Алексей Косыгин (тип судов)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Алексей Косыгин»
Флаг СССР СССР → Флаг России Россия
Название «Алексей Косыгин»
Класс и тип судна лихтеровоз, контейнеровоз
Спущен на воду 1981
Основные характеристики
Водоизмещение 61950
Длина 262,8
Ширина 32,2
Осадка 11,6
Дедвейт 40880
Двигатели 2 дизельных двигателя
Мощность 24,7 МВт
Движитель 2 винта
Скорость хода 16
Экипаж 44—49

«Алексей Косыгин» — головной корабль в первой серии советских крупнотоннажных лихтеровозов (баржевозов) одноимённого типа, разработанных для транспортировки грузов к устьям крупных сибирских и дальневосточных рек в период арктической навигации.

Краткая информация

Каждый из баржевозов типа «Алексей Косыгин» представлял собой однопалубное двухвинтовое транспортное судно с 7 трюмами и смещённой к носу жилой надстройкой. Корпуса имели транцевую корму, носовую оконечность ледокольного типа, удлинённый бак, двойные борта и двойное дно. С помощью 500-тонного козлового крана лихтеровозы были способны принять на борт и обеспечить эксплуатацию 82 лихтеров стандарта LASH (англ. Lighter Aboard Ship) с грузоподъёмностью 370 тонн . Вместо лихтеров в грузовых трюмах и на палубе можно было также перевозить 1480 стандартных морских контейнеров. Также суда этого типа имели оборудование для транспортировки сыпучих грузов и труб большого диаметра. Их оснащение включало в себя комплекс автоматического управления судовой энергетической установкой, спутниковые системы навигации и связи на основе бортовых электронно-вычислительных машин[1].

В начале 1981 года головной корабль «Алексей Косыгин» был заложен на верфях Херсонского судостроительного производственного объединения имени 60-летия Ленинского комсомола. Его название было выбрано в честь видного советского экономиста, партийного работника и государственного деятеля Алексея Косыгина. Впервые в отечественной судостроительной практике постройка корпуса судна была проведена посредством сборки отдельных полукорпусов, состыкованных друг с другом на плаву. В конце 1983 года готовое судно было передано Дальневосточному морскому пароходству. Первые грузовые рейсы «Алексей Косыгин» выполнил по Балтийскому морю, а в 1984 году впервые доставил лихтёры в Авачинскую губу на Камчатке. После этого в 1986 году судно проступило к работе в арктических водах в районе мыса Шмидта[1].

Вслед за «Алексеем Косыгиным» в 1985 году вступил в строй его собрат «Индира Ганди», который приступил к работе на вьетнамских морских коммуникациях, а в 1987 году — «Ле Зуан», вышедший на линии между Чёрным морем и Юго-Восточной Азией[1]. Последним в серии лихтеровозов стал «Че Гевара», сданный Черноморскому морскому пароходству в октябре 1989 года[2]. В советской технической периодике была высказана оценка, что каждое из подобных судов было способно эффективно заменить пять или шесть универсальных морских транспортов грузоподъёмностью по 10 тысяч тонн[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Дмитриев, «Алексей Косыгин», с. 53.
  2. Проект 17502. Smart Maritime Group. Дата обращения: 17 июля 2024.
  3. Левит, 1988, с. 48.

Источники

  • Левит, А. «Ле Зуан» выходит в море // Морской флот : журн. — 1988. — № 2. — С. 48–49.
  • Морской энциклопедический словарь / В. В. Дмитриев. — Л. : «Судостроение», 1991. — Т. 1. — 504 с. — ББК 39.4. — УДК 03:629.12(G). — ISBN 5-7355-0280-8.