Ангара-А5
Ангара-А5 | |
---|---|
Общие сведения | |
Страна | Россия |
Семейство | «Ангара» |
Индекс | 14A127 |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» |
Изготовитель | ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» |
Основные характеристики | |
Количество ступеней | 3 |
Длина (с ГЧ) | 55,23 м |
Диаметр | 8,86 м |
Стартовая масса | 773 т[1] |
Масса полезной нагрузки | |
• на НОО (200 км) | Плесецк: 24,0 т Восточный: 24,5 т [2] |
• на ГПО | Плесецк: [2] Восточный: [2] |
• на ГСО | Плесецк: [2] Восточный: [2] |
История запусков | |
Число запусков | 4 |
• успешных | 4 |
• неудачных | 0 |
• частично неудачных |
0 |
Первый запуск | 23 декабря 2014 года |
Последний запуск | 11 апреля 2024 года |
Ускоритель (Первая ступень) — УРМ-1 | |
Количество ускорителей | 4 |
Маршевый двигатель | РД-191 |
Тяга |
|
Удельный импульс | 311,5/337,4 с |
Горючее | керосин РГ-1 |
Окислитель | жидкий кислород |
Вторая ступень — УРМ-1 | |
Маршевый двигатель | РД-191 |
Тяга | 1922 кН (196 тс) |
Удельный импульс | 311,5/337,4 с |
Горючее | керосин РГ-1 |
Окислитель | жидкий кислород |
Третья ступень — УРМ-2 | |
Маршевый двигатель | РД-0124А |
Тяга | 294,3 кН (30,0 тс) в вакууме |
Удельный импульс | 359 с (3521,8 м/с) в вакууме |
Горючее | керосин РГ-1 |
Окислитель | жидкий кислород |
«Ангара́-А5» — российская ракета-носитель тяжёлого класса семейства «Ангара», первая тяжёлая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР.
Головной разработчик и производитель — Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Первая и вторая ступень — двигатели РД-191 разработки и производства НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко, третья ступень — двигатель РД-0124 разработки и производства Конструкторское бюро химавтоматики[3].
Главный заказчик — Министерство обороны РФ.
Первый запуск с космодрома Плесецк состоялся 23 декабря 2014 года, с космодрома Восточный — 11 апреля 2024 года.
Разработка
Этот раздел не завершён. |
Хронология разработки А5
Официальный старт проекту положил указ бывшего президента РФ Бориса Ельцина от 6 января 1995 года «О создании космического ракетного комплекса „Ангара“». Государственными заказчиками были Минобороны РФ и Российское космическое агентство (впоследствии Федеральное космическое агентство, ныне госкорпорация «Роскосмос»). Головным разработчиком стал ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
В 1990-е годы работы по проекту фактически не велись из-за недофинансирования ракетно-космической отрасли, они возобновились в 2000-е годы.
- Конец 2015 года — подписан госконтракт между Роскосмосом и Центром им. Хруничева на изготовление трёх первых ракет «Ангара-А5». Он предполагает разработку, изготовление и проведение лётных испытаний носителей. Первая «Ангара-А5» должна быть собрана до мая 2021 года, вторая — в 2024 году, третья — в 2025 году. Первый пуск тяжёлого носителя с дальневосточного космодрома, согласно требованиям госконтракта, должен быть проведён с августа по декабрь 2021 года[4].
- 2 марта 2018 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, по итогам посещения омского ПО «Полёт», сообщил о принятии решения об открытии работ по модернизации «Ангары-А5»: ракету необходимо облегчить и увеличить её тяговооружённость. Кроме того, необходимо открыть работы по кислородно-водородному двигателю, который будет применяться в третьей ступени «Ангары-А5В»[5].
- 26 марта 2018 года в ответ на запрос СМИ в дирекции по коммуникациям центра им. Хруничева сообщили, что предприятие приступило к изготовлению первой ракеты-носителя «Ангара-А5» тяжёлого класса для проведения запланированного на 2021 год пуска с космодрома Восточный[4]. Комментируя эту новость, вице-премьер Дмитрий Рогозин уточнил, что речь идёт об обычной версии носителя — «Ангара-А5», а не о её модернизированной версии «Ангара-А5М», поскольку первая не соответствует изначально заложенным техническим требованиям и нуждается в доработке[6].
- В конце 2018 года была произведена продувка моделей «Ангары-А5» в большой гиперзвуковой и ударной аэродинамических трубах в ЦАГИ, были определены особенности обтекания и теплообмена на поверхности ракеты-носителя на траектории выведения при гиперзвуковых режимах полёта; по итогам испытаний были внесены изменения в конструкцию ракеты[7].
- 19 декабря 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин во время посещения ПО «Полёт» сообщил, что второй лётный экземпляр «Ангары-А5», запущенный 14 декабря 2020 года, полностью подтвердил требования заказчика (МО РФ) по грузоподъёмности и по точности выведения; 28 декабря вице-премьер РФ Юрий Борисов подтвердил, что во второй запущенной «Ангаре-А5» исправлены ранее выявленные недостатки, она подтвердила своё соответствие требованиям Минобороны[8]. «Ангара-А5М» будет запущена в 2024 году[9].
- 18 февраля 2021 года генеральный конструктор КБ «Салют» Центра им. М. В. Хруничева Сергей Кузнецов в интервью СМИ сообщил, что вторая «Ангара-А5», запущенная 14 декабря 2020 года, по параметрам точности выведения груза и грузоподъёмности перевыполнила требования, заданные Минобороны: на НОО было выведено более 23 тонн, на ГСО — 2420 кг. При этом расчёты остатков компонентов топлива показали, что на «Ангаре-А5» с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту в будущем можно выводить нагрузки больше расчётных — свыше 2,5 тонн[10].
Хронология разработки А5М и А5П
Изначально предполагалось, что перспективный транспортный корабль нового поколения (первое название — «Федерация», с осени 2019 года — «Орёл») будет запускаться при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5П». Доработка «Ангары» под пилотируемые пуски связана с необходимостью соблюдения более высоких показателей безопасности по сравнению с носителем, предназначенным для запуска автоматических аппаратов. По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, для сертификации новой ракеты-носителя, пригодной для полётов людей, нужно не менее пяти испытательных запусков[11]. Доработка включает в себя следующие позиции: повышение надёжности двигателей, разработка специализированной системы аварийной защиты, доработка конструкции ракеты-носителя под пилотируемые пуски на корабле «Орёл», разработка системы управления повышенной надёжности. Кроме того, необходимо выполнить ряд работ по наземной инфраструктуре, начиная от технического комплекса и заканчивая стартовым комплексом, который должен обеспечивать в случае нештатной ситуации быструю эвакуацию экипажа со старта. Стоимость этих работ была заложена в Федеральную космическую программу на 2016—2025 годы: доработка ракеты-носителя оценивалась в 10 млрд. рублей, создание ракетного комплекса тяжёлого класса на Восточном (ОКР «Амур») оценивалось в 96 млрд. рублей, оценка стоимости создания наземной космической инфраструктуры не озвучивалась (входит в ФЦП «Развитие российских космодромов», которую не приняли даже к середине 2017 года)[11][12].
- В мае 2017 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Роскосмос решил отказаться от «Ангары-А5П» в пользу Союза-5. 10 апреля 2018 года Правительство РФ поддержало замену пилотируемой «Ангары» на «Союз-5»[13]. Таким образом, пилотируемая «Ангара» была отложена на период после 2025 года[14]. После окончания испытаний, начиная с 2021 года, «Ангару-А5П» планировалось использовать также и для запусков «Федерации» к МКС.
- 19 ноября 2018 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил СМИ, что «Ангара» будет использоваться в Лунной программе в части создания транспортной системы[15].
- 6 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил СМИ, что лётные испытания корабля «Федерация» решено вернуть на «Ангару», первый тестовый беспилотный пуск без стыковки с МКС пройдет в 2023 году, в 2025 году состоится пилотируемый полёт, в 2026 — пилотируемый полёт со стыковкой с МКС[16][17]. Источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что причина возврата пилотируемых пусков с «Союза-5» снова на «Ангару» связана с тем, что пилотируемая версия «Союза-5» привела бы к усложнению и удорожанию базовой версии, и сделало бы его коммерчески неконкурентоспособным носителем, в частности, пришлось бы предпринять ряд шагов по повышению грузоподъёмности до 18 тонн.
- 31 января 2020 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Роскосмос и Минобороны России одобрили модифицированную «Ангара-А5М» с повышенной по отношению к изначальной «пятёрке» грузоподъёмностью и отвечающую требованиям военного ведомства. Ожидается, что А5М появится в 2024 году и будет выводить с Восточного на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 27,5 тонн[18]. 14 февраля эту информацию подтвердил СМИ глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин[19].
- 30 июня 2020 года в госкорпорации Роскосмос заявили о внесении изменений в государственный контракт на опытно-конструкторскую работу «Амур» с включением в него работ по модернизации и дальнейшему развитию семейства (разработка модернизированной версии ракет «Ангара-А5» — «Ангара-А5М»)[20].
- 6 августа 2020 года Роскосмос на сайте госзакупок разместил материалы, согласно которым на изготовление первой «Ангары-А5М» в 2023—2024 годах планируется потратить 6,1 млрд рублей, второй в 2023—2025 годах — 6,2 млрд рублей[21].
- 24 декабря 2020 года генеральный конструктор КБ «Салют» Центра им. Хруничева Сергей Кузнецов сообщил СМИ, что «Ангара-А5М» будет запущена в конце 2024 года. Пилотируемой версией «Ангары» будет «Ангара-А5М», у которой двигатели РД-191М будут работать на режиме, соответствующем режиму работы двигателей РД-191 базовой «Ангары-А5». Работа двигателей на пониженной тяге позволит иметь дополнительный запас и обеспечит безопасность и гарантированное решение этой задачи[22][23].
- 2 августа 2022 года заместитель генерального конструктора КБ «Салют» — начальник КБ «Полет» Александр Сальников сообщил СМИ, что КБ завершает разработку конструкторской документации для выпуска «Ангары-А5М». Сейчас ведется технологическая подготовка производства для испытаний стендовых изделий, после которых предприятие сможет приступить к изготовлению первой ракеты «Ангара-А5М»[24].
- 10 апреля 2023 года гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что предприятием разработан и защищен эскизный проект по адаптации ракет «Ангара-А5» и «Ангара-А5М» для обеспечения запуска корабля «Орел»[25].
Хронология разработки А5В
- 13 апреля 2015 года председатель научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил СМИ, что первый пуск «Ангары-А5В» состоится в 2023 году[26]. В проекте Федеральной космической программы на 2016—2025 годы указывалось, что «Ангара» в 2024 году должна доставить на орбиту пилотируемый транспортный корабль нового поколения. Ещё два пуска с помощью новой модификации «Ангары» планируется провести в 2025 году, в результате будет совершён пилотируемый облёт Луны новым космическим кораблём[27].
- 22 апреля 2015 года председатель научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил СМИ, что рассмотренный аванпроект «Ангары-А5В», предложенный Центром им. Хруничева, принят и будет готов к концу 2015 года[28].
- Конец апреля 2015 года — в Федеральной Космической Программе на 2016—2025 годы было прописано, что первый полёт «Ангары-А5В» с грузомакетом на борту состоится с космодрома Восточный в 2023 году, а в 2024 году носитель должен доставить на орбиту корабль «Федерация» в беспилотном режиме. Ещё два пуска планировалось провести в 2025 году для пилотируемого облёта Луны на корабле «Федерация»[29].
- Конец 2015 года — аванпроект «Ангары-А5В» готов и разослан центром имени М. В. Хруничева в профильные НИИ для согласования. Первый полёт носителя назначен на 2026 год[30].
- 22 января 2016 года в Роскосмосе заявили, что из-за сокращения ФКП на 2016—2025 годы завершение наземной экспериментальной отработки «Ангары-А5В» планируется только в 2025 году. Проведение лётных испытаний в этот период не предусмотрено[31].
- 12 апреля 2016 года научно-технический совет Роскосмоса утвердил аванпроект «Ангары-А5В» с целью создания носителя как средства доставки российских космонавтов на Луну в районе 2030—2035 годов.
- 17 мая 2016 года генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил СМИ, что эскизное проектирование «Ангары-А5В» начнётся в 2017 году, а разработка ракеты-носителя будет завершена в 2025 году[32].
- 19 апреля 2017 года стало известно, что Роскосмос начал разработку эскизного проекта «Ангары-А5В», которая теперь стала относиться к классу «ракета-носитель тяжёлого класса повышенной грузоподъёмности»[33].
- 8 июня 2017 вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил о форсированной разработке сверхтяжёлого носителя, в связи с чем начаты научно-исследовательские работы по водородному двигателю РД-0150, который также будет использован в третьей ступени «Ангары-А5В»[34].
- 31 июля 2017 Центр им. Хруничева опубликовал материалы, из которых следует, что «Ангара-А5М» и «Ангара-А5В» помимо использования форсированных двигателей РД-191М получат также и модернизированные ступени — модифицированные модули УРМ-1М (универсальны для А5М и А5В) и УРМ-2М. Также будет доработана система управления[35].
- 22 августа 2017 исполняющий обязанности генерального директора центра имени М. В. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что опытно-конструкторская работа по адаптации «Ангары» под космодром Восточный (ОКР «Амур») находится на стадии выпуска конструкторской документации и будет завершена в конце 2018 года[36].
- 25 августа 2017 исполняющий обязанности генерального директора центра имени М. В. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что грузоподъёмность «Ангары-А5М» на НОО составит 24,8—25 тонн. Разработка водородных технологий для использования в «Ангаре-А5В» находится только на стадии конструкторских проработок, поскольку не входит в Федеральную целевую программу развития космодромов России до 2025 года[37].
- В 2017 году в Роскосмосе заявили, что первый пуск «Ангары-А5В» с Восточного произойдёт в 2027 году. Сама разработка носителя начнётся только после создания «Ангары-А5М».
- 30 июля 2018 года глава НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов в интервью СМИ рассказал, что при благоприятных условиях в районе 2024 года предприятие может выйти на создание кислородно-водородной ступени на основе двигателя РД-0150 для «Ангары-А5В»[38].
- 25 октября 2018 года генеральный конструктор КБ «Салют» Сергей Кузнецов сообищл СМИ, что в случае если существующий график финансирования не будет скорректирован, то Центр имени Хруничева готов создать первый лётный образец ракеты-носителя тяжёлого класса повышенной грузоподъёмности «Ангара-А5В» к концу 2026 года с тем, чтобы в 2027 году провести её первый испытательный запуск[39].
- 29 октября 2018 года пресс-служба Центра им. Хруничева распространила сообщение, согласно которому предприятие готово приступить к разработке эскизного проекта «Ангары-А5В» с кислородно-водородным разгонным блоком в 2019 году. В настоящее время ведутся переговоры с Роскосмосом. Ранее предполагалось, что работы по «Ангаре-А5В» начнутся после 2025 года[40].
- 11 ноября 2018 года Дмитрий Рогозин в твиттере сообщил о планах Роскосмоса. Среди них было указано начало лётных испытаний Ангары А5В с водородной ступенью в 2026 году[41].
- 22 июня 2019 года на Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже Роскосмос распроcтранил материалы, из которых следует, что для «Ангары-А5В» будут разработаны модернизированные разгонные блоки с увеличенной заправкой топливом: кислородно-водородный КВТК-УЗ и кислородно-керосиновый ДМ-УЗ[42].
- 26 октября 2019 года генеральный конструктор КБ «Салют» Сергей Кузнецов сообщил СМИ, что срок первого пуска «Ангары-А5В» с кислородно-водородной ступенью до сих пор не определён, так как не сформированы требования к облику ракеты[43].
- 30 июня 2020 года в госкорпорации Роскосмос заявили о внесении изменений в государственный контракт на опытно-конструкторскую работу «Амур», где была указана разработка эскизного проекта ракеты-носителя повышенной грузоподъёмности — «Ангара-А5В» (с кислородно-водородной третьей ступенью). А также заявлено о рассмотрении варианта создания РН «Ангара-А5ВМ» с многоразовыми возвращаемыми ступенями.
- 14 июля 2020 года по итогам совещания главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина с коллективом КБ Химавтоматики поставлена задача форсировать работы по созданию ракетных двигателей нового поколения на водороде и метане с целью создания «Ангары-А5В» не позднее 2025 года[44].
- 25 августа 2020 года на форуме «Армия-2020» глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что госкорпорация готовит контракт на разработку «Ангары-А5В», но он может быть подписан только после подтверждения финансирования по этой программе. Трудности связаны с урезанием Федеральной космической программы до 2025 года на 150 млрд рублей[45].
- 22 января 2021 года на сайте госзакупок Роскосмос разместил контракт на реконструкцию и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков на московской площадке Центра им. Хруничева. Намечается реконструировать четыре корпуса и перевооружить один из них, а также построить два новых корпуса. Ввод объекта в эксплуатацию ожидается в IV квартале 2023 года. Это позволит создать производственные мощности, необходимые для выпуска конечных изделий — ракет-носителей «Ангара-А5В» и разгонных блоков («Бриз-М» или кислородно-водородный блок тяжёлого класса) — до 10 изделий в год[46].
- 18 февраля 2021 года генеральный директор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что весной предприятие представит Роскосмосу эскизный проект «Ангары-А5В»[47].
- 25 августа 2021 года генеральный конструктор КБ «Салют» Сергей Кузнецов сообщил СМИ, что эскизный проект ракеты-носителя «Ангара-А5В» с кислородно-водородной ступенью намечается закончить в этом году. На разработку эскизного проекта космического ракетного комплекса «Амур» второго этапа с ракетой «Ангара-А5В» в 2020—2021 годах выделены 455 млн рублей[48].
- 4 сентября 2021 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что пуск «Ангары-А5В» ожидается в 2026—2027 году[49][50].
- 29 декабря 2021 года в испытательном комплексе Воронежского центра ракетного двигателестроения успешно проведено огневое испытание кислородно-водородного ракетного двигателя РД-0146Д1, создаваемого на предприятии для разгонного блока КВТК ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5»[51].
- 13 января 2022 года в презентации главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина было сообщено о защите эскизного проекта кислородно-водородного двигателя РД-0150 тягой 55 тс для III ступени «Ангараы-А5В»[52].
Лётно-конструкторские испытания
До завершения лётно-конструкторских испытаний и появления на космодроме «Восточный» стартового комплекса (ориентировочно — в 2023 году) основным заказчиком и пусковым оператором «Ангары» будет Министерство обороны РФ.
- 31 декабря 2014 года генеральный конструктор средств выведения лёгкого и тяжёлого класса Центра им. Хруничева Владимир Нестеров сообщил СМИ, что лётные испытания ракеты-носителя «Ангара» планируется завершить в 2020 году, к этому сроку должно быть осуществлено десять запусков по программе лётных испытаний: пять запусков лёгкой ракеты-носителя и пять — тяжёлой[53].
- 31 января 2020 года на 44-х Академических чтениях по космонавтике главный научный сотрудник НИИ космических систем Центра им. Хруничева Юрий Клименко сообщил, что лётные испытания «Ангары-А5» с космодрома Плесецк сокращены с 10 до 6 пусков, по программе «Амур» («Ангара-А5» с космодрома Восточный) запусков будет ещё меньше[54].
- 18 февраля 2021 года генеральный директор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что сокращение числа пусков тяжёлой «Ангары» с 10 до 6 в рамках ЛКИ связано с достижением безаварийного функционирования ракеты-носителя уже с первых пусков.
- 9 октября 2021 года из репортажа ГТРК «Поморье», опубликованного телеканалом в YouTube, стало известно, что программа лётных испытаний сокращена с шести до пяти пусков (учитывая пуски 2014 и 2020 годов) с окончанием в 2022 году[55].
Планируемая модификация
Планируется три модификации базовой «Ангары-А5» (первые три носителя в рамках лётно-конструкторских испытаний) :
- «Ангара-А5М» (2023 год, Восточный) — модернизированный вариант «пятёрки» с двигателями РД-191М, благодаря которым грузоподъёмность увеличится с 22,3 т до 24,5—25,0 т[56].
- «Ангара-А5П» (2023 год, Восточный) — пилотируемый («П» — пилотируемая) вариант «Ангара-А5М», который будет отличаться от неё большей степенью резервирования, надёжности и безопасности в целях выполнения пилотируемых пусков, а также меньшими перегрузками при отрыве от стартового стола и при разделении третьей ступени и пилотируемого корабля «Орёл».
- «Ангара-А5В» (2027 год, Восточный) — вариант «Ангара-А5М» повышенной грузоподъёмности за счёт применения водородной ступени.
Зимой 2015 года Роскосмос должен был начать рассмотрение проектов по созданию сверхтяжёлой ракеты-носителя, но в марте того же года было решено отказаться от его создания ввиду отсутствия моногрузов массой 50—70 тонн[57], сосредоточившись на создании научно-технического задела и разработке отдельных систем и агрегатов для будущей сверхтяжёлой ракеты (один из вариантов предполагает, что от РКН «Ангара-А5В» будет взята верхняя водородная ступень). Вместо носителя сверхтяжёлого класса решено создать модификацию «Ангары-А5» двойного назначения, способную выводить на орбиту как тяжёлые спутники в интересах Министерства обороны РФ, так и аппараты гражданского назначения. «Ангара-А5В» будет отличаться от «Ангары-А5» большей грузоподъёмностью за счёт замены третьей ступени с кислородно-керосиновой на кислородно-водородную[58] — это позволит поднять грузоподъёмность на 10 тонн (рекомендации научно-технического совета Роскосмоса предусматривали выведение на низкую орбиту полезной нагрузки массой 35 тонн, в новом проекте требования выросли до 38 тонн), а также будет возможно использовать разгонный блок ДМ производства РКК «Энергия»[59]. Предварительная оценочная стоимость модификации составляла 37 млрд. рублей. При этом вся программа создания ракеты с учётом строительства и оснащения наземной инфраструктуры для неё будет стоить 150 млрд. рублей.
Впервые в истории отечественной космической промышленности новая ракета-носитель будет создаваться в кооперации трёх ведущих космических предприятий-конкурентов: Центра им. Хруничева, РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс», это решение стало инициативой руководителей всех трёх предприятий[60].
Многоразовая модификация
В 2018 году один из идеологов ракет семейства «Ангара» генеральный конструктор средств выведения Александр Медведев предложил сделать «Ангару-А5В» многоразовой. Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступеней (четыре боковых блока первой ступени и центральный блок второй ступени) без отделения друг от друга, как должно быть при пуске одноразовой «Ангары», продолжают лететь до момента отделения от них третьей ступени с космическим аппаратом. Затем третья ступень продолжает полёт по своей программе, а связка из первой и второй ступеней выдаёт тормозной импульс, разворачивается в воздухе и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок включает двигатель на торможение, и ракета «садится» на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX. Приземлять ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома. В случае если многоразовая «Ангара» будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, её грузоподъёмность снизится сразу на 40—50 % от потенциально возможных 37 тонн. Создание многоразовой версии «Ангары» потребует её конструкторской переделки, дооснащения носителя посадочными опорами, системой управления при посадке, дополнительными системами теплозащиты. Всё это увеличит массу ракеты на 12 %. Плюс, само возвращение ракеты потребует около 7 % от общих объёмов топлива в носителе. После доработки многоразовая «Ангара-А5В» сможет выводить с космодрома Восточный 26—27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте. Благодаря многоразовости стоимость выведения груза с помощью «Ангары» на низкую орбиту (200 километров) может быть снижена на 33—37 % по сравнению с одноразовым пуском, а на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) — на 22—27 %[61].
В конце 2020 года генеральный конструктор КБ «Салют» Центра им. Хруничева Сергей Кузнецов сообщил СМИ, что технических препятствий оснастить «Ангару» возвращаемой первой ступенью нет, однако экономическая целесообразность такого подхода неясна[62].
25 января 2021 года Дмитрий Рогозин в ходе выступления на Королёвских чтениях заявил, что прорабатывается предложение о возвращении первой ступени пакетом, без разделения на отдельные отдельные универсальные ракетные модули для версии Ангара-А5В[63].
На XLVIII Академических чтениях по космонавтике («Королевские чтения — 2024») главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Лёвочкин заявил, что многоразовый блок ракеты «Ангара-А5» будет рассчитан на десять полетов, его центральный двигатель будет включаться три раза за один полет. Ракета с многоразовым блоком будет оснащена четырьмя посадочными опорами, которые будут выпускаться перед приземлением[64].
10 апреля 2023 года гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что в 2021 году был защищен эскизный проект по созданию КРК «Амур» второго этапа с ракетой-носителем повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В», в состав которой входит кислородно-водородная третья ступень. В рамках данного проекта была рассмотрена возможность создания на её основе многоразовой ракеты. Учитывая текущую ситуацию, решение о развертывании дальнейших работ по созданию многоразовой ракеты является прерогативой государственного заказчика. При этом необходимо учитывать, что её разработку нужно вести одновременно с разработкой ракеты повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В»[25].
Эксплуатация
Основной задачей эксплуатации РН «Ангара-А5» является выведение современных и перспективных тяжёлых космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты — геостационарные (спутники связи, метеоспутники, космические аппараты в интересах Министерства обороны), траектории полётов к Луне и отлётные траектории (АМС). Увеличение массы полезной нагрузки до 25—37 т относительно эксплуатируемой в настоящее время тяжёлой РН «Протон» (полезная нагрузка до 22 т на низкую околоземную орбиту) позволит существенно увеличить и расширить возможности перспективных КА.
Военные пуски по линии Министерства обороны РФ
- 10 октября 2017 года исполняющий обязанности гендиректора Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что по линии Минобороны РФ завод имеет заказ на изготовление 10 носителей[65].
- 4 марта 2019 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Министерство обороны России заключило контракт с Центром Хруничева на запуски РКН «Ангара-А5» с военными спутниками с космодрома Плесецк в 2019—2022 годах и с космодрома Восточный в период до 2025 года[66].
- 31 января 2020 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Роскосмос и Минобороны России планируют заключить первый контракт на серийную поставку носителей «Ангара-А5» после намеченного на 2020 год по программе лётно-конструкторских испытаний пуска[67].
- 4 июня 2020 года источник в Минобороны сообщил СМИ, что министерство подписало с Центром им. Хруничева контракт на создание четырёх ракет-носителей «Ангара-А5» (заводские номера: 71757—71760); контракт оценивается в сумму свыше 18 млрд руб. и должен быть выполнен с 2022 по 2024 годы[68]. 27 марта 2021 года предприятие приступило к изготовлению носителей по госконтракту от 21 мая 2020 года[69].
- 18 февраля 2021 года генеральный директор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что предприятие ведёт переговоры с Минобороны РФ о заключении контракта на поставку первых модернизированных ракет «Ангара-А5М»[70].
- 9 октября 2021 года из репортажа ГТРК «Поморье», опубликованного в YouTube, стало известно, что в период с 2024 по конец 2027 года[71] Минобороны России запланировало провести 17 пусков «Ангары-А5» с космодрома Плесецк (по три пуска ежегодно)[55][72].
Гражданские пуски Роскосмоса
По состоянию на февраль 2021 года контракт между Центром им. Хруничева и Роскосмосом заключён только на 3 ракеты — одну «Ангару-А5» и две «Ангары-А5М» для обеспечения первых стартов с Восточного[70].
После завершения лётно-конструкторских испытаний с помощью «Ангары» предполагается запускать спутники ГЛОНАСС[73]; 8 мая 2019 года СМИ сообщили, что согласно Стратегии развития ГЛОНАСС до 2030 года — с 2024-го по 2032 год должно быть выведено на орбиту 18 спутников «Глонасс-К2». Первый запуск двух аппаратов «Глонасс-К2» с помощью «Ангары» должен состояться в первом квартале 2024 года. В следующий раз «Ангара» должна вывести на орбиту по два спутника системы в третьем и четвёртом кварталах 2025 года[74]. Всего «Ангара-А5» выполнит 9 пусков с космодромов Плесецк и Восточный по программе ГЛОНАСС[75].
Российско-американскую миссию «Венера-Д» предлагается запустить с помощью «Ангары-А5»[76][77] с космодрома Восточный в 2026 году.
В начале 2016 года с помощью тяжёлой «Ангары-А5» планировалось выводить на орбиту с космодрома Восточный три аппарата семейства «Луч» — соответственно, в 2021, 2022 и 2024 годах. Кроме того, в 2025 году «Ангара» должна вывести на орбиту гидрометеоспутник «Электро-М». Запуск миссии Фобос-Грунт 2 также возможен с помощью «Ангары»[78].
В конце сентября 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил СМИ, что при создании международной лунной орбитальной станции Deep Space Gateway для вывода на орбиту шлюзового модуля в 2026 году будет использоваться РКН «Ангара-А5М»[79][80]. После создания «Ангары-А5В» к станции могут быть запущены тяжёлые российские модули массой 10 т[81].
6 сентября 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил СМИ, что лётные испытания нового пилотируемого корабля решено вернуть на «Ангару», первый тестовый беспилотный пуск без стыковки с МКС пройдет в 2023 году, в 2025 году состоится пилотируемый полёт, в 2026 — пилотируемый полёт со стыковкой с МКС[16][17].
10 декабря 2020 года между Роскосмосом и КБ «Арсенал» был заключён контракт на разработку аванпроекта по созданию космического комплекса с транспортно-энергетическим модулем (ТЭМ) на основе ядерной энергетической установки. В 2030 году как минимум двумя пусками — «Ангарой-А5В» и «Ангарой-А5» на орбиту 900 км будет выведен ядерный космический комплекс «Нуклон»[источник не указан 1419 дней][82]
16 декабря 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на своей странице в социальной сети Facebook сообщил, что «Ангара-А5В» будет способна решать все задачи отечественной космонавтики (в том числе первый этап лунной программы) вплоть до 2032 года[83].
18 февраля 2021 года генеральный конструктор КБ «Салют» Центра им. М. В. Хруничева Сергей Кузнецов в интервью СМИ сообщил, что «Ангара-А5В» сможет запускать корабль Орлёнок к Луне[84].
20 октября 2021 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в очередном выпуске программы «Линия генерального» на YouTube сообщил, что АМС «Луна-27» будет выведена «Ангарой-А5» вместо «Союза-2»[85].
Коммерческие пуски
8 мая 2019 года президент International Launch Services Кирк Пайшер на встрече с журналистами сообщил, что коммерческие пуски «Ангары-А5» начнутся не ранее 2025 года. Он уточнил, что переходный период от «Протона» к «Ангаре-А5» может затянуться до 2026—2027 года[86].
Отменённые планы пусков
Существует проект создания с помощью «Ангары-5» российской лунной базы. Для создания базы в районе южного полюса Луны компания «Лин Индастриал» предлагает осуществить 13 пусков модернизированных ракет «Ангара-А5». Всего же для поддержания базы потребуется 37 пусков в течение пяти лет. Возможный срок реализации проекта — десять лет от начала принятия решения, из них пять лет — непосредственное развёртывание базы и работа экипажей[87]. Стоимость программы оценивается в 550 млрд. рублей. При этом имеющиеся долгосрочные программы «Роскосмоса» по созданию орбитальной и поверхностной лунных баз оцениваются на порядок дороже, а сроки их реализации отодвинуты на 2030-е — 2040-е годы[88].
Список пусков
Пуски ракеты-носителя «Ангара-А5» осуществляются с действующих площадки 35 на космодроме Плесецк и площадки 1А космодрома Восточный. Первый полёт РН «Ангара-А5» состоялся 23 декабря 2014 года с космодрома Плесецк.
На начало 2023 года осуществлено три пуска «Ангары-А5» с космодрома Плесецк, все три — успешно (в одном некорректно отработал РБ «Персей», что сделало частично успешной работу связки «ракета + разгонный блок», однако сама «Ангара-А5» и в данном запуске отработала на 100 % успешно).
11 апреля 2024 года, в 12:00 по московскому времени, с космодрома Восточный впервые был осуществлён пуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион». На низкую околоземную орбиту был доставлен малый космический аппарат (кубсат) «Гагаринец» и на геостационарную орбиту — испытательная полезная нагрузка (Массогабаритный макет)[89].
Конструкция
Экологически безопасное топливо ракеты (кислород + керосин)[90] позволяет снизить экологическую нагрузку от запусков на окружающую среду.
Запускается с пятью универсальными ракетными модулями УРМ-1, которые оснащены двигателями РД-191 и РД-0124 на второй ступени (четыре модуля на первой ступени и один на второй). По мнению генерального директора и генерального конструктора Центра Хруничева Владимира Нестерова, РД-0124 — «уникальный по техническим параметрам двигатель». Удельный импульс двигателя второй ступени 359 единиц[91] (удельный импульс двигателя второй ступени Falcon 9 — 348)[92].
Этот раздел не завершён. |
Стартовые комплексы: Плесецк, Восточный[93].
Варианты «Ангары-А5»
Цикл изготовления одной ракеты «Ангары-А5» — 27 месяцев («Протона-М» — 18 месяцев).
Вариант | Ангара-А5 | Ангара-А5М[94][95][96][97] | Ангара-А5В | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Первый запуск | 2014 год | 2021 год[98] | 2024 год[94][99][100] | 2027 год[101] | ||
Первая ступень | 4×УРМ-1, РД-191 | 4×УРМ-1М, РД-191М | ||||
Вторая ступень | 1хУРМ-1, РД-191 | 1×УРМ-1М, РД-191М | ||||
Третья ступень | 1хУРМ-2, РД-0124А | 1хУРМ-2, РД-0124АП | 1хУРМ-3В, 2×РД-0150[102] | |||
Разгонный блок | Бриз-М | 14С48 | ДМ-03 | КВТК | ДМ-УЗ | КВТК-УЗ |
Высота макс., м | 55,23 | 57 | 74,066 | |||
Размеры КГЧ, длина × диаметр, м | 17,8 × 5,2 | |||||
Объём пространства под обтекателем, м³ | ||||||
Стартовая масса, т | 774 | 780 | 820 | |||
Тяга (на уровне земли), тс | 980 | 980 | ||||
Стартовая тяговооружённость | 1,27 | 1,20 | ||||
Поперечный размер, м | 8,86 | |||||
«Орёл» на НОО (430/135 км, 51,6°), т: Плесецк / Восточный | — / | — / 22 | — / | |||
Полезная нагрузка на НОО (200 км), т: Плесецк / Восточный | >23 / >24 | 24,5 / 25,5[103] | / >27 | — / 38,0 | ||
Полезная нагрузка на ГПО (5500 км), т: Плесецк / Восточный | 5,4 / — | 5,4 / — | — / 7,0 | 7,5 / 8,0 | — / 8 | — / 12,0 |
Полезная нагрузка на ГСО (35 786 км), т: Плесецк / Восточный | 2,5 / — | 2,8 / 3,6 | 3,5 / 3,9 | 4,5 / 5,1 | — / 5,5 | — / 7,5 |
Полезная нагрузка на отлётную траекторию к Луне, т: Плесецк / Восточный | / >15 | |||||
«Орёл» на ОИСЛ, т | 12,5 |
Оценка стоимости запуска
- В период лётно-конструкторских испытаний (2014—2022)
Заложенный Центром им. Хруничева производственный цикл «Ангары-А5» — два года.
В технико-экономическом обосновании проекта Федеральной космической программы на 2016—2025 годы, с которым удалось ознакомиться ТАСС, указывается, что стоимость изготовления первой тяжелой «Ангары-А5», запущенной в конце 2014 года с космодрома Плесецк, составила около 4,5 млрд рублей (в ценах на тот год). Согласно документу, до 2025 года стоимость производства новой ракеты планируется снизить на 1 млрд рублей — до 3,5 млрд, то есть $58 млн. При этом около половины затрат от себестоимости РКН приходится на двигатели первой и второй ступеней РД-191.
В общую стоимость пуска ракеты (помимо её изготовления) входят пусковые услуги — транспортировка на космодром, предстартовая подготовка, сам запуск. Стоимость этих работ в технико-экономическом обосновании проекта Федеральной космической программы на 2016—2025 годы оценивается для ракеты «Ангара» с разгонным блоком «Бриз-М» в сумму почти 800 млн рублей[104].
Генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил, что стоимость выпуска ракеты будет уменьшаться по мере роста объёмов производства: «Сегодня стоимость пуска „Ангары“ примерно на 30—40 % дороже, чем стоимость пуска „Протона“. Но надо иметь в виду, что себестоимость изготовления „Ангары-5“ будет уменьшаться с возрастанием количества изделий. Стоимость запусков тяжёлых ракет-носителей из семейства „Ангара“ к 2025 году будет почти на 20 % ниже, чем у „Протона-М“»[105].
Слова Александра Медведева относительно стоимости производства «Ангары» в сравнении с «Протоном»[106]:
Первые экземпляры того же «Протона» были намного дороже, чем сегодняшняя его стоимость. Известная закономерность, которая касается не только ракет, но и любой сложной техники: первое изделие всегда более трудоёмкое и дорогое. Причем в разы. Стоимость уменьшается в зависимости от номера изделия. Скажем, для «Протона» цена снизилась примерно в два раза где-то к 50-му изделию и пуску. Причем, для некоторых элементов — в 3—4 раза. Поскольку в «Ангаре» повторяются одинаковые модули, то она станет дешевле гораздо быстрее. Примерно уже к десятому пуску.
Слова Игоря Комарова относительно стоимости запуска «Ангары»[107]:
Завод может производить в год до двадцати современных и перспективных ракет-носителей. Но в связи с сокращением финансирования, в том числе по линии Минобороны, планы по производству «Ангары», к сожалению, уменьшились в несколько раз. И сейчас может встать вопрос с загрузкой этих мощностей. Снижение заказов приведет фактически к простою и, как следствие, серьёзному росту стоимости производства и пусков «Ангары».
- 27 февраля 2017 года в опубликованном докладе отдела коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации США была указана ориентировочная стоимость запуска РКН «Ангара-А5», которая равнялась 100 млн долларов[104]. Данная сумма на треть выше стоимости «Протон-М» (65 млн долларов) и на 40 % превышает стоимость Falcon 9 (61,2 млн долларов).
- 15 апреля 2018 года глава научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев в интервью СМИ сообщил, что стоимость производства первой «Ангары-А5» составила 3,4 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью двух «Протон-М»[108].
- 21 мая 2018 года на сайте Центра им. Хруничева была опубликована годовая финансовая отчётность предприятия, из которой следует, что благодаря разработанному комплексу мероприятий (технологическим и конструкторским) трудоёмкость изготовления РКН «Ангара-А5» можно снизить в три раза[109].
- В августе 2018 в статье, опубликованной в научном журнале ЦНИИмаш «Космонавтика и ракетостроение», один из разработчиков ракет семейства «Ангара» Александр Медведев говорит, что «Ангара-А5М» может получиться на 20 % дешевле, чем первый экземпляр этой ракеты[56].
- 25 октября 2019 года исполнительный директор ПАО «Протон-ПМ» Дмитрий Щенятский сообщил СМИ, что предприятие к 2023 году планирует стать серийным изготовителем двигателя РД-191 и собирается на 32 % сократить цикл производства изделия, тем самым в полтора раза снизив стоимость изготовления каждого двигателя (в одной «Ангаре-А5» любой модификации используется 5 таких двигателей), снизив его стоимость до 200 млн рублей[110][111].
- 12 февраля 2020 года гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил СМИ, что «Ангара» — слишком дорогая ракета для коммерческих пусков: на сегодняшний день коммерческий заказ есть только на одну лёгкую ракету «Ангара-1.2»[112].
- 28 февраля 2020 года опубликован финансовый отчёт Центра им. Хруничева за 2019 год, из которого следует, что себестоимость производства ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» составляет 7 миллиардов рублей. По данным генерального директора Центра реализация комплекса мероприятий по снижению себестоимости РН «Ангара», в том числе направленных на создание производства замкнутого цикла РН семейства «Ангара» на мощностях ПО «Полет», позволит снизить себестоимость РН «Ангара» до уровня 4,0 млрд руб. к 2024 году[113][114].
- 29 июня 2020 года Роскосмос сообщил, что стоимость производства каждой ракеты «Ангара-А5» для Минобороны РФ в рамках контракта на продолжение лётных испытаний составила менее 5 млрд рублей, после переноса производства в Омск стоимость снизится до 4 млрд. Высокая себестоимость ракеты «Ангара» до начала серийного производства связана с необходимостью Центру им. Хруничева работать на двух производственных площадках — в Омске и Москве. В рамках испытаний «Ангара» производится не серийно, а штучно. После запуска серийного производства замкнутого цикла себестоимость изделия снизится. Кроме того, «Ангара» (в отличие от «Протона») будет создана и в пилотируемом варианте, что увеличивает её стоимость из-за дополнительных требований по надёжности[115][116].
- 29 июня 2020 года заместитель генерального директора Центра им. Хруничева по экономике и финансам Сергей Чулков сообщил СМИ, что высокая стоимость ракет-носителей «Ангара» объясняется не только её производством на двух площадках — в Москве и Омске — но и необходимостью отработки конструкции и технологических процессов до тех пор, пока производство не вышло на серию. Кроме того, на начальном этапе выпуска продукции проводятся дополнительные квалификационные испытания отдельных агрегатов и составных частей ракет-носителей, которые нужны из-за перерывов в их производстве, связанных с малым объёмом заказа. Также себестоимость изделия увеличивается из-за технического перевооружения, которое проходится на омском ПО «Полёт». Эти работы предусматривают масштабную реконструкцию, носят комплексный подход и предполагают поэтапную реализацию перемещения производства из Москвы[117].
- 8 июля 2020 года генеральный конструктор Центра им. Хруничева в период 2009—2014 гг. Владимир Нестеров, при котором была изготовлена первая «Ангара-А5», сообщил СМИ, что себестоимость носителя составила 3,5 млрд рублей, куда вошли все затраты, связанные с первым запуском: замена приборов, экстренная доставка нужного оборудования, оплата внеурочного времени. В целом, затраты оказались в два раза больше, чем реальная стоимость носителя[118]. При соблюдении условий производства «Ангара-А5» будет стоить 2,8—2,9 млрд рублей (стоимость «Протон-М» составляет 2,33 млрд рублей)
- 24 декабря 2020 года генеральный конструктор КБ «Салют» Центра им. Хруничева Сергей Кузнецов сообщил СМИ, что стоимость пусковых услуг ракеты «Ангара-А5» ближе к 100 миллионам долларов, с переходом на серийное производство цена упадёт[119].
- Стоимость страхования пусков
Генеральный директор госкомпании «Космическая связь» Юрий Прохоров сообщил, что стоимость страхования пуска при использовании «Ангары» составляет 35—40 % от стоимости спутника (при этом стоимость страхования пуска при использовании «Протон-М» составляет 16 % от стоимости спутника, а при использовании европейской Ariane 5 — 5—6 %)[120].
Критика проекта
Проект новой модификации подвергается критике — в частности, за дороговизну[121][122]. Генеральный директор Роскосмоса Юрий Коптев на пресс-конференции, проведённой 25 марта 2015 года по итогам заседания научно-технического совета, опроверг ряд критических замечаний, в частности, дороговизну программы разработки «Ангары» и её причастность к американским офшорам.
Бывший генеральный директор КБ «Салют» Юрий Бахвалов считает создание водородного варианта «Ангары» нереализуемым[123]; опыт создания и эксплуатации водородных двигателей в России был утрачен к середине 90-х годов[124][125].
Бывший президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота считает, что грузоподъёмность носителей семейства «Ангара» явно недостаточна как для вывода на ГПО телекоммуникационных спутников (около 2,5 т у «Ангары-А5» против требуемых 5—6 т), так и для перспективных пилотируемых программ (необходимость многопусковой схемы «Ангары-А5В» против разового пуска носителя грузоподъёмностью 75—80 т для облёта Луны на корабле «Федерация» в лунной программе)[126]. Примером может служить отказ Министерства обороны РФ в начале 2016 года от закупки спутников связи «Сфера-В», под которые не нашлось носителя подходящей грузоподъёмности[127].
Крайне сложной задачей является осуществление лунной программы даже при использовании носителя в варианте с водородным разгонным блоком. В этом случае потребуется выполнить 4 пуска носителя, каждый — с интервалом не более трёх дней. Такой вариант потребовал бы наличия на космодроме «Восточный» стартовых столов сразу для двух носителей, в то время как там решено построить только один комплекс, что делает четырёхпусковую схему невозможной. Кроме того, конструкция «Ангары» не предусматривает увод носителя от стартовой площадки в случае отказа одного из двигателей. Авария на первой ступени приведёт не только к отмене всей пилотируемой экспедиции, но и к замораживанию всех пусков тяжёлых ракет с «Восточного» на время ремонтных работ[128].
По утверждению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, высказанному в 2013 году, ракета оказалась значительно дороже запланированного. С другой стороны, неназванный источник в компании-разработчике утверждал, что при переходе к серийному производству цена ракеты должна уменьшиться в 2,5 раза[129].
В конце июля 2017 года заместитель генерального директора РКК «Энергия» Александр Деречин заявил, что из-за высокой стоимости запуска «Ангара-А5» является неконкурентоспособной на международном рынке[130].
См. также
- Ракеты-носители аналогичного класса
Примечания
- ↑ Семейство ракет-носителей «Ангара» . ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева». Дата обращения: 6 января 2015. Архивировано 18 января 2017 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Ракета-носитель «Ангара-1.2» . Роскосмос. Дата обращения: 19 августа 2022. Архивировано 21 августа 2022 года.
- ↑ Успешный пуск РН «Ангара-А5» | АО «Конструкторское Бюро Химавтоматики» . Дата обращения: 6 января 2022. Архивировано 6 января 2022 года.
- ↑ 4,0 4,1 Центр Хруничева начал изготовление первой «тяжелой» ракеты «Ангара» (26 марта 2018). Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 23 октября 2019 года.
- ↑ Рогозин: принято решение об открытии работ по модернизации ракеты-носителя «Ангара-А5» (3 марта 2018). Дата обращения: 3 марта 2018. Архивировано 4 марта 2018 года.
- ↑ Тяжелая версия «Ангары» нуждается в доработке, заявил Рогозин (26 марта 2018). Дата обращения: 26 марта 2018. Архивировано 26 марта 2018 года.
- ↑ «Ангару-А5» продули и изменили Архивная копия от 25 декабря 2018 на Wayback Machine // Лента. Ру, 25 декабря 2018
- ↑ В ракете "Ангара-А5" исправили выявленные ранее недостатки . РИА Новости (28 декабря 2020). Дата обращения: 28 декабря 2020. Архивировано 28 декабря 2020 года.
- ↑ Рогозин назвал ориентировочную дату первого пуска «Ангары» с кораблем «Орёл» . ТАСС (19 декабря 2020). Дата обращения: 19 декабря 2020. Архивировано 19 декабря 2020 года.
- ↑ «Ангара-А5» превзошла требования военных по грузоподъемности и точности . РИА Новости (18 февраля 2021). Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 18 февраля 2021 года.
- ↑ 11,0 11,1 Роскосмос отложил пилотируемый старт с Восточного (24 августа 2015). Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 23 октября 2019 года.
- ↑ ФЦП по развитию космодромов России может быть принята в августе — сентябре (19 июля 2017). Дата обращения: 5 августа 2017. Архивировано 5 августа 2017 года.
- ↑ Правительство РФ поддержало замену «Ангары» в проекте «Байтерек» на «Союз-5» . ТАСС (10.04.2018). Дата обращения: 22 апреля 2018. Архивировано 16 апреля 2018 года.
- ↑ Источник: первый полёт космического корабля «Федерация» планируется перенести на 2022 год (27 мая 2017). Дата обращения: 27 июля 2017. Архивировано 30 июля 2017 года.
- ↑ Российская ракета «Ангара» будет использоваться в Лунной программе . РИА Новости (19.11.2108). Дата обращения: 19 ноября 2018. Архивировано 20 ноября 2018 года.
- ↑ 16,0 16,1 Летные испытания нового пилотируемого корабля решили вернуть на «Ангару» . РИА Новости (06.09.2019). Дата обращения: 18 сентября 2019. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ 17,0 17,1 Роскосмос снова вернулся к «Ангаре» для пилотируемых полетов . Московский Комсомолец (10.09.2019). Дата обращения: 18 сентября 2019. Архивировано 6 октября 2021 года.
- ↑ Источник: Минобороны и «Роскосмос» согласовали облик «Ангары-А5М» . РИА Новости (31 января 2020). Дата обращения: 1 февраля 2020. Архивировано 1 февраля 2020 года.
- ↑ https://tass.ru/kosmos/7764275 . ТАСС (14 февраля 2020). Дата обращения: 14 февраля 2020. Архивировано 26 февраля 2021 года.
- ↑ Новости. Роскосмос работает над модификациями «Ангары» . www.roscosmos.ru. Дата обращения: 30 июня 2020. Архивировано 2 июля 2020 года.
- ↑ Названа стоимость изготовления модернизированной ракеты «Ангара-А5М» . РИА Новости (06.08.2020). Дата обращения: 9 августа 2020. Архивировано 6 августа 2020 года.
- ↑ Двигатели ракет «Ангара» с космонавтами будут работать на пониженной тяге . РИА Новости (24 декабря 2020). Дата обращения: 1 января 2021. Архивировано 2 января 2021 года.
- ↑ Первый запуск модернизированной тяжелой "Ангары" запланирован на конец 2024 года . ТАСС (24 декабря 2020). Дата обращения: 24 декабря 2020. Архивировано 24 декабря 2020 года.
- ↑ Завершается разработка конструкторской документации для изготовления ракет «Ангара-А5М» . Роскосмос (02.08.2022). Дата обращения: 2 августа 2022. Архивировано 2 августа 2022 года.
- ↑ 25,0 25,1 Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия . ТАСС (10.04.2023). Дата обращения: 10 апреля 2023. Архивировано 10 апреля 2023 года.
- ↑ Юрий Коптев. Новая техника для российской пилотируемой космонавтики . Эхо Москвы (13 апреля 2015). Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 5 января 2022 года.
- ↑ Первый полёт «Ангары-А5В» с грузомакетом состоится с Восточного в 2023 году . ТАСС (23 апреля 2015). Дата обращения: 24 апреля 2015. Архивировано 24 апреля 2015 года.
- ↑ Аванпроект тяжёлой «Ангары-А5В» появится в конце 2015 года (22 апреля 2015). Дата обращения: 22 апреля 2015. Архивировано 19 мая 2015 года.
- ↑ Первый полет «Ангары-А5В» с грузомакетом состоится с Восточного в 2023 году (23 апреля 2015). Дата обращения: 24 апреля 2015. Архивировано 24 апреля 2015 года.
- ↑ «Роскосмос» представил аванпроект «лунной ракеты» (01.04.2016). Дата обращения: 10 августа 2017. Архивировано 10 августа 2017 года.
- ↑ «Роскосмос» отказался от запуска ракеты «Ангара-А5В» до 2025 года из-за сокращения ФКП (22 января 2016). Дата обращения: 29 июля 2017. Архивировано 28 июля 2017 года.
- ↑ Эскизный проект «Ангары-А5В» начнут разрабатывать в 2017 году (17 мая 2016). Дата обращения: 17 мая 2016. Архивировано 9 августа 2016 года.
- ↑ В России начали разработку эскизного проекта «Ангары А5В» (19 апреля 2017). Дата обращения: 25 июля 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
- ↑ Рогозин: начата разработка водородного двигателя для «Ангары-А5В» и сверхтяжелой ракеты (08.06.2017). Дата обращения: 9 июня 2017. Архивировано 12 июня 2017 года.
- ↑ Ракеты «Ангара-А5В» и «Ангара-А5М» получат модернизированные универсальные модули (31 июля 2017). Дата обращения: 25 октября 2020. Архивировано 10 апреля 2021 года.
- ↑ Опытно-конструкторская работа по адаптации «Ангары» для Восточного завершится в 2018 году (22 августа 2017). Дата обращения: 22 августа 2017. Архивировано 22 августа 2017 года.
- ↑ Глава Космического центра имени Хруничева: ленивые тут работать не будут (25 августа 2017). Дата обращения: 25 августа 2017. Архивировано 25 августа 2017 года.
- ↑ Игорь Арбузов: подписан контракт на поставку США еще 6 ракетных двигателей . РИА Новости (31 июля 2018). Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 7 сентября 2018 года.
- ↑ Первый испытательный запуск тяжелой ракеты «Ангара-А5В» могут выполнить в 2027 году . ТАСС (25 октября 2018). Дата обращения: 25 октября 2018. Архивировано 25 октября 2018 года.
- ↑ Контракт на эскизное проектирование «Ангары-А5В» могут заключить в 2019 году . ТАСС (29 октября 2018). Дата обращения: 29 октября 2018. Архивировано 29 октября 2018 года.
- ↑ Дмитрий Рогозин on Twitter, Twitter.
- ↑ Для ракеты «Ангара-А5В» разработают разгонные блоки с увеличенной заправкой . РИА Новости (22 июня 2019). Дата обращения: 22 июня 2019. Архивировано 22 июня 2019 года.
- ↑ Срок первого пуска «водородной» ракеты «Ангара-А5В» пока не определен . РИА Новости (26 октября 2019). Дата обращения: 26 октября 2019. Архивировано 26 октября 2019 года.
- ↑ Роскосмос форсирует работы по созданию «водородной» ракеты «Ангара-А5В» . РИА Новости (14 июля 2020). Дата обращения: 15 июля 2020. Архивировано 14 июля 2020 года.
- ↑ Россия впервые запустит с Плесецка "Ангару" с разгонным блоком "Персей" в 2021 году . ТАСС (25 августа 2020). Дата обращения: 25 августа 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
- ↑ Ракеты для полетов на Луну смогут начать производить в Москве с 2024 года . РИА Новости (22 января 2021). Дата обращения: 22 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
- ↑ Центр Хруничева: пуск «Ангары» привлек коммерческих заказчиков . Роскосмос (18 февраля 2021). Дата обращения: 23 февраля 2021. Архивировано 18 февраля 2021 года.
- ↑ Назван срок окончания эскизного проекта «Ангара-А5В» . РИА Новости (25 августа 2021). Дата обращения: 25 августа 2021. Архивировано 25 августа 2021 года.
- ↑ Интервью. Дмитрий Рогозин рассказал о сверхтяжелых ракетах «Ангара» . www.roscosmos.ru. Дата обращения: 4 сентября 2021. Архивировано 4 сентября 2021 года.
- ↑ Новости телеканала «Звезда»: Дмитрий Рогозин рассказал о сверхтяжелых ракетах «Ангара» (рус.) ?. Дата обращения: 4 сентября 2021. Архивировано 4 сентября 2021 года.
- ↑ Новости. Проведены испытания кислородно-водородного двигателя для «Ангары-А5» . www.roscosmos.ru. Дата обращения: 30 декабря 2021. Архивировано 29 декабря 2021 года.
- ↑ Эскизный проект кислородно-водородного двигателя для "Ангары-А5В" прошел защиту . ТАСС (13.01.2022). Дата обращения: 13 января 2022. Архивировано 13 января 2022 года.
- ↑ Ракета-носитель «Ангара» будет принята на вооружение в 2020 году . Интерфакс (31 декабря 2014). Дата обращения: 8 января 2015. Архивировано 31 декабря 2014 года.
- ↑ Летные испытания тяжелой «Ангары» сократили до шести пусков . РИА Новости (31 января 2020). Дата обращения: 31 января 2020. Архивировано 31 января 2020 года.
- ↑ 55,0 55,1 Минобороны планирует провести 17 пусков "Ангары-А5" с Плесецка . РИА Новости (09.10.2021). Дата обращения: 10 октября 2021. Архивировано 10 октября 2021 года.
- ↑ 56,0 56,1 Ракету «Ангара-А5М» можно удешевить на 20%, заявил один из разработчиков . РИА Новости (8 августа 2018). Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 23 октября 2019 года.
- ↑ Космос в открытом доступе (26 августа 2015). Дата обращения: 29 августа 2015. Архивировано 27 февраля 2021 года.
- ↑ Роскосмос: минобороны РФ нуждается в новой тяжёлой ракете-носителе (24 марта 2015). Дата обращения: 29 марта 2015. Архивировано 16 января 2022 года.
- ↑ Владимир Солнцев: планируем высадиться на Луну в 2029 году (23 апреля 2015). Дата обращения: 23 апреля 2015. Архивировано 24 апреля 2015 года.
- ↑ Ракету «Ангара-А5В» впервые в истории разработают в кооперации конкурентов Архивная копия от 28 июля 2015 на Wayback Machine // Взгляд, 22.04.2015
- ↑ Генконструктор оценил идею сделать "Ангару" многоразовой . РИА Новости (24 декабря 2020). Дата обращения: 24 декабря 2020. Архивировано 24 декабря 2020 года.
- ↑ Генконструктор поставил под сомнение экономическую целесообразность многоразовой "Ангары" . ТАСС (24 декабря 2020). Дата обращения: 24 декабря 2020. Архивировано 24 декабря 2020 года.
- ↑ Новости. От первого лица: Дмитрий Рогозин выступил на «Королёвских чтениях» . www.roscosmos.ru. Дата обращения: 30 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
- ↑ Многоразовая ракета «Ангара» сможет летать по десять раз . РИА Новости (23.01.2024).
- ↑ Омский «Полёт» имеет заказ на производство десяти ракет «Ангара» . ТАСС (10 октября 2017). Дата обращения: 10 октября 2017. Архивировано 10 октября 2017 года.
- ↑ Источник: Минобороны заказало ракеты «Ангара» для пусков с Восточного . РИА Новости (04.03.2019). Дата обращения: 4 марта 2019. Архивировано 4 марта 2019 года.
- ↑ Источник: контракт по «Ангаре» могут подписать после нового пуска . РИА Новости (31 января 2020). Дата обращения: 1 февраля 2020. Архивировано 1 февраля 2020 года.
- ↑ Минобороны заказало четыре ракеты-носителя «Ангара» . Ведомости. Дата обращения: 4 июня 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.
- ↑ Центр Хруничева изготавливает серийные ракеты «Ангара-А5» для Минобороны . РИА Новости (27 марта 2021). Дата обращения: 27 марта 2021. Архивировано 26 марта 2021 года.
- ↑ 70,0 70,1 Производитель сообщил о планах Минобороны по закупке ракет «Ангара-А5М» . РИА Новости (18 февраля 2021). Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 18 февраля 2021 года.
- ↑ Шойгу заслушал доклад главкома ВКС о планах запусков ракет класса «Ангара» . ТАСС (08.10.2021). Дата обращения: 10 октября 2021. Архивировано 10 октября 2021 года.
- ↑ До конца 2027 года планируется осуществить более 15 пусков ракеты «Ангара» . ТАСС (09.10.2021). Дата обращения: 10 октября 2021. Архивировано 10 октября 2021 года.
- ↑ Начало пусков «Ангары» с Восточного запланировано на 2021 год (27 ноября 2017). Дата обращения: 27 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
- ↑ Спутники «Глонасс» планируют впервые запустить с помощью ракеты «Ангара» в 2024 году . ТАСС (08.05.2019). Дата обращения: 8 мая 2019. Архивировано 8 мая 2019 года.
- ↑ «Протон» больше не будут использовать для запусков «Глонассов» . РИА Новости (09.05.2019). Дата обращения: 9 мая 2019. Архивировано 10 мая 2019 года.
- ↑ «Венера-Д» может совершить посадку возле кратера Ермоловой или на вулканической равнине . ТАСС (23 августа 2016). Дата обращения: 23 августа 2016. Архивировано 26 августа 2016 года.
- ↑ Вместе со станцией на Венеру предлагают запустить спутник и аэростатные зонды (04.08.2017). Дата обращения: 4 августа 2017. Архивировано 5 августа 2017 года.
- ↑ Первый запуск тяжелой «Ангары» с Восточного намечен на 2019 год (29 января 2016). Дата обращения: 18 августа 2017. Архивировано 18 августа 2017 года.
- ↑ Россия примет участие в проекте по созданию международной окололунной станции (27 сентября 2017). Дата обращения: 27 сентября 2017. Архивировано 28 сентября 2017 года.
- ↑ Базу НАСА у Луны могут построить при помощи «Протонов» и «Ангары» (27 сентября 2017). Дата обращения: 28 сентября 2017. Архивировано 28 сентября 2017 года.
- ↑ Шлюз для лунной станции доверят «Роскосмосу» (18 октября 2017). Дата обращения: 18 октября 2017. Архивировано 30 декабря 2017 года.
- ↑ Российский ядерный планетолёт . Хабр. Дата обращения: 1 января 2022. Архивировано 1 января 2022 года.
- ↑ Рогозин заявил, что «Ангара-А5В» решит все задачи российской космонавтики до 2032 года . ТАСС (16 декабря 2020). Дата обращения: 16 декабря 2020. Архивировано 26 января 2021 года.
- ↑ Разработчик "Ангары" рассказал о перспективах ее использования . РИА Новости (18 февраля 2021). Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
- ↑ «Луну-27» запустят на ракете-носителе «Ангара» с космодрома Восточный . ТАСС (20 октября 2021). Дата обращения: 20 октября 2021. Архивировано 21 октября 2021 года.
- ↑ Коммерческие пуски тяжелого носителя «Ангара» начнутся не ранее 2025 года . ТАСС (08.05.2019). Дата обращения: 8 мая 2019. Архивировано 8 мая 2019 года.
- ↑ Российская компания вызвалась создать базу на Луне . РИА Новости (31 декабря 2014). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано 31 декабря 2014 года.
- ↑ А. Ильин. Лунные планы России // «Новости космонавтики». — 2014. — № 12. — С. 69—71. — ISSN 1561-1078.
- ↑ Впервые «Ангара» стартовала с Восточного. Новости космонавтики, 11 апреля 2024.
- ↑ Космический ракетный комплекс «Ангара» . Госкорпорация «Роскосмос». — «экологически безопасные компоненты топлива — керосин и жидкий кислород». Дата обращения: 14 июля 2020. Архивировано 21 сентября 2020 года.
- ↑ Александр Пономарёв. «Ангару» назвали лучше всех ракет, кроме одной . techinsider.ru. Дата обращения: 26 октября 2022. Архивировано 26 октября 2022 года.
- ↑ Falcon 9 v1.2 or Full Thrust - Block 5 (англ.). Wevolver. Дата обращения: 26 октября 2022. Архивировано 26 октября 2022 года.
- ↑ И. Маринин. «Ангара-5»: эксклюзивный портрет лёжа // «Новости космонавтики». — 2014. — № 12. — С. 62—64. — ISSN 1561-1078.
- ↑ 94,0 94,1 Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокria.ru-20191023
не указан текст - ↑ Игорь Афанасьев. Трансформация Роскосмоса // «Русский космос» : журнал. — Королёв: ЦНИИ машиностроения, 2019. — Вып. 7. — С. 2—7. Архивировано 9 сентября 2019 года.
- ↑ Трансформация Роскосмоса . YouTube 38:39—44:39. Телестудия Роскосмоса (24 мая 2019). — Выступление Генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Д. О. Рогозина в МГУ имени М. В. Ломоносова 23 мая 2019 года.
- ↑ Игорь Афанасьев. Локомотивы нового поколения // «Русский космос» : журнал. — М.: ЦНИИмаш, 2020. — Вып. 15. — С. 34—39. Архивировано 9 сентября 2019 года.
- ↑ «Ангара» с новым разгонным блоком «Персей» впервые полетит в 2020 году . ТАСС (1 мая 2019). Дата обращения: 2 мая 2019. Архивировано 2 мая 2019 года.
- ↑ Сборка первой "Ангары-А5М" для пилотируемых пусков начнется с 2023 года . ТАСС (01.05.2020). Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 6 мая 2020 года.
- ↑ Первый пуск ракеты «Ангара-А5» с новым двигателем запланирован на 2023 год, ТАСС (8 июля 2020).
- ↑ Первый пуск ракеты «Ангара-А5М» с Восточного запланирован на 2025 год . «РИА Новости» (8 августа 2018). Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 23 октября 2019 года.
- ↑ Для ракеты «Ангара-А5В» разработают разгонные блоки с увеличенной заправкой . РИА Новости. МИА «Россия сегодня» (22 июня 2019). Дата обращения: 22 июня 2019. Архивировано 22 июня 2019 года.
- ↑ «Ангара» с новым двигателем сможет выводить на 3,5 т больше грузов, чем «Протон» . ТАСС (18 января 2017). Дата обращения: 18 февраля 2021. Архивировано 29 августа 2018 года.
- ↑ 104,0 104,1 Коммерческий пуск "Ангары-А5" оценивается на треть дороже "Протона" . ТАСС (27 февраля 2017). Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 23 октября 2019 года.
- ↑ Роскосмос выполнит ещё 8 тестовых пусков «Ангары» . Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 12 марта 2016 года.
- ↑ Тяжеловес идет на взлет (22 декабря 2014). Дата обращения: 11 августа 2017. Архивировано 11 августа 2017 года.
- ↑ Земляне (11.04.2017). Дата обращения: 21 августа 2017. Архивировано 28 февраля 2019 года.
- ↑ Если не «Ангара», то что? (15 апреля 2018). Дата обращения: 16 апреля 2018. Архивировано 15 апреля 2018 года.
- ↑ Центр Хруничева нашел способ снизить трудоемкость производства «Ангары» . РИА Новости (21 мая 2018). Дата обращения: 21 мая 2018. Архивировано 22 мая 2018 года.
- ↑ Запуск в серию двигателя РД-191 для «Ангары» сократит его стоимость до 200 млн рублей . Коммерсант (25 октября 2019). Дата обращения: 22 февраля 2021. Архивировано 24 сентября 2020 года.
- ↑ Стоимость изготовления двигателя РД-191 для ракеты «Ангара» снизят в полтора раза . ТАСС (25 октября 2019). Дата обращения: 25 октября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
- ↑ Производитель считает «Ангару» слишком дорогой для коммерческих пусков . РИА Новости (12.02.2020). Дата обращения: 12 февраля 2020. Архивировано 12 февраля 2020 года.
- ↑ Бухгалтерская отчётность за 2019г . Центр Хруничева (28 февраля 2020). Дата обращения: 30 января 2023. Архивировано 28 мая 2021 года.
- ↑ Коммерческий пуск "Ангары-А5" оценивается на треть дороже "Протона" . ИЗВЕСТИЯ (29 июня 2020). Дата обращения: 30 января 2023. Архивировано 30 января 2023 года.
- ↑ «Роскосмос» впервые назвал стоимость ракеты «Ангара» . РИА Новости (29 июня 2020). Дата обращения: 15 июля 2020. Архивировано 3 июля 2020 года.
- ↑ «Роскосмос» объяснил высокую стоимость ракеты «Ангара» . РИА Новости (29 июня 2020). Дата обращения: 15 июля 2020. Архивировано 5 июля 2020 года.
- ↑ Стоимость «Ангары» снизится после исключения затрат на отработку конструкции . ТАСС (29 июня 2020). Дата обращения: 8 марта 2021. Архивировано 18 августа 2020 года.
- ↑ Владимир Нестеров: «Ангара» — во многом лучший ракетный комплекс . РИА Новости (08.07.2020). Дата обращения: 13 июля 2020. Архивировано 15 июля 2020 года.
- ↑ Генконструктор сравнил стоимость пусков «Ангары», «Протона» и Falcon 9 . РИА Новости (24 декабря 2020). Дата обращения: 24 декабря 2020. Архивировано 24 декабря 2020 года.
- ↑ Названа цена страхования пуска ракеты «Ангара» . РИА Новости (10 октября 2019). Дата обращения: 10 октября 2019. Архивировано 10 октября 2019 года.
- ↑ Пилотируемая «Ангара» — полёт из офшора в тупик . Дата обращения: 23 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Навстречу утренней заре — на «Ангаре» (15 апреля 2015). Дата обращения: 17 апреля 2015. Архивировано 30 января 2016 года.
- ↑ Масштабы трагедии стали такими, что скрывать их уже стало невозможно (18 августа 2015). Дата обращения: 13 декабря 2018. Архивировано 26 июня 2018 года.
- ↑ Навстречу утренней заре – на «Ангаре» (15 апреля 2015). Дата обращения: 17 апреля 2015. Архивировано 30 января 2016 года.
- ↑ Деньги в небо (19 июня 2017). Дата обращения: 25 июля 2017. Архивировано 19 июля 2018 года.
- ↑ «Союз» нерушимый… Навеки? (17 августа 2016). Дата обращения: 22 августа 2016. Архивировано 23 августа 2016 года.
- ↑ Замена спутников «Меридиан» на новые аппараты задерживается из-за отсутствия у России мощных ракет-носителей (19 февраля 2016). Дата обращения: 22 августа 2016. Архивировано 28 августа 2016 года.
- ↑ «Роскосмос» создаст новую сверхтяжелую ракету (22 августа 2016). Дата обращения: 25 октября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
- ↑ Иван Чеберко. Глава Роскосмоса готов отказаться от «Ангары» . Известия (19 декабря 2013). Дата обращения: 25 октября 2020. Архивировано 31 октября 2020 года.
- ↑ РКК «Энергия»: запуски корабля «Федерация» на «Ангаре» дороже, чем пуски на «Союзе-5» (19 июля 2017). Дата обращения: 20 июля 2017. Архивировано 21 июля 2017 года.
Ссылки
- Космический ракетный комплекс «Ангара» . Госкорпорация «Роскосмос».
- Семейство ракет-носителей «Ангара» . ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
- Ракета-носитель «Ангара» . ПО «Полёт». ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
- Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара А5»: чем Россия заменит советские «Протоны» // КП.ру, 14 декабря 2020
- Ракета-носитель «Ангара А5» (Инфографика ТАСС)
- Вывоз ракеты-носителя «Ангара-А5» на стартовый комплекс космодрома Плесецк (фото на сайте Минобороны РФ)