Таиров, Александр Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Александр Таиров»)
Александр Таиров
Александр Яковлевич Таиров
Имя при рождении Александр Яковлевич Коринблит
Псевдонимы Таиров
Место рождения Ромны, Полтавская губерния, Российская империя
Профессия актёр, театральный режиссёр
Годы активности 1904—1949
Театр Камерный театр
Спектакли «Сакунтала», «Женитьба Фигаро», «Опера нищих», «Оптимистическая трагедия»
Награды
Орден Ленина — 1945
Народный артист РСФСР— 1935 Заслуженный артист РСФСР — 1924

Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит, 24 июня (6 июля1885, Ромны — 25 сентября 1950, Москва) — советский театральный актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949). Народный артист РСФСР (1935)[1].

Биография

Александр Таиров родился в Ромнах Полтавской губернии Российской империи (ныне Сумская область Украины) в еврейской семье. Мать, Мина Моисеевна, рожала первенца у родителей в Ромнах, нуждаясь в помощи из-за слабости здоровья. Отец, Яков Рувимович, руководил двухклассным мужским еврейским училищем в Бердичеве[2][3], где прошло детство Александра. Учился в Киевской гимназии, живя у сестры отца[4].

По настоянию родителей 10 лет учился в Киевском и Петербургском университетах на юриста, совмещая учёбу с театральной деятельностью. Решив связать себя с театром, взял псевдоним Таиров («таир» — по-арабски «орёл») и перешёл в лютеранство, чтобы не быть стеснённым чертой оседлости[4].

На сцене дебютировал летом 1904 года, будучи артистом Драматического товарищества под руководством Александры Лепковской, сыграл Петю Трофимова в «Вишнёвом саде». В 1905 году играл в труппе Михаила Бородая в Киеве.

В сезон 1906—1907 годов был актёром театра Веры Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре Павла Гайдебурова, где начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и «Дядя Ваня».

В 1913 году окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставил ради Свободного театра Константина Марджанова. Здесь он поставил спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера.

В 1914 году Таиров вместе со своей второй женой Алисой Коонен и группой молодых актёров создал Камерный театр, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь[5].

Спектакль «Сакунтала» (Шакунтала) Калидасы, поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914 года[6], в день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Режиссёр стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому движению и пластике. Своё детище он назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или «театр неореализма».

«Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились — напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», — писал Александр Таиров[7].

Репертуарными спектаклями Таирова были также «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» Артура Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» Иннокентия Анненского (1916) и «Саломея» Оскара Уайльда (1917). Премьера «Саломеи» состоялась за три недели до Октябрьской революции.

«Прочтите Тысячу и одну ночь и фантастические рассказы Гофмана, перелистайте страницы Жюля Верна, Майн Рида, Уэллса — и тогда, быть может, вы получите некоторое представление о том, как возник Камерный театр…»[8].

В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», которую ему передал сам автор. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года. Также впервые познакомил советскую театральную общественность с пьесами американского драматурга Юджина О’Нила, поставив «Косматую обезьяну» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Всем детям божьим даны крылья» (1929, шла под названием «Негр»). Увидев таировские постановки своих пьес во время гастролей театра в Париже, О’Нил был в восторге и заявил: «Камерный театр воплотил мою мечту»[9]. Крупной победой театра была признана и постановка «Оптимистической трагедии» Таировым в 1933 году[10].

В середине 1930-х годов Таиров оказался в центре крупного скандала. В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф «Богатыри» Александра Бородина. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто Виктора Крылова в уничижительном, сатирическом духе: в характерном для него стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси. Спектакль подвергся критике со стороны властей за искажение событий русской истории, постановка была оценена как «идеологически неграмотная», «Правда» откликнулась разгромной статьей. Критику спектакля и театра в целом поддержали и многие коллеги Таирова, в том числе Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд[11].

Как неудачи были отмечены критикой и другие спектакли: «Не сдадимся!» по пьесе Сергея Семёнова (1935), «Дети солнца» Максима Горького (1937) и «Думы о Британке» по пьесе Юрия Яновского (1937). Единственной творческой удачей театра этого периода был признан спектакль «Мадам Бовари» по Гюставу Флоберу с Алисой Коонен в роли Эммы Бовари.

В 1937 году поступило указание объединить Камерный театр Александра Таирова и Реалистический театр Николая Охлопкова. Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр[12].

В годы Великой Отечественной войны Таиров и Коонен вместе с театром были эвакуированы в Балхаш Казахской ССР, а в апреле 1942 года — в Барнаул Алтайского края. В том же году Таиров вошёл в состав Еврейского антифашистского комитета[13].

26 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию[14]. 9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра был награждён орденом Ленина. В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен был переведён в Театр имени Вахтангова, но к работе не приступил. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и тем самым прекратил своё существование.

Таиров скончался 25 сентября 1950 года в Москве после непродолжительной тяжёлой болезни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 14 ряд)[15].

Семья

  • Первая жена (с 1905 года) — двоюродная сестра Ольга Яковлевна Таирова (урождённая Венгерова, 1882—1946)[16], студентка физмата Бестужевских курсов, в 1924—1945 годах заведующая театральной школой Камерного театра — ГЭКТЕМАС (Государственные экспериментальные театральные мастерские). В браке родилась дочь Мура (Тамара Александровна, 1905 — после 1983)[4].
  • Вторая жена (с 1914 года) — Алиса Георгиевна Коонен, актриса. Народная артистка РСФСР (1935).
  • Сестра — Елизавета Яковлевна Корнблит (1895—?), c 1943 по 1949 год концертмейстер Камерного театра.
  • Брат — Леонид Яковлевич Корнблит (1902—1958), управляющий московским городским банком, начальник Управления предприятий коммунального обслуживания, заместитель начальника Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний УНКВД Москвы и Московской области (1942—1949), подполковник интендантской службы. Был женат на актрисе Камерного театра и Московского театра Сатиры Марии Петровне Юдиной.

Творчество

Актёрские работы в театре

Режиссёрские работы

В Камерном театре

Общественная деятельность

  • Первый председатель Московского союза артистов (с 1917)
  • Член президиума ЦК Рабис (1919—1936)
  • Вице-президент театральной секции Всесоюзного общества культурных связей (с 1944)

Награды и звания

Сочинения, переписка

  • Таиров А. Я. О театре / Ком. Ю. А. Головашенко и др. — М.: ВТО, 1970. — 603 с.
  • Таиров А. Я. Записки режиссёра. — М.: Изд. Камерного театра, 1921.
  • «…Письма ползут, разминаются в пути, пропадают…»: Переписка А. Г. Коонен и А. Я. Таирова / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2014. — С. 272—330. — ISBN 978-5-91674-321-0

Память

Архитектором надгробия был Евгений Рознеблюм. В 2019 году вандалы осквернили могилу Таирова, оторвав с надгробия барельеф с бронзовой фигурой Федры работы Давида Народницкого и выставив его на продажу в интернете, где её обнаружил музейный работник Александр Савинов; приобретя фигуру и убедившись в её подлинности, он сообщил об этом в правоохранительные органы[19].

Событиям, связанным с закрытием театра, посвящён фильм Бориса Бланка «Смерть Таирова» (2004), где режиссёра сыграл Михаил Козаков, а его музу — Алла Демидова.

См. также

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 5. — М.: Советская энциклопедия, «Табакова — Яшугин», 1965. — 24—27 стб. с илл.
  2. Книги в Украине (1861—1917) Архивная копия от 17 апреля 2018 на Wayback Machine: Я. Р. Корнблит — автор «Исторической записки о Бердичевском еврейском казённом двухклассном училище: 1877—1898» (Бердичев, 1898).
  3. Еврейская библиотека: историко-литературный сборник (1880) Архивная копия от 1 июня 2021 на Wayback Machine: Здесь отец именуется Яковом Романовичем Корнблитом, заведующим еврейским училищем.
  4. 4,0 4,1 4,2 Грета Ионкис Александр Таиров – рыцарь поэтического театра Архивная копия от 2 января 2017 на Wayback Machine
  5. Режиссёрское искусство Таирова (к 100-летию со дня рождения). — М.: ВТО, 1987. — 148 с.
  6. Раневская, Фаина. Я — выкидыш Станиславского (неопр.). — Litres, 2017. — ISBN 978-5-457-23617-2. Архивная копия от 1 июня 2021 на Wayback Machine
  7. Театр Таирова — 35-летний триумф (недоступная ссылка)
  8. Камерный театр Архивная копия от 2 октября 2011 на Wayback Machine — на сайте МДТ им. Пушкина
  9. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  10. Очерки истории русского советского драматического театра. — М.: изд. АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 281—286. — 776 с. — 3000 экз.
  11. Справка секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР «Об откликах литераторов и работников искусств на снятие с репертуара пьесы Д.Бедного „Богатыри“» 16.11.1936.. Дата обращения: 21 февраля 2011. Архивировано 5 июня 2011 года.
  12. Николай Павлович Охлопков: Статьи. Воспоминания / cост. Е. И. Зотова, Т. А. Лукина. — М.: ВТО, 1986. — С. 17. — 367 с. Архивная копия от 4 мая 2019 на Wayback Machine
  13. Петрова Н. К. Антифашистские комитеты в СССР. 1941-1945 гг. — М.: Институт истории РАН, 1999. — С. 78. — 338 с. — ISBN 5-8055-0024-8.
  14. «О репертуаре драматических театров и мерах по их улучшению. Постановление ЦК РКП(б) от 26 августа 1946г.» // Театр. — 1946. — № 7—8. — С. 6—10.
  15. Таиров Александр Яковлевич (1885-1950). Могилы знаменитостей. Дата обращения: 24 апреля 2020. Архивировано 4 февраля 2020 года.
  16. Днявники А. Г. Коонен. Дата обращения: 13 мая 2020. Архивировано 25 февраля 2020 года.
  17. драматический театр, создан в 1905 в Санкт-Петербурге Гайдебуровым и Н. Ф. Скарской, с 1919 до 1928 — Общедоступный передвижной театр. Передвижной Театр П. Гайдебурова Архивная копия от 20 августа 2008 на Wayback Machine — на сайте Псковского театра им. Пушкина
  18. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, «Нежин — Сярев», 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл. (стб. 195—196)
  19. Михаил Гришин. «Присматриваются к памятнику на могиле... Готовятся украсть». Осквернена могила известного режиссёра. Газета.Ru (26 июня 2019). Дата обращения: 24 апреля 2020. Архивировано 27 июня 2019 года.

Литература

  • Берковский Н. Я. Таиров и Камерный театр // Берковский Н. Я. Литература и театр: Статьи разных лет. М.: Искусство, 1969. C. 305—393.
  • Головашенко Ю. А. Режиссёрское искусство Таирова. М.: Искусство, 1970. 352 с.
  • Державин К. Н. Книга о Камерном театре: 1914—1934. Л.: Художественная литература, 1934. 240 с.
  • Зноско-Боровский Е. А. Таиров // Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала XX века. Прага: Пламя, 1925. C. 364—368.
  • Коонен А. Г. Страницы жизни / Ред., послесл. Ю. С. Рыбакова. — 2-е изд.. — М.: Искусство, 1985. — 446 с.
  • Крыжицкий Г. К. А. Я. Таиров // Крыжицкий Г. К. Режиссёрские портреты / Предисл. С. А. Воскресенского. М.; Л.: Теакинопечать, 1928. C. 77-87.
  • Марков П. А. О Таирове // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. Театральные портреты. C. 76-111.
  • Мейерхольд В. Э. Отзыв о книге А. Я. Таирова «Записки режиссёра» //Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 2. (1917—1939). C. 37-43.
  • Пиотровский А. И. Таиров // Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л.: Искусство, 1969. C. 87-89.
  • Режиссёрское искусство А. Я. Таирова (К 100-летию со дня рождения) / Ред. К. Л. Рудницкий. М., 1987. 150 с.
  • Иванов В. Полночное солнце. «Федра» Александра Таирова в отечественной культуре // Новый мир. 1989. № 3. С. 233—244.
  • Рудницкий К. Л. Русское режиссёрское искусство: 1908—1917. М.: Наука, 1990. (Глава «Таиров и Камерный театр») С. 201—238.
  • Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995. (Глава «Вариант Таирова») С. 131—149.
  • «Я — не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, — современная Адриенна Лекуврёр». Дневники А. Г. Коонен 1914—1925 гг. / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. — Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 9-175. ISBN 978-5-91674-321-0
  • Московский Камерный театр. «Человек, который был Четвергом» в немецкой и австрийской критике / Публ., лит. редакция переводов, вступ. статья и коммент. С. Г. Сбоевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. — Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 176—240. ISBN 978-5-91674-321-0