Анапа (линейный корабль, 1829)
Анапа | |
---|---|
Служба | |
Российская империя | |
Класс и тип судна | парусный линейный корабль |
Тип парусного вооружения | трёхмачтовый корабль |
Организация | Черноморский флот |
Изготовитель | Спасское адмиралтейство, Николаев |
Автор корабельного чертежа | А. С. Грейга |
Корабельный мастер | М. И. Суровцов |
Строительство начато | 22 июля (3 августа) 1828 года |
Спущен на воду | 7 (19) сентября 1829 года |
Выведен из состава флота | 1850 год |
Основные характеристики | |
Длина между перпендикулярами | 59,8 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 15,7 м |
Осадка | 6,1 м |
Движитель | паруса |
Вооружение | |
Общее число орудий | 84/108 |
«Анапа» — парусный линейный корабль Черноморского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1828 по 1850 год, один из кораблей типа «Императрица Мария», участник Босфорской экспедиции и создания Кавказской укреплённой береговой линии. Во время несения службы использовался для высадки десантов, перевозки войск, участвовал в практических и крейсерских плаваниях в Чёрном море. По окончании службы был разобран.
Описание корабля
Один из трёх парусных линейных кораблей типа «Императрица Мария», строившихся по чертежам адмирала А. С. Грейга в Николаеве с 1826 по 1829 год[комм. 1]. Длина корабля составляла 59,8 метра[комм. 2], ширина — 15,7 метра[комм. 3], а осадка — 6,1 метра[комм. 4]. Корабли этого типа относились к кораблям 84-пушечного ранга, однако фактически имели большее количество орудий, так на «Анапе» их число достигало 108[1][2][3].
Корабль был назван в честь взятия 12 (24) июня 1828 года турецкой крепости Анапа эскадрой адмирала А. С. Грейга и был вторым из двух парусных линейных кораблей российского флота, носивших это имя. Первый корабль был построен в 1807 году и назван в честь взятия Анапы русской эскадрой 29 апреля (11 мая) 1807 года[4]. Также в составе флота несла службу одноимённая парусно-винтовая шхуна 1850 года постройки[5][6].
История службы
Линейный корабль «Анапа» был заложен 22 июля (3 августа) 1828 года на стапеле Спасского адмиралтейства в Николаеве и после спуска на воду 7 (19) сентября 1829 года вошёл в состав Черноморского флота России. Строительство вёл кораблестроитель М. И. Суровцов. В следующем 1830 году корабль перешёл из Николаева в Севастополь[1][7].
В кампании 1831 и 1832 годов в составе эскадр кораблей Черноморского флота принимал участие в практических и крейсерских плаваниях в Чёрном море[1].
В кампанию 1833 года в составе эскадры под общим командованием контр-адмирала М. П. Лазарева принимал участие в экспедиции Черноморского флота на Босфор. 2 (14) февраля корабли эскадры покинули Севастополь и к 8 (20) февраля прибыли в Буюк-дере. 28 июня (10 июля) на корабли были погружены войска и эскадра вышла из пролива Босфор обратно в Чёрное море. Высадив войска в Феодосии к 22 июля (3 августа) корабли эскадры вернулись в Севастополь[8]. В кампанию того же года корабль также выходил в крейсерское плавание в Чёрное море. Во время экспедиции командир корабля был награждён турецкой золотой медалью[9].
В 1834, 1835 и 1837 годах вновь находился в плаваниях в Чёрном море в составе практических эскадр, а в кампанию 1837 года в марте и апреле также в составе эскадры принимал участие в перевозке 13-й дивизии из Одессы в Севастополь. В 1838 году в очередной раз находился в практическом плавании в составе эскадры[8].
В составе эскадры вице-адмирала М. П. Лазарева принимал участие в создании Кавказской укрепленной береговой линии. 10 (22) мая и 22 мая (3 июня) 1840 года высаживал десанты для взятия Вельяминовского и Лазаревского фортов, ранее захваченных горцами[10].
Кампании с 1841 по 1844 год корабль провёл в практических и крейсерских плаваниях в Чёрном море. В 1845 году линейный корабль «Анапа» был отчислен к порту, а по окончании службы в 1850 году — разобран[8][11].
Командиры корабля
Командирами линейного корабля «Анапа» в разное время служили[10]:
- капитан 1-го ранга С. М. Михайли (1830—1832 годы)[12];
- капитан 1-го ранга Г. И. Немтинов (1833—1835 годы)[13];
- капитан 2-го ранга, а с 18 (30) апреля 1837 года капитан 1-го ранга П. И. Щербачев (1836—1844 годы)[14].
Примечания
- Комментарии
- Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Чернышёв, 1997, с. 142.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Веселаго, 1872, с. 460.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 301.
- ↑ Чернышёв, 1997, с. 111, 142.
- ↑ Веселаго, 1872, с. 526.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 357.
- ↑ Веселаго, 1872, с. 460—461.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Чернышёв, 1997, с. 142—143.
- ↑ Веселаго VII, 2013, с. 531.
- ↑ 10,0 10,1 Чернышёв, 1997, с. 143.
- ↑ Веселаго, 1872, с. 461.
- ↑ Веселаго VI, 2013, с. 131—133.
- ↑ Веселаго VII, 2013, с. 530—531.
- ↑ Веселаго VIII, 2013, с. 476—478.
Литература
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 6 / Царствование императора Павла I/Царствование императора Александра I. А — Г. — 576 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-09-9.
- Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 7 / Царствование императора Александра I. Д — О. — 584 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-11-2.
- Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 8 / Царствование императора Александра I. П — Я. — 520 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-12-9.
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.