Антефикс
Анте́фикс или Антефи́кса (лат. antefixus — впереди прикреплённый, от ánte — впереди и fígere — прикреплять, привязывать, фиксировать) — в античной архитектуре — элемент в виде щитка, вертикально поставленной пластины, плиты или плитки из мрамора или терракоты. Такие щитки, в отличие от акротериев, прикрепляемых по углам треугольного фронтона, устанавливали рядами, с интервалами вдоль кровли по боковым фасадам здания[1]. Антефиксы закрывали торцы калиптеров (др.-греч. καλύπτρα — покрышка) — узких желобчатых черепиц кровли из терракоты или мрамора. Двускатные (коринфские) или полукруглые (лаконские или сицилийские) в поперечном сечении, калиптеры располагались рядами, прикрывая стыки плоских черепиц — солен (др.-греч. ςωληνος — труба, жёлоб), по которым стекала дождевая вода. Отсюда полукруглая форма антефиксов[2]. Антефиксы не имеют утилитарной функции водостоков, они играют декоративную роль. Дождевая вода накапливалась в специальном жёлобе, расположенному параллельно краю кровли — симе. В такой симе через определённые интервалы делали отверстия, снаружи оформленные в виде маскаронов: масок львов или горгон с раскрытыми ртами, через которые выливалась вода. В средневековье такие устройства называли: гаргулья. Таким образом, антефиксы, как и акротерии, отличаются от масок-водомётов[3].
Антефиксы использовали древние этруски на территории северной и центральной Италии в VII—VI веках до н. э. Этрусские антефиксы делали из терракоты формованием или ручной лепкой (последние называют простипами) и расписывали минеральными красками. Они прикрывали торцы желобов деревянной кровли. Наиболее интересные образцы найдены археологами при раскопках этрусских городов Сатрик, Тарквиния, Вейи и Пирги[4][5].
Наиболее простые антефиксы выполнены в форме пальметты или антемия. Многие украшены маскаронами с изображениями Горгоны Медузы или сфинкса. Значительное количество антефиксов и реконструкции этрусских храмов экспонируются в Музее виллы Джулия в Риме. Антефиксы, расположенные вдоль кровли, издали воспринимаются орнаментальным рядом, что придаёт им дополнительное декоративное значение. Антефиксы получили распространение в древнегреческой и древнеримской архитектуре. Римляне изготавливали их из мрамора, ярко расписывали или золотили. Позднее антефиксы потеряли утилитарное значение и использовались с целью декоративной и исторической стилизации в архитектуре классицизма и неоклассицизма.
![]() |
![]() |
![]() |
Галерея
-
Репродукция антефиксов с анфимией, Афины
-
Акротерион, вилла Гетти, внешний перистиль
-
Этрусский антефикс из Черветери с изображением менады в изысканной диадеме и серьгах из гроздей винограда, Метрополитен-музей
-
Римский антефикс, украшенный бодающимися головами двух козлов, Метрополитен-музей
-
Орнамент крыши (антефикс) в виде танцующей менады и этрусского сатира 500–475 гг. до н. э., вилла Гетти
-
Антефиксы в положении
См. также
Примечания
- ↑ Антефиксы // Словарь античности = Lexikon der Antike / cост. Й. Ирмшер[нем.], Р. Йоне[нем.]; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва, О. Л. Левинская; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев, Т. В. Васильева, М. Л. Гаспаров и др. — М.: Прогресс, 1989. — С. 35. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9.
- ↑ Власов В. Г.. Антефикс // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 305—306
- ↑ Трацевский В. В., Колосовская А. Н., Чижик И. А. Классические архитектурные формы. — Минск: Высшая школа, 2008. — С. 157
- ↑ Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII—IV вв. до н. э. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1965. — С. 48
- ↑ Культура и искусство этрусков. Успехи изысканий последних десятилетий в южной Этрурии. —Roma: Fratelli Palombi Tditori, 1989. — С. 53—55