Андрей Первозванный (судно)
«Андрей Первозванный» | |
---|---|
![]() |
|
Класс и тип судна | научно-промысловое |
Организация | Мурманская научно-промысловая экспедиция |
Изготовитель | Schiffbau & Maschinenfabrik Bremer Vulkan AG. Vegesack |
Спущен на воду | 1899 |
Выведен из состава флота | 1959 |
Статус | выведен из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 430 т (или 336 т) |
Скорость хода | 11,0 узлов |
Автономность плавания | 3700 миль |
Андрей Первозванный — пароход, который стал первым в мире научно-промысловым судном и первым специально построенным научно-исследовательским судном Российской империи. Впоследствии был переименован в «Мурман».
История
Судно «Андрей Первозванный» было заказано Российской империей на судостроительном заводе «Бремер Вулкан» (нем. Schiffbau & Maschinenfabrik Bremer Vulkan AG. Vegesack) в Германии; спущен на воду в 1899 году. Строительство формально финансировалось Комитетом помощи поморам Русского Севера, но в основном судно «Андрей Первозванный» было построено на государственные деньги. в Германии в 1899 г.[1]. Оно стало родоначальником особого класса исследовательских, научно-промысловых и научно-поисковых судов (НПС)[2] или, по современной терминологии, НИРС — научно-исследовательских рыболовных судов. Большим преимуществом судна было оснащение новейшими по тому времени приборами и орудиями лова: траловой лебёдкой и тралами новейшей конструкции[3].
«Андрей Первозванный» до 1907 года был экспедиционным судном «Экспедиции по научно — промысловому исследованию Мурмана», базой экспедиции был г. Александровск-на-Мурмане. Руководители экспедиции — Книпович Н.М., позже Л. Л. Брейтфус. Исследования, проводимые на судне стали началом развития промысловой океанологии: биологические (в 2000 пунктах) и гидрологические (в 1500 пунктах) исследования в районах южной части Баренцева моря дали ценнейшие материалы по биологии, сезонным явлениям физической географии и промысловым богатствам вод[4].
С начала эксплуатации (1899 г.) на «Андрее Первозванном» гидрографией занимался выпускник мореходных классов СПБ речного яхтклуба, потомок великого дворянского рода Чичаговых — Василий Николаевич Чичагов (1875—1931 г.), с 1903 по 1907 года В. Н. Чичагов служил капитаном на этом пароходе и после расформирования Мурманской экспедиции был направлен для дальнейшей работы в Дирекцию маяков и лоций Белого моря.
18 ноября 1910 года пароход «Андрей Первозванный» был куплен Морским ведомством и в качестве транспорта «Мурман» зачислен в состав Балтийского Флота. С 16 июля 1915 г. переклассифицирован в гидрографическое судно и 17 июля 1916 г. причислен к ФСЛО (Флотилия Северного Ледовитого океана)[4].
С 1 января 1932 г. судно переименовано в «Мгла», 2 октября 1954 г. переформировано в отопитель «ОТ-12», а 25 июня 1959 г. списано[4].
Конструкция
Водоизмещение «Андрея Первозванного» — 410 тонн (по другим данным — 336 т). Мощность энергоустановки была достаточна для того, чтобы развивать скорость до 11 узлов. Дальность плавания — 3700 миль.
На борту судна располагались гидрологическая и биологическая лаборатории, снаряжение, предназначенное для проведения тральных и гидрографических работ.
В разработке технического задания на постройку судна участвовал русский гидролог и зоолог профессор Н. М. Книпович.
Литература
- Краснов В. Н., Балабин В. В. История научно-исследовательского флота Российской академии наук// Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. — М.: Наука, 2005. — 264- стр. 8, 45, 4.
- РГА ВМФ (фонд Р-2192, опись 2, дело 5389)
Примечания
- ↑ Бреславец Ирина Николаевна. Генезис форм организации промышленного рыболовства // Вестник МГТУ. — 2010. — № 1.
- ↑ Игнатьев С. М. Исследовательский флот России (конец XIX — начало XX века) // История отечественной океанологии. Тезисы докладов II Межд. конференции. — Калининград, 1999. — С. 37-46.
- ↑ Яковленков Е. А. Рыбопромысловое и научно-исследовательское оснащение первого российского рыболовного НИС «Андрей Первозванный» // Рыбное хозяйство, 2015, № 4. — С. 112—117.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Колончин Кирилл Викторович, Левашов Дмитрий Евгеньевич. О ЖЕЛЕЗЕ МОРСКОМ ЗАМОЛВИМ СЛОВО // Труды ВНИРО. — 2021.