Кауфман, Ангелика
Ангелика Кауфман | |
---|---|
нем. Angelica Kauffmann | |
Имя при рождении | Мария Анна Катарина Ангелика Кауфман |
Страна | Швейцария |
Жанр | неоклассицизм |
Мария Анна Анге́лика Катарина Ка́уфман (нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann, 30 октября 1741, Куре, Лига дома Божьего — 5 ноября 1807, Рим) — швейцарская художница: живописец и график, представительница неоклассицизма. Одна из двух женщин — основателей Королевской академии искусств в Лондоне в 1768 году[1][2].
Биография
Дочь художника Йоганна Йозефа Кауфмана, выросла в Форарльберге, Австрия. Самостоятельно выучила несколько языков, много читала, увлекалась музыкой (соревнование поэзии, музыки и живописи — частый сюжет картин Кауфман). Рисовать начала с шести лет, помогала отцу в мастерской[3], в одиннадцать лет получила свой первый заказ. C двенадцати лет работала как профессиональный живописец. В 1754 году после смерти матери побывала с отцом в Милане, с 1763 года жила в Риме и Венеции. В 1772 году стала членом Академии изящных искусств Флоренции[4]. В Риме познакомилась с Иоганном Иоахимом Винкельманом, немецким историком искусства, который стал её первым сторонним учителем и другом. Он отзывался о Кауфман: «Она может быть очень красива, и в пении может соперничать с нашими лучшими виртуозами».
В 1766 году по предложению английского посла и его супруги уехала в Лондон, где прожила пятнадцать лет. В Англии стала единственной женщиной-художницей, которая была принята в члены лондонской Королевской академии искусств. Её портрет написал знаменитый Джошуа Рейнольдс (1766), она в ответ написала портрет Рейнольдса. В его записной книжке её имя значилось как «Мисс Анжелика» или «Мисс ангел». Другой пример её дружеских отношений с Рейнольдсом можно найти в её интерпретации классической темы «Et in Arcadia ego», которую Рейнольдс повторил несколько лет спустя в своем портрете Миссис Бувери и Миссис Крю. В 1767 году Кауфман была соблазнена самозванцем под именем графа Фредерика де Хорна, за которого она вышла замуж, но в следующем году они расстались.
Кауфман была среди основателей Королевской Академии художеств в Лондоне, участвовала в создании росписей собора Св. Павла. Она провела несколько месяцев в Ирландии в 1771 году, в качестве гостя лорда-лейтенанта Ирландии, и выполнила там ряд портретных заказов. Среди её друзей был Жан-Поль Марат, живший тогда в Лондоне и занимавшийся медициной, с которым у неё, возможно, был роман. В 1781 году Ангелика вышла замуж за художника Антонио Дзукки и вернулась в Рим. Дружила со многими известными деятелями культуры своего времени: Винкельманом, Антоном Рафаэлем Менгсом, Иоганном Вольфгангом фон Гёте, Антонио Кановой, Соломоном Гесснером и другими. Её последняя выставка состоялась в Риме в 1797 году. В 1810 году биографию художницы написал итальянский историк Джованни Баттиста де Росси.
Кауфман продолжала время от времени участвовать в деятельности Королевской академии в Лондоне, её последняя выставка состоялась в 1797 году. После этого она работала мало. В 1807 году умерла в Риме, удостоившись пышных похорон. Многие члены Академии Святого Луки, духовные лица и ценители искусства, последовали к её гробнице в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Как и при погребении Рафаэля, две её лучшие картины были пронесены в процессии.
Творчество
Живописное творчество Ангелики Кауфман — портреты, картины на библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты — развивалось в границах эстетики неоклассицизма. Сама художница относила своё творчество прежде всего к исторической живописи, что было необычным для этого жанра, считавшегося в XVIII-м веке исключительно мужским занятием, как, впрочем, и живопись вообще. Историческая живопись особенно почиталась в академическом искусстве того времени, однако под руководством сэра Джошуа Рейнольдса Королевская Академия приложила все усилия, чтобы поддержать энтузиазм художницы в этом направлении. Но несмотря на популярность, которой Кауфман пользовалась в британском обществе, и её успех там как художника, она была разочарована относительной апатией англичан к исторической живописи. В конце концов ей пришлось покинуть Британию и отправиться на континент, где историческая живопись была лучше известна, пользовалась большим уважением и покровительством меценатов и коллекционеров[5].
Историческая живопись, согласно академической теории искусства, считалась наиболее возвышенным жанром. Её предметом было создание композиций, основанных на темах из истории, мифологии, литературы и текстах Священного Писания. Для этого требовались обширные познания в библейской и классической литературе, теории искусства и практическая подготовка, включавшая изучение пластической анатомии, истории костюма, вооружений и прочих специальных областей. Большинство женщин были лишены доступа к такой подготовке, особенно возможности рисовать с обнажённых моделей; тем не менее Кауфман сумела пересечь гендерную границу, чтобы приобрести необходимые навыки, и достигла репутации успешного художника исторического жанра[6].
Оценки и критика
Ангелика Кауфман относительно скоро приобрела широкую европейскую известность. В 1762 году она стала членом флорентийской Академии искусств, с 1765 — членом Академии Св. Луки в Риме, с 1768 года — Французской и Британской Королевских академий. В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом популярных романов. Образ художницы послужил прототипом героини популярного романа Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» (1807).
Чарльз Уилсон Пил (1741—1827), живописец, патриот и основатель американской художественной династии, назвал свою дочь в честь художницы. Произведения Кауфман воспроизводили и тиражировали в гравюрах Ф. Бартолоцци и его ученик Г. И. Скородумов в технике цветного пунктира, наиболее подходящей для передачи нюансов живописи. Почитателем художницы был Этьен Морис Фальконе. Сама Ангелика испытала влияние идей не только Винкельмана, но и Антона Рафаэля Менгса. Тем не менее, слава Ангелики Кауфман не была абсолютной. Несмотря на принадлежность к эпохе неоклассицизма и даже проявлений некоторых тенденций романтизма, в творчестве художницы преобладают качества салонного сентиментализма, которые в то время оценивали положительно как «превосходный римский вкус». Многое, и, прежде всего, критические оценки и обвинения в салонности, сближает творчество Кауфман и другой художницы Э. Виже-Лебрен.
Известность Кауфман в России
Художница была знаменита и в современной ей России. Оду «К Анжелике Кауфман» (1798) сочинил Г. Р. Державин. В 1774 году, во время работы в Санкт-Петербурге над памятником Петру I, Этьен Морис Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщал, что «является обладателем почти всех её произведений»[7]. Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, писала миниатюры на стекле, используя в качестве оригиналов гравюрные воспроизведения картин художницы.
Гравюры с произведений Кауфман служили образцами для скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. И. Шубин, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.
В петербургском Эрмитаже имеется несколько картин Ангелики Кауфман:
- Автопортрет. Между 1780 и 1785 годами
- Вергилий, читающий «Энеиду» Октавии и Августу. 1788
- Монах из Кале. 1766—1781
- Гектор призывает Париса на битву. 1775
- Детство девы Марии. 1791
- Прощание Абеляра и Элоизы. До 1780 г.
- Безумная Мария. После 1777 г.
- Портрет графини А. С. Протасовой с племянницами. 1788
- Венера уговаривает Елену любить Париса. 1790
Ещё две больших картины находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств:
- Спящий младенец Сервий Туллий. 1785
- Узнанный Ахиллес. 1789
О первой из этих картин Екатерина II писала: «получила великолепную картину от г-жи Ангелики Кауфман; это очень, очень красивая вещь»[8]
В 2007 году в Шварценберге, Форарльберг (Австрия) был основан Музей Ангелики Кауфман. Ежегодно меняющиеся выставки посвящены различным аспектам и темам её творчества[9]. На выставке 2019 года «Анжелика Кауфман — неизвестные сокровища из частных коллекций Форарльберга» многие её картины были представлены публике впервые, так как большая часть её произведений принадлежит частным коллекционерам[10]. Музей расположен в старом фермерском доме («Kleberhaus») в типичном архитектурном стиле региона[9].
В её честь назван кратер Кауфман на Венере.
Галерея
-
Миранда и Фердинанд. Драма Шекспира «Буря». 1782. Галерея Бельведер, Вена
-
Баронесса фон Крюденер с сыном. 1786. Лувр, Париж
-
Венера уговаривает Елену любить Париса. 1790. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Ариадна, покинутая Тесеем. 1774. Музей изящных искусств, Хьюстон
-
Портрет Элеоноры, графини Лодердейл. Ок. 1780. Музей изящных искусств, Хьюстон
-
Ф. Бартолоцци по оригиналу А. Кауфман. Прекрасная Родопа, влюбленная в Эзопа. 1782. Цветной пунктир
-
Ваза с росписью по картине А. Кауфман. 1775. Фарфор. Мануфактура Челси-Дерби, Англия
-
Девы, пробуждающие купидона. По картине А. Кауфман. 1780. Бисквит. Мануфактура Дерби, Англия
Примечания
- ↑ The Royal Academy, n.d..
- ↑ NMWA, n.d..
- ↑ AKRP: Chronology.
- ↑ Roworth, 2004.
- ↑ Roworth, 1997, pp. 766–770.
- ↑ Roworth, 1997, p. 766.
- ↑ Wraxell N. A tour through some of the northern parts of Europe, particularly Copenhagen, Stockholm and Petersburgh, in a series of letters. — London, 1774. — Р. 228. Русский пер.: Екатерининский Петербург глазами иностранцев. Неизданные письма 1770-х гг. — СПб., 2013. — С. 121
- ↑ Письма Екатерины II к Мельхиору Гримму // Сборник Императорского Русского исторического общества. — СПб., 1878. — Т. 23. — С. 328.
- ↑ 9,0 9,1 Angelika Kauffmann Museum - Tourismus Schwarzenberg (англ.). www.schwarzenberg.at (28 августа 2019). Дата обращения: 10 сентября 2019. Архивировано 3 апреля 2019 года.
- ↑ The Angelika Kauffmann Museum in Schwarzenberg (англ.). Bregenzerwald in Vorarlberg. Дата обращения: 10 сентября 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
Выставки
- Retrospektive Angelika Kauffmann (270 works), Düsseldorf, Kunstmuseum (Nov. 15th 1998 — Jan. 24th 1999);
- München, Haus der Kunst (Febr. 5th — April 18th 1999);
- Chur, Bündner Kunstmuseum (May 8th — July 11th 1999).
Тексты
- Briefe einer Malerin. Mainz: Dieterich’sche Verlagsbuchhandlung, 1999.
Литература
- Основные исследования
- Федотова Е. Д. Ангелика Кауфман / [Автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2004. — 47, [1] с. : ил., цв. ил. — (Мастера живописи). — 1500 экз. — ISBN 5-7793-0810-1.
- Manners V., Williamson G. C. Angelica Kauffmann, R.A. : Her Life and Her Works : [англ.] / by Lady Victoria Manners and Dr. G. C. Williamson. — Reprint of the 1924 ed. published by Bodley Head, London. — New York : Hacker Art Books, 1976. — XIII, 268 p., [32] p. fig. — ISBN 0-87817-183-5. — . — OCLC 646100832.
- Obermeier S. Die Muse von Rom : Angelika Kauffmann und ihre Zeit : [нем.] / Siegfried Obermeier. — Frankfurt am Main : Oberon, 1987. — 220, [4] S. : Portr. — ISBN 3-925844-05-8. — OCLC 247342342.
- Rosenthal A. Angelica Kauffman : Art and Sensibility : [англ.] / Angela Rosenthal. — New Haven, CT; London : Yale University Press, 2006. — IX, 342 p. — ISBN 0-300-10333-6. — ISBN 978-0-300-10333-5. — . — OCLC 1145807507.
- Roworth W. W. Angelica Kauffman : A Continental Artist in Georgian England : [англ.] / edited by Wendy Wassyng Roworth; with essays by D. Alexander, M. F. Adam and M. Mauchline, A. Rosenthal, W. W. Roworth; published in association with the Royal Pavilion, Art Gallery and Museums, Brighton. — London : Reaktion Books, 1992. — 216 p. — ISBN 0-948462-41-8. — . — OCLC 1145778286.
- Roworth W. W. Documenting Angelica Kauffman's Life and Art : [англ.] / Wendy Wassing Roworth // Eighteenth-Century Studies. — Fishkill, NY : American Society for Eighteenth-Century Studies, 2004. — Vol. 37, no. 3. — P. 478–482. — ISSN 0013-2586. — doi:10.1353/ecs.2004.0031.
- Каталоги выставок
- Baumgärtel B. Angelika Kauffmann : [Retrospective : Anläβlich der Ausst., Kunstmuseum Düsseldorf, Samml. Kunstakad. (NRW), 15. Nov. 1998-24. Jan. 1999 etc. : Katalog] / Hrsg. u. bearb. von Bettina Baumgärtel ; Mit Beitr. von Brian Allen et al.. — Ostfildern-Ruit : Hatje, 1998. — 471 s. : Ill., Farbill., Facs., Portr. — ISBN 3-7757-0756-5.
- Sandner O. Angelika Kauffmann und ihre Zeitgenossen : [нем.] : Bregenz, Vorarlberger Landesmuseum, 23. Juli bis 13. Oktober 1968 ; Wien, Österreichisches Museum für Angewandte Kunst, 8. November 1968 bis 1. Februar 1969 / Veranst. der Ausstellung Verein Bregenzer Kunstausstellungen...; hrsg. von Oscar Sandner. — Bregenz : Verein Bregenzer Kunstausstellungen [u.a.], 1968. — XXIV, 143 S., [6], [138] S. fig. — OCLC 714941400.
- Swozilek H. Angelika Kauffmann : Restaurierungen : [нем.] : Begleitheft zur Ausstellung ; Vorarlberger Landesmuseum, Bregenz, 12. Oktober bis 3. November 1991 / Hrsg.: Vorarlberger Landesmuseum,. — Bregenz : Vorarlberger Landesmuseum, 1991. — 15 S. : zahlr. Ill. — OCLC 887799269.
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Кауфманн Ангелика Мария Анна Катарина // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 403. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC 605179863.
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 23, 24, 100–101. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1.
- Кауфман Ангелика [Мария Анна Ангелика (Анжелика) Катарина] / Е. Д. Федотова // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 380. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6.
- Bénézit E. Kauffman (Angelica Catharina Maria Anna) / E. Bénézit // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [фр.] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — T. 6 : Jacobs — Loyer. — P. 172–173. — 778 p. — ISBN 2-7000-0154-0. — OCLC 1033658594.
- Roworth W. W. Kauffman [Kauffmann], Angelica / Wendy Wassing Roworth // Dictionary of Women Artists : [англ.] : in 2 vol. / edited by Delia Gaze. — London, Chicago : Fitzroy Dearborn, 1997. — Vol. 2 : J — Z. — P. 764–770. — XLVIII, 1512 p. : ill. — ISBN 1-884964-21-4. — . — OCLC 1033656447.
- Tietze H. Kauffmann (auch Kauffman, fälschlich Kaufmann), Angelica (Maria Anna C. Catharina) / H. Tietze // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, J. Müller, L. Scheewe, H. Wolff, O. Kellner : [нем.] : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1927. — Bd. 20 : Kauffmann — Knilling. — S. 1–5. — 600 S. — OCLC 873748586.
- Walch P. Kauffman [Kauffmann; Kaufmann], (Maria Anna) Angelica [Angelika] Catharina / Peter Walch // The Dictionary of Art : [фр.] : en 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — Vol. 17 : Jansen to Ketel. — P. 850–854. — XIII, 927 p. : ill. — ISBN 1-884446-00-0. — . — OCLC 1033634748.
- Справочные указатели
Ссылки
- Ангелика Кауфман Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine
- Сайт музея Ангелики Кауфман в Шварценберге (нем.)
- Angelika Kauffmann Research Project* Chronology . Angelika Kauffmann Research Project (n.d.). Дата обращения: 2 декабря 2018.
- Angelica Kauffman: 1741–1807 . The National Museum of Women in the Arts (n.d.). Дата обращения: 2 декабря 2018. Архивировано 6 января 2020 года.
- Angelica Kauffman RA (1741–1807) . The Royal Academy (n.d.). Дата обращения: 2 декабря 2018. Архивировано 5 ноября 2021 года.