привезённых им пароходов «Кура», «Тарки» и «Ленкорань», в следующем году открыл пароходство по Каспийскому морю. После этого возвратился в Петербург, откуда был командирован в Севастополь.

15 апреля 1845 года за отличие произведён в капитан-лейтенанты.

В 1846—1848 годах командуя пароходофрегатом «Бессарабия» ходил с главным командиром черноморского флота и портов из Николаева в Одессу и Севастополь. Потом был командирован в Англию для постройки там пароходофрегата «Владимир», командуя которым, он возвратился в Севастополь. Имел поручение собрать в Англии сведения, относящиеся преимущественно до артиллерии. Награждён орденом Св. Анны 2-й степени.

В 1849—1852 годах командуя пароходофрегатом «Владимир» ходил по черноморским портам и в Средиземное и Адриатическое моря.

1 февраля 1852 года награждён за беспорочную выслугу орденом Св. Георгия 4-й степени, 30 марта за отличие произведён в капитаны 2-го ранга, 2 октября 1852 года пожалован в флигель-адъютанты и переведён на Балтийский флот в гвардейский экипаж. Был командирован на Луганский литейный завод для осмотра и составления нового штата по управлению заводом.

7 февраля 1853 года назначен членом Пароходного комитета. 19 апреля назначен эскадр-майором, с оставлением в прежнем звании (по 1856 год)[4]. 12 мая был назначен непременным членом Морского учёного комитета. Был командирован в образцовый пехотный полк для узнавания правил фронтовой службы. В звании эскадр-майора на пароходофрегате «Грозящий» и паровых яхтах ходил в императорской свите к Гогланду на манёвры флота. Состоял членом комитетов по составлению новых сигнальных книг и по пересмотру и своду постановлений к образованию главных частей морского министерства.

В 1854 году был командирован в Берлин, Гамбург, Брюссель и Голландию откуда сопровождал команду корвета «Наварин» в пределы России и возвратился в Петербург. Строил в Риге 16 канонерских лодок и формировал ополчение для их укомплектования; по делам службы ездил четырёхкратно в Финляндию, и из Або на Аландские острова. В октябре имея свой брейд-вымпел на пароходофрегате «Олаф» ходил с отрядом пароходофрегатов в крейсерство к мысу Дагерорт (Ристна)[нем.]. Состоял членом комитетов: по приспособлению на кораблях балтийского флота улучшений по артиллерии, и по усовершенствованию морского уголовного законодательства.

В 1855 году на придворных паровых яхтах ходил в императорской свите между Петербургом, Петергофом и Кронштадтом; направлялся в Петрозаводск, в Финляндию до г. Або и в Николаев. По чертежам своего изобретения строил 14 плавучих батарейных, 4-пушечных плотов, предназначавшихся для защиты Кронштадта. Состоял членом особого артиллерийского комитета под председательством генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича. 30 августа 1855 года произведён, за отличие, в чин капитана 1-го ранга. Получил бронзовую медаль в память кончины императора Николая I.

В 1856 году плавал в императорской свите в Финском заливе и сопровождал Его Величество в Гапсаль и обратно. В мае 1856 г. подал прошение министру финансов о необходимости учредить акционерное судоходное предприятие на Чёрном море. Император Александр Второй высочайшим повелением одобрил предложение о создании «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ).[5] При образовании акционерной компании РОПиТ, Аркас был в числе учредителей и избран директором[6].

В 1856—1857 годах по должности директора общества устроил пароходства по Чёрному, Азовскому и Средиземному морям; ездил дважды в Англию, Францию, Бельгию и Голландию для покупки и заказа пароходов. На пароходофрегате «Херсонес» ходил из Одессы в Константинополь, Грецию и Италию.

2 декабря 1857 года получил в командование гвардейский экипаж, с оставлением в звании флигель-адъютанта.

В 1858—1859 годах в качестве главного начальника промерных работ заведовал описью и промером Невской губы до Кронштадта. На паровой яхте «Александрия» и пароходе «Ильмень» ходил в императорской свите по рекам Неве и Свири и озёрам Ладожскому и Онежскому. Имея последовательно свой брейд-вымпел на паровой яхте «Александрия» и парусной яхте «Королева Виктория» командовал всею винтовой канонерскою флотилией, участвуя 25 июня 1859 года в церемониале на Неве по случаю открытия монумента императору Николаю I, затем был откомандирован в Свеаборг для осмотра второй эскадры винтовой флотилии.

19 января 1860 года назначен главным начальником морских и прибрежных промеров вокруг Кронштадта и далее в море. 16 февраля произведён, за отличие, в чин контр-адмирала и зачислен в Свиту Его Императорского Величества, с оставлением командиром гвардейского экипажа.

В 1862 году назначен заведовать лодками шхерной флотилии, зимовавшими в Петербурге.

В 1863 году на императорской яхте «Штандарт» ходил в императорской свите из Кронштадта в Гельсингфорс и обратно.

14 апреля 1866 года получил годовой отпуск для излечения от болезни, с отчислением от командования гвардейским экипажем, с сохранением права ношения мундира этого экипажа. 28 октября 1866 года произведён в вице-адмиралы.

26 апреля 1871 года назначен главным командиром Николаевского порта и военным губернатором города Николаева, а с 1 октября назначен главным командиром Черноморского флота и портов.

В 1872 году вызван в Петербург для участия в заседаниях комиссии, учреждённой под председательством Великого князя Константина Николаевича о будущем значении и устройстве Севастополя.

30 августа 1873 года пожалован в генерал-адъютанты, с оставлением в прежних званиях и по гвардейскому экипажу.

Генерал-адъютант
Н. А. Аркас, 1877 год

В 1877 году ездил в Кишинёв для представления Его Высочеству главнокомандующему южных армий, потом в Севастополь для осмотра пароходов активной обороны и производства опытов по минной части; затем был вызван в Петербург для участия в заседаниях комиссии под председательством Великого князя Константина Николаевича, назначенной для определения типа судов русского флота.

Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов адмирал Аркас осуществлял личное руководство подготовкой мобилизованных пароходов и шхун для боевых действий на Чёрном море, организовал испытание качественно нового оружия — мин.

В 1878 году ездил из Николаева в Сан-Стефано, для совещания с начальником штаба главнокомандующего армии по вопросу об организации отправления морем части армии из портов Турции и Болгарии. 16 апреля 1878 года произведён, за отличие, в адмиралы. Избран почётным членом общества Красного Креста.

В начале 1881 года Аркас, по расстроенному здоровью, был уволен с должности главного командира и до самой кончины жил в Николаеве.

Литературная деятельность

Продолжительные плавания по Чёрному морю и Архипелагу, под командованием лучших капитанов Путятина и Корнилова, сделали из Аркаса хорошего моряка. Он неоднократно участвовал в десантных высадках и в военных действиях против горцев. Проявил мастерство наблюдательности: при посещении иностранных портов вёл записи, извлечения из которых были напечатаны в журнале «Морской сборник». В них заключаются довольно обстоятельные описания тогдашнего состояния флотов турецкого, греческого и неаполитанского.

Статьи

  • «Описание манёвров двух соединённых дивизий Балтийского флота» (1853)
  • «Турецкий, греческий и неаполитанский флоты в 1852 г.» (1853)
  • «Размышления о приготовлении к дальнему вояжу» (1854)
  • «Испытание над гребными винтами на паровой канонерской лодке „Пострел“, деланные в 1855 г.» (1856)

Семья

Дети от брака с Софьей Петровной Богданович (1824—1898), дочерью обер-штер-кригскомиссара Черноморского флота, устроителя поместья Старая Богдановка:

  • Константин (1854 — 20.3.1889), лейтенант.
  • Николай (26.12.1852/07.01.1853 — 13.03.1909), просветитель, композитор, историк.

Награды

Российской империи:

Иностранных государств:

Комментарии

  1. В Общем морском списке годом поступления указан 1829 год, но исходя из того, что Варна взята в сентябре 1828 года, годом поступления должен быть 1828 год. 1828 год также указан как год поступления в Иллюстрированной хронике войны.[2][3].

Примечания

  1. Аркас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: Типография Морского Министерства, 1897. — Т. IX / Царствование императора Николая I. А — Г. — С. 112.
  3. Иллюстрированная хроника войны. Приложение к «Всемирной иллюстрации» : журнал. — 1878. — № 74. — С. 226—227.
  4. Зимин И. Морская охрана российских императоров (1848—1917 гг.) // Морской сборник. —— 2008. — № 10. — С. 67—77.
  5. Н. Ю. Березовский и др. Российский императорский флот. 1696-1917. — Москва: Русский мир, 1996. — С. 29. — 272 с. — ISBN 5-85810-010-4.
  6. В. Владимиров. РОПиТ (или, позднее, Черноморское пароходство) родилось как ответ на поражение в Крымской войне, Час Пик, № 19(523), 15.05.2011. Дата обращения: 13 августа 2019. Архивировано 13 августа 2019 года.
  7. Акции были пожалованы в награду за окончательное устройство Общества.
  8. Награждён за труды при обсуждении финансовых средств Комитета о раненых.

Литература

  • Генерал-адъютант вице-адмирал Н. А. Аркас // Иллюстрированная хроника войны. Приложение к «Всемирной иллюстрации» : журнал. — 1878. — № 74. — С. 226—227.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: Типография Морского Министерства, 1897. — Т. IX / Царствование императора Николая I. А — Г. — С. 112—117. — 686 с. — (Военно-историческая библиотека).
  • Морской список. — СПб., 1866.
  • В. Н. Христенко. Адмирал Н. А. Аркас. – Художественно-литературное издание. Николаев, ФЛП Швец В. М., 2021. – 284 с.