Алеут (шхуна, 1862)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Алеут
Алеутъ
Служба
 Российская империя
Класс и тип судна шхуна
Тип парусного вооружения шхуна
Организация Сибирская военная флотилия
Изготовитель Завод Берда, Санкт-Петербург
Корабельный мастер подполковник ККИ Х. В. Прохоров
Строительство начато 14 ноября 1861 года
Спущен на воду 9 июня 1862 года
Введён в эксплуатацию 1862 год
Выведен из состава флота 1877 год
Основные характеристики
Водоизмещение 396 т
Длина между перпендикулярами 39,6 м
Ширина по мидельшпангоуту 6,1 м
Осадка 2,8 м
Двигатели паровая машина мощностью 30 номинальных л. с.
Движитель гребной винт, паруса
Скорость хода 5 узлов (под парами)
7,5 узлов (под парусами)

«Алеут» — паровая шхуна Российского императорского флота, построенная для Сибирской флотилии. Шхуна приняла участие в изучении морей Тихого океана, а также в стычках с этническими китайцами на территории современного Приморского края, вошедших в историю под названием Манзовская война.

Строительство

Паровая шхуна «Алеут» построена в 1862 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге[1]. По прибытии во Владивосток, так как шхуна имела плохие мореходные качества, была добавлена бизань-мачта, но позже она была демонтирована, так как не было эффекта от её использования[2].

Служба

1 октября 1862 года шхуна вышла из Кронштадта под командованием капитан-лейтенанта Л. Бухгольца с грузом морского ведомства и по прибытии в Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре) вошла в состав Сибирской военной флотилии с базированием на Владивосток.

В последующие годы в летнее время выходила в плавания в залив Петра Великого, Японское и Охотское моря. Шхуна выполняла снабженческие и охранные задачи, а на зиму уходила в Нагасаки.

«Паровой транспорт „Манджур“ и шхуна „Алеут“». Художник А. П. Алексеев, 1860-е года, из собрания ЦВММ

В 1865 году во Владивостоке матросы шхуны «Алеут» построили на месте современного морского вокзала пирс и поставили несколько домов, а для связи с постом, который располагался на месте современной центральной площади, прорубили просеку. Эта просека и положила начало улице Алеутской[3]. В кампанию этого года шхуна совершала плавания по Амуру[4], а также ходила к берегам Англии для испытания своих морских качеств[5].

Летом 1866 года шхуна совершала плавания по Амуру[4], выходила в Тихий океан, и под командованием лейтенанта П. Рогули посетила Гонолулу[6][7]. На переходе в Россию, «Алеут» зашёл в Нагасаки, откуда забрал с корвета «Варяг» исследователя и гидрографа лейтенанта К. С. Старицкого и его помощника гидрографа лейтенанта М. П. Крускопфа. «Алеут» пришёл во Владивосток в конце октября, где провёл всю зиму.

С открытием навигации 1867 года «Алеут» под командованием лейтенанта А. А. Этолина отправился с партией К. С. Старицкого для исследований к южным гаваням Приморья. В ходе этого рейса с борта шхуны были проведены астрономические и хронометрические связи Владивостока с заливам Посьета. После производства работ в заливе, «Алеут» летом отправился в Николаевск, что позволило К. С. Старицкому установить астрономические и хронометрические связи залива Посьета с гаванями — Америка, Преображения, Святой Ольги, Святого Владимира, Де-Кастри и городом Николаевском, после чего, Николаевска с озером Буссэ и мысом Крильон на Сахалине. Возвращаясь во Владивосток, 3 сентября шхуна «Алеут» пришла к острову Аскольд, где были обнаружены хунхузы, промывавшие золото. На берег со шхуны было высажено 15 матросов, которые обнаружили до 500 китайских старателей. Пока шло разбирательство с хунхузами, К. С. Старицкий астрономически определил точное местоположение острова. По требованию А. А. Этолина у хунхузов было конфисковано около 5 фунтов (примерно 2,25 кг) золота, и для прекращения дальнейшей незаконной добычи, шхуна ушла во Владивосток за вооружённым караулом. 5 сентября со шхуны на остров высадились 18 солдат и 6 артиллеристов при одном горном орудии. Далее, шхуна доставила Н. М. Пржевальского из устья реки Суйфун в залив Посьета, а также снабжение из Владивостока в вершину Уссурийского залива к устью реки Цымухэ, и в залив Славянка. К середине ноября навигация закончилась и шхуна стала на зимовку во Владивостоке[8].

Бухта Наездник на острове Аскольд

19 апреля 1868 года «Алеут» вновь подошёл к острову Аскольд, где опять были обнаружены незаконные старатели под предводительством манза Ли Гуя. Для пресечения их деятельности лейтенант А. А. Этолин возглавил отряд из 20 человек и отправился к берегу на трех шлюпках. Но по высадившимся морякам был открыт огонь из засады, при этом было убито трое матросов, а подпоручик Петрович, врач Кюзель и восемь нижних чинов получили ранения разной степени тяжести. Ретировавшись на «Алеут», моряки открыли со шхуны орудийный картечный огонь по хунхузам, которые демонстративно разрубили на куски оставшиеся на берегу трупы моряков. О погибших или раненых хунхузах сведений нет. Далее командир перевёл «Алеут» к северному берегу острова блокировав связь с берегом и отправил во Владивосток парусный вельбот гидрографа лейтенанта М. П. Крускопфа за охранным отрядом. На ночь «Алеут» пришёл во Владивосток для оказания помощи раненым и пополнения запасов угля. 20 апреля шхуна вернулась к острову. Были конфискованы до двадцати джонок. 21 апреля к острову вернулся лейтенант М. П. Крускопф с палубным железным баркасом и ботом под командованием мичмана А. А. Усова. Ими было организовано крейсерство между Аскольдом, Путятином и мысом Майделя. А на острове был основан постоянный охранный пост «Стрелецкий» под начальством артиллерии поручика Н. Н. Каблукова, для контроля за приисками и наблюдения за проливом. 25 апреля «Алеут» доставил из Владивостока подкрепление, присланное из Раздольного. В ночь на 26 апреля, на остров прибыло около 1000 хунхузов атаковавших Стрелецкий пост. При этой атаке был убит караульный, и пленён постовой фельдшер, после чего пост был сожжён. В этот момент поручик Н. Н. Каблуков был на шхуне, а постом командовал его заместитель в звании фельдфебель, в его распоряжении было 26 человек личного состава и всего 10 ружей, орудие к тому моменту было передано на шхуну в распоряжение А. А. Этолина. Некоторое время спустя А. А. Этолин принял всех оставшихся в живых постовых на борту шхуны. Тогда А. А. Этолин ушёл во Владивосток за подкреплением и на доклад начальнику поста Владивосток майору А. А. Горяинову. В этот момент пришло известие, что деревня Шкотовка сожжена и две крестьянские семьи вырезаны. С этого момента А. А. Этолин по распоряжению подполковника Я. В. Дьяченко временно стал совмещать должность командира шхуны «Алеут» и начальника Владивостокского поста (начальник всех морских и сухопутных сил во Владивостоке). Для усмирения бушевавших хунхузов отряд подполковника Я. В. Дьяченко на «Алеуте» отправился из Владивостока, а отряд Пфингстена на барке «Нахимов» из Посьета. 1 мая оба судна подошли к острову. Тут пришло известие, что хунхузы уходя на север, также сожгли деревни Суйфунская и Никольская (ныне Уссурийск). Тут Я. В. Дьяченко сошёл с отрядом на берег для преследования хунхузов. Немногим позже командир шхуны «Алеут» лейтенант А. А. Этолин за свои действия был награждён золотым оружием, орденом Святого Владимира IV степени и произведён в очередное звание[8][9].

Сетана, 2011 год

В кампанию 1869 года совершала плавания по портам Японского моря и в Татарском проливе[10]. В следующем 1870 году совершала плавания по портам Тихого океана и Охотского моря[11].

В апреле 1871 года «Алеут» под командованием лейтенанта В. М. Лаврова пришёл с группой водолазов из Николаевска во Владивосток для проведения работ по подъёму груза с затонувшего в Золотом Роге транспорта «Байкал». Работами руководил лично В. М. Лавров, он же возглавил следствие по факту крушения транспорта[12]. В этом же году В. М. Лавров был награждён орденом Святого Станислава II степени[9].

В 1872 году совершала плавания по портам Тихого океана и Охотского моря[11]. В кампанию 1873 года находилась в заграничном плавании[13].

Начиная с 1874 года паровые шхуны Сибирской флотилии «Алеут», «Ермак» и «Тунгус» были поставлены для борьбы с браконьерством и наблюдения за соблюдением условий промысла китов, рыбы, северного морского котика и калана иностранными судами у берегов Сахалина, Камчатки, Командорских островов[14]. А также занимались доставкой пассажиров, почты, казённых и коммерческих грузов[15]. В 1874 году командир шхуны был награждён орденом Святой Анны III степени[13].

В кампанию 1875 года находилась в плаваниях в Татарском проливе и в заграничном плавании[13]. В кампанию следующего 1876 года совершала плавания во внутренних водах морей Тихого океана[16][17].

До 1877 года шхуна выходила в плавания в Японское море под командованием лейтенанта Воронова[6].

Спасенные со шхуны «Алеут»

7 ноября 1877 года «Алеут» под командованием лейтенанта С. А. Крашенинникова вышел в обратный рейс из Николаевска во Владивосток, но по пути непогода заставила шхуну зайти в Императорскую Гавань. 18 октября, когда ветер начал стихать, шхуна продолжила путь. В ночь ветер резко прибавил, и шхуну снесло на 16 миль от берега. К утру её снесло ещё дальше в море. Разыгравшийся сильный циклон заставил убрать паруса и лечь в дрейф. 22 октября стал отчётливо виден пик Де-Лангль, это означало что шхуна приближалась к острову Мацмай (ныне Хоккайдо). Тогда командир принял решение зайти в порт Хакодате. 4 ноября, в 60 милях от Хакодате, когда скорость шхуны упала до одного узла, была выбрана якорная стоянка около острова Окоеири вблизи. 7 ноября, когда ветер изменил своё направление и усилился, шхуну сорвало и отнесло на рифы у селения Сетанай (ныне Сетана). На борту находились: командир шхуны лейтенант С. А. Крашенинников, старший штурман прапорщик Панов, вахтенные начальники: лейтенант Хартулари, мичман Китаев, штабс-капитан Асташев, старший механик прапорщик Криницин, гидрограф поручик Кудрин и 53 матроса, а также два пассажира. Происшествие не привело к человеческим жертвам, и вся команда с помощью местных жителей оказалась на берегу. 27 ноября к месту бедствия подошли клипера «Абрек» и «Всадник». С кораблей на берег были отправлены по два вёсельных катера и по одному вельботу. Спасательная операция продолжалась до 3 декабря, пока усилившийся шторм не разбил катер с «Абрека». Тогда было принято решение, так как непогода не позволяла завершить спасательную операцию, кораблям уйти в Россию, а оставшимся на берегу людям ждать следующего корабля. 16 декабря моряки получили разрешение от губернатора Хакодате перейти в город. Через неделю командир «Алеута» лейтенант Крашенинников, два офицера и 11 матросов поселились в гостинице. И только в апреле 1878 года к посёлку Сетанай пришёл российский военный транспорт «Ермак» под командованием лейтенанта Б. К. де Ливрона за моряками. 29 апреля, во время своза людей с берега на транспорт, был разбит баркас и 28 человек оказались в воде. 15 человек выбрались на берег, 9 нижних чинов и 3 помогавших китайца погибли, остальные числились пропавшими без вести. Сразу были найдены семь трупов русских моряков, чуть позже ещё два. Из команды «Алеута»: квартирмейстер Иван Кайгородов, сигнальщик Яков Шептунов, матросы первой статьи Дмитрий Гурьев, Игнатий Подварков, Василий Синицын, Кузьма Феофелов; из команды «Ермака»: матрос-рулевой Семён Богомолов, матросы первой статьи Никон Усов, и Фрол Алексеев. Моряков захоронили у храма Тэймэдзи[2][18][19].

«Алеут» исключён из списков Императорского флота 4 марта 1878 года и продан английскому коммерсанту за 1050 долларов. Он снял шхуну с рифов и привёл в Хакодате на ремонт. Она получила новое имя и ходила ещё некоторое время в Тихом океане, пока не разбилась у посёлка Мацумаэ. Выжившие члены экипажа через Хакодате прибыли во Владивосток[2].

Командиры

Командирами парусно-винтовой шхуны «Алеут» в составе Российского императорского флота в разное время служили:

Старшие офицеры

Память

улица Алеутская
  • В честь шхуны в 1877 году названа бухта[28][29]. 42°38′05″ с. ш. 131°01′03″ в. д.HGЯO
  • Имя шхуны носит мыс[30]. Назван в 1895 году. 42°36′06″ с. ш. 130°52′02″ в. д.HGЯO
  • Одна из центральных улиц Владивостока также назва в честь шхуны[31].
  • В 1971 году прах русских моряков от захоронения у храма Тэймэдзи был перенесён в братскую могилу в поселок Сетана, в район горы Самбонсунги[2].
  • В 1972 году погибшим морякам на месте братского захоронения был поставлен памятник «с молитвой об их упокоении, а также с надеждой на развитие международной дружбы и мер по предотвращению бедствий на море»[19].
  • В честь открытия памятника был выпущен буклет, в предисловии которого мэр Сетаны Сасаки Есихару написал: «Данный памятник, поставленный в память двенадцати погибших членов экипажа „Алеут“ создан на средства, собранные местными жителями, готовыми, во имя добрососедства, прийти на помощь терпящим бедствие на море»[2].

Примечания

  1. Шлюпы и шхуны Сибирской флотилии (рус.) ?. randewy.ru. Дата обращения: 29 июля 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Хисамутдинов, 2010.
  3. Валерия Федоренко. От «Алеута» до «Принцесс»: сотни горожан и туристов каждый день становятся гостями Морского вокзала Владивостока (рус.) // VL.ru : Интернет-издание. — Владивосток, 2016. — 11 августа.
  4. 4,0 4,1 Грибовский, 2015, с. 332.
  5. Веселаго XI, 2013, с. 219.
  6. 6,0 6,1 «Алеут» (рус.) ? (недоступная ссылка). khasan-district.ru. Дата обращения: 29 июля 2013. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  7. Веселаго XIV, 2013, с. 290.
  8. 8,0 8,1 Ершов, 2010.
  9. 9,0 9,1 Грибовский, 2015, с. 114.
  10. Веселаго XIV, 2013, с. 115.
  11. 11,0 11,1 Веселаго XIII, 2013, с. 324.
  12. А. И. Алексеев, 1985.
  13. 13,0 13,1 13,2 Веселаго XIII, 2013, с. 437.
  14. С. М. Игнатьев, 2001, с. 28-33.
  15. ЦГАВМФ Ф.1240 Оп.1 Д.25
  16. Веселаго XIII, 2013, с. 470.
  17. Веселаго XIV, 2013, с. 233.
  18. Груздев А. И., 1996, с. 88.
  19. 19,0 19,1 Российские воинские захоронения в поселке Сэтана (преф. Хоккайдо) (рус.) ?. Дата обращения: 29 июля 2013. (недоступная ссылка)
  20. «Морской сборник», том 70, 1864 год, № 1, // Распоряжения правительства, стр. 35. Дата обращения: 4 февраля 2018. Архивировано 4 февраля 2018 года.
  21. Веселаго IX, 2013, с. 318.
  22. Грибовская, Лихачев, 2016, с. 26—27.
  23. Грибовский, 2015, с. 113—114.
  24. Веселаго XIII, 2013, с. 436—437.
  25. Грибовский, 2015, с. 88.
  26. Веселаго IX, 2013, с. 378.
  27. Грибовский, 2015, с. 113.
  28. Бухта Алеут. Дата обращения: 29 июля 2013. (недоступная ссылка)
  29. АЛЕУТ — бухта (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июля 2013. Архивировано 24 июля 2011 года.
  30. АЛЕУТ — мыс (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июля 2013. Архивировано 24 июля 2011 года.
  31. Алеутская (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.

Литература

  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 9 / Царствование императора Николая I. А — Г. — 592 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-13-6.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 11 / Царствование императора Николая I. Н — С. — 608 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-16-7.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 13 / Царствование императора Александра II. А — Г. — 576 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-20-4.
  • Веселаго Ф. Ф. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2013. — Т. 14 / Царствование императора Александра II. Д — И. — 312 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-17-4.
  • Грибовский В. Ю. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2015. — Т. 15 / Царствование императора Александра II. — 416 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-25-9.
  • Грибовская Е. В., Лихачев П.В. Общий морской список от основания флота до 1917 г.. — СПб.: «Атлант», 2016. — Т. 16. — 424 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 978-5-906200-30-3.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
  • Ершов Д. В. Хунхузы: необъявленная война. Этнический бандитизм на Дальнем Востоке. — М.: Центрполиграф, 2010. — 280 с. — ISBN 978-5-9524-4111-8.
  • Степанов А. И. Русский берег: Морской топонимический справочник. — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1976. — 190 с.
  • Груздев А. И. Береговая черта: имя на карте. Морской топонимический словарь Приморского края. — Владивосток: Дальнаука, 1996. — 244 с.
  • Алексеев А. И. Как начинался Владивосток. — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1985. — С. 224. — 10 000 экз.
  • Хисамутдинов А. А. Русская Япония. — М.: Вече, 2010. — 400 с. — (Русские за границей). — ISBN 978-5-9533-4918-5.
  • Игнатьев С. М. Из истории охраны природных богатств русских морей // Гуманитарный экологический журнал. — М., 2001. — Т. 3.