Комитет для помощи поморам Русского Севера

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Комитет для помощи поморам Русского Севера
КПП
Дата основания 1894
Дата роспуска 1908
Председатель П. А. Фадеев

Комитет для помощи поморам Русского Севера — общественная благотворительная организация, созданная при Санкт‑Петербургском отделении Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству после одномоментной гибели в Белом море 25 поморских судов в 1894 году.

Программа и руководство

Комитет для помощи поморам первоначально был организован для обеспечения семей поморов, погибших в сентябре 1894 во время штормов в Белом море (25 судов)[1]. Суда шли с Мурманского берега с грузом рыбы, улов которой составлял годовой заработок добытчиков. Хозяева разбитых кораблей были разорены[2].

Местные купцы и промышленники были не в состоянии помочь семьям пострадавших: летом 1894 года в Архангельске вспыхнула холера, закрывшая дорогу иногородним и иностранным купцам на осеннюю ярмарку-кормилицу[2].

30 декабря 1894 года при Обществе содействия русскому торговому мореходству был создан Комитет для помощи поморам Русского Севера. По докладу С. Ю. Витте император Николай II разрешил начать сбор средств для помощи пострадавшим, а для начала выдать Комитету 5 тысяч рублей из казны. Покровителями Комитета для помощи поморам стали великий князь, военный моряк Александр Михайлович и его супруга Ксения Александровна — сестра императора Николая II, покровительствовавшая Обществу спасения на водах. Не случайно их именами назвали два спасательных крейсера на Мурмане[2].

Председателем Комитета стал сенатор П. А. Фадеев, заведующий делами Михаил Фёдорович Мец — председатель Санкт-Петербургского отделения Общества для содействия русскому торговому мореходству, предоставивший свой дом для КПП. Членами комитета в разное время были: протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, меценат культуры и знаток Севера, генерал Андрей Андреевич Боголюбов, купец-помор Н. И. Гунин, «непременные члены» К.К. де Риппас, К. И. Михайлов, Ф. Н. Чернышёв, военные, купечество. Почетным председателем был избран Великий князь Александр Михайлович[2]. В 1895 году комитету удалось собрать пожертвований на сумму 50 тысяч рублей, к 1902 году — 152 тыс. рублей, а к 1907 году — 193 тысячи. 150 тыс. руб. выделило правительство[3].

Устав Императорского Общества Судоходства предусматривал, что Комитет состоит при нём на условиях самостоятельности, «озабочивается распространением своей деятельности на всё население, занимающиеся промыслами на водах Империи», использует собранный им капитал для оказания помощи семьям погибших поморов «назначением единовременных и пожизненных пенсий, а в особых случаях предоставлением нуждающимся поморам ссуд». Комитету также поручалось «всестороннее изучение быта поморов и проектирование мер, способствующих развитию их промыслов и, вообще, благоустройству Русского Севера»[2].

Затем программа деятельности Комитета была расширена: она предусматривала содействие поморам в строительстве и страховании судов; издании мореходных карт и гидрометеосведений, организацию промышленных исследований, строительство спасательных станций и т. д. Главной задачей Комитета стала организация Мурманской научно-промысловой экспедиции[2], созданной научным секретарём Северной комиссии Комитета, 30-летним Н. М. Книповичем в 1898 году. Она получила в свое распоряжение здания для лаборатории, причал и склады в г. Александровске, арендовала помещения в с. Териберка — самом крупном становище Восточного Мурмана.

Из пасынка Российской империи с помощью крупномасштабных долговременных рыбохозяйственных исследований предстояло превратить в рыбопромысловый регион Баренцево море, к концу XIX в. остававшееся «белым пятном» в хозяйственном плане[2].

Планы и их реализация

В программе Комитета и созданной при нём в 1896 году Северной комиссии были отражены широкие перемены, которые должны были приблизить жизнь Русского Севера к стандартам соседней Норвегии, где в таком же суровом климате люди жили более благоустроенно, имели школы, дороги, связь с крупными городами. Несмотря на то, что современники признали эту программу утопичной, польза от деятельности Комитета всё же была[2].

Комитет оказал существенную помощь семьям погибших в 1894 году поморов. По составленным архангельским губернатором спискам, на попечении Комитета с 1896 по 1902 год состояло 157 семей поморов, а в 1903 году — 163 семьи. Потерявшим кормильцев семьям (старикам-родителям, вдовам, сиротам) выплачивались пенсии, девушкам-невестам выдавалось по 100 р. в приданое.

Комитет добился продления льготы жителям морских побережий на бесплатную вырубку леса под постройку судов. Государственный банк через Архангельское отделение выдавал судовладельцам ссуды «при условии личной благонадёжности»[2].

Комитет открыл промысловый телеграф, содействовал открытию линии Вардё — Восточная Лица, устроил в Териберке и Рынде спасательные станции, улучшил снабжение колонистов вещами и продуктами. За 8 лет (с 1900) было оказана помощь 347 судам, на которых находилось 1 297 человек. Многое из задуманного не удалось осуществить: например, централизованное снабжение промышленников наживкой, профессиональное обучение рыбному делу местных подростков и т. п[2].

Комитет провёл статистические исследования по составу Беломорского парусного флота, собрав сведения о 414 судах, а также о колонистах на Мурмане в 1899, 1900 и 1902 гг., проанализировал деятельность 55 торговых и 36 промышленных предприятий. Были собраны сведения о рыболовных и звериных промыслах.

Таким образом, КПП занимался и научными исследованиями Европейского Севера. Именно для этих целей и была создана Северная комиссия, в которую вошли академики Б. Б. Голицын, Ф. Н. Чернышёв, М. А. Рыкачёв, профессора А. А. Бялыницкий-Бируля, Г. И. Танфильев, И. Б. Шпиндлер, В. В. Заленский, Н. М. Книпович (секретарь комиссии), генеральный консул в Норвегии А. А. Теттерман, а также военный гидрограф М. Е. Жданко. Комиссия определила неотложные меры для улучшения экономического положения Русского Севера и на добровольные пожертвования заинтересованных людей планировала «произвести всесторонние систематические исследования, каковых до сих пор … не производилось»[2].

Комитет попытался наладить взаимное страхование поморских судов. С этой инициативой от лица самих поморов выступил шкипер С. В. Постников. Инициативу одобрил император Николай Александрович, написав Комитету: «Мне приятно выразить особую сердечную признательность за столь отзывчивое и заботливое отношение к близким нашему сердцу нуждам поморского населения». К работе по страхованию поморских судов в 1902 году были привлечены статистики (Н. В. Романов) и специалисты по страхованию (И. И. Шестаков). Были рассчитаны суммы страховых взносов и пенсий, вопрос обсуждался на волостных сходах поморов и в Главном управлении торгового мореплавания. Однако министерство финансов отказало поморам в стартовом капитале мероприятия «за недостатком средств государственного казначейства»[2].

Главным детищем Северной комиссии Комитета с 1897 года стала Мурманская научно-промысловая экспедиция, заложившая основу промысловых исследований, широко развёрнутых затем в Советском Союзе[4]. Однако то, что научно-исследовательскую работу поручили патронировать КПП, привело к гибели самого Комитета[2]: по недостатку денежных средств он прекратил свою деятельность в 1908 году[4].

Примечания

  1. Краткий очерк деятельности Комитета для помощи поморам Русского Севера. 1894—1898. — СПб.,1899.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Чуракова Ольга Владимировна. Комитет для помощи поморам Русского Севера (1894-1908). Go Arctic (17 января 2019).
  3. Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время: Историко-краеведческий словарь. — Мурманск, 2001.
  4. 4,0 4,1 Мурманская научно-промысловая экспедиция. Кольский Север от А до Я. Энциклопедический лексикон (2007).