Перейти к содержанию

Амацукадзэ (эсминец, 1940)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Амацукадзэ»
天津風
Эскадренный миноносец «Амацукадзэ» на ходовых испытанияхЭскадренный миноносец «Амацукадзэ» на ходовых испытаниях
Служба
 Япония
Класс и тип судна эсминец
Организация Императорский флот Японии
Изготовитель Верфь Урага, Токио
Строительство начато 14 февраля 1939 года
Спущен на воду 19 октября 1939 года
Введён в эксплуатацию 26 октября 1940 года
Выведен из состава флота 6 апреля 1945 года
Статус потоплен
Основные характеристики
Водоизмещение 2 032 т стандартное
2 540 т полное
Длина 118,5 м
Ширина 10,80 м
Осадка 3,76 м
Двигатели 3 котла «Кампон»
2 ТЗА «Кампон»
Мощность 52 000 л.с. (39 000 кВт)
Движитель 2
Скорость хода 35,5 узлов
Дальность плавания 5000 миль при 18 узлах
Экипаж 239 человек
Вооружение
Артиллерия 6 (3x2) 127-мм/50 АУ Тип 3
Зенитная артиллерия до 28 25-мм зенитных автоматов Тип 96
до 4 13,2-мм пулемётов
Противолодочное вооружение до 36 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 2x4 610-мм ТА
16 торпед Тип 93

Амацукадзэ (яп. 天津風 небесный ветер) — японский эсминец типа «Кагэро».

Заложен 14 февраля 1939 года на токийской верфи «Урага». Спущен на воду 19 октября 1939 года, вошёл в строй 26 октября 1940 года.

В отличие от других эсминцев типа «Кагэро», Амацукадзэ получил котлы новейшего облегчённого типа, имевшие большую температуру пара и давление, чем стандартные. Участвовал в сражении в Яванском море, в боях у Гуадалканала и у Соломоновых островов. 6 апреля 1945 года потоплен американскими бомбардировщиками В-25 южнее Тайваня при сопровождении линкора IJN Ямато в точке 24°30′ с. ш. 118°10′ в. д.HGЯO.

Проектирование

В связи с отказом Японии присоединиться к итоговому документу Лондонской морской конференции при проектировании эсминца стало возможным снять ограничения по тоннажу. Был разработан проект, согласно которому эсминец должен был иметь:

  • скорость более 36 узлов;
  • дальность плавания 5000 миль при скорости 18 узлов;
  • вооружение шесть 127-мм орудий;
  • стандартные размеры корпуса;
  • систему определения удаления и скорости цели для наведения торпед типов 93-97.

Проект получил название Кагэро.

Постройка корабля

Эсминец Амацукадзэ был заложен 14 февраля 1939 года на верфи Майдзуру и стал одиннадцатым представителем типа Кагэро.

Устройство

Обводы корпуса были усовершенствованы, что позволило повысить пропульсивный коэффициент. Амацукадзэ получил паровые котлы новейшего типа, имевшие большую температуру пара и давление, чем стандартные. Новая энергетическая установка мощностью около 52 000 л.с. была легче, чем на других эсминцах того же типа. Турбины располагались друг за другом в едином отсеке. Топливо размещалось в междудонном пространстве и в большом отсеке перед первым котельным отделением.

Вооружение

Вооружение было аналогичным с другими кораблями того же типа и состояло из шести 127-мм орудий в трёх спаренных установках с углом возвышения 55° и двух четырёхтрубных 610-мм торпедных аппаратов с запасными торпедами, которые располагались перед носовым торпедным аппаратом симметрично по бокам от первой трубы.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Зенитная артиллерия на Амацукадзэ была представлена двумя спаренными зенитными орудиями Type 96 25-мм AT/AA.

Минно-торпедное вооружение

На эсминце было установлено два четырёхтрубных 610-мм торпедных аппарата, которые заряжались 610-мм торпедами Type 93, которые назывались «Длинное копье». Эсминец комплектовался 16-ю торпедами.

Противолодочное вооружение состояло из 2-х бомбомётов и 16-и глубинных бомб Type 95.

Модернизация

В конце 1942 года во время ремонта после битвы за Гуадаканал, была проведена модернизация эсминца. Перед мостиком была установлена дополнительная 25-мм зенитная установка, кормовая установка была заменена на строенную. Также мостик был оборудован радаром для увеличения эффективности зенитной артиллерии.

История

В ноябре 1941 года Амацукадзэ был отправлен в Палау и вошёл в состав 16-го дивизиона эсминцев 2-го Императорского флота, который осуществлял операции в районе Южных Филиппин.

С января по февраль 1942 года эсминец принимал участие во вторжениях на Менадо, Кендари, Амбон и Тимор, а также осуществлял рейды в районе Индонезии. 27 февраля эсминец принял участие в торпедных атаках в сражении в Яванском море.

1 марта Амацукадзэ было поручено эскортировать на Борнео плавучий госпиталь голландского флота OP TEN NOORT.

В течение марта в Яванском море Амацукадзэ участвовал в потоплении американской подводной лодки PERCH. Некоторые источники указывают, что потоплена была голландская подлодка K.10.

С 31 марта эсминец эскортировал корабль Натори, который буксировал в бухту Бантам торпедированный крейсер Нака.

3-6 июня Амацукадзэ принимал участие в эскорте войск, направлявшихся к атоллу Мидуэй.

В августе того же года эсминец был переведен к острову Трук.

24 августа 1942 года эсминец вёл боевые действия в районе Соломоновых островов, затем осуществлял эскорт авианосца Рюдзё и тяжёлого крейсера Тонэ. После потопления авианосца экипаж корабля принимал участие в спасении команды авианосца и экипажа сбитого бомбардировщика с авианосца Дзуйкаку.

12-13 ноября 1942 года Амацукадзэ участвовал в первой битве за Гуадаканал. Во время ночного боя эсминец потопил американский эсминец BARTON. Однако, попав под артиллерийский огонь крейсера HELENA, получил тяжелые повреждения и был направлен на ремонт и модернизацию. В этом бою погибло 43 члена экипажа.

В январе-мае 1943 года эсминец участвовал во многочисленных рейдах между Палау и Новой Гвинеей.

16-24 августа эсминец осуществлял эскорт Ямато при его передислокации из Куре на Трук.

11-16 января 1944 года во время эскорта танкеров из Модзи в Сингапур эсминец получил тяжелые повреждения, в результате попадания торпеды с подводной лодкой американского флота Redfin: была сильно разрушена носовая часть и погибло 80 членов команды. Корабль остался на плаву и был обнаружен патрульным самолетом только через 6 суток.

В ноябре 1944 прибыл в Сингапур, где ему был установлен временный нос.

В дальнейшем корабль использовался только для местных поручений.

Гибель

6 апреля 1945 года в 11:40 Амацукадзэ был атакован бомбардировщиками В-25 к югу от Тайваня.

В 12:30 эсминец получил 3 прямых попадания бомбами от В-25. В дополнение были получены повреждения от большого числа, попавших ракет. Эсминец потерял ход, пытаясь бороться с пожаром на корме. Огонь бушевал до ночи, корабль продолжал дрейфовать. 45 членов экипажа погибло.

Попытки спасти корабль продолжались до 8 апреля. 10 апреля он был затоплен.

Амацукадзэ был выведен из состава японских ВМС 10 августа 1945 года.

Командиры

  • Хара Тамэити (октябрь 1941 — 10 января 1943)
  • Лейтенант Танака Масао (11 ноября 1943 — 10 января 1944)
  • Капитан Сасаки Таканобу (15 марта 1944 — 2 сентября 1944)
  • Капитан Хасэбэ Ёсидзо (2 сентября 1944 — 10 февраля 1945)
  • Лейтенант Морита Томоюки (10 февраля 1945 — 10 апреля 1945)

Ссылки

Литература

  • Conway's All the World's Fighting Ships 1922–1946 (англ.) / Chesneau, Roger. — Greenwich, UK: Conway Maritime Press[англ.], 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
  • Hara, Capt. Tameichi. Japanese Destroyer Captain (англ.). — New York: Ballantine Books[англ.], 1961.
  • Jentschura, Hansgeorg; Jung, Dieter; Mickel, Peter. Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869–1945 (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 1977. — ISBN 0-87021-893-X.
  • Whitley, M. J. Destroyers of World War 2 (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 1988. — ISBN 0-87021-326-1.