Александро-Невский собор (Варшава)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кафедральный собор
Святого благоверного князя Александра Невского
Sobór św. Aleksandra Newskiego
Фото 1910-х годовФото 1910-х годов
Координаты: 52°14′28″ с. ш. 21°00′45″ в. д.HGЯO
Страна Царство Польское
Город Варшава
Конфессия Православная российская церковь
Епархия Варшавская и Привисленская
Архитектурный стиль Русский
Автор проекта Леонтий Бенуа
Строительство 18941912 годы
Дата упразднения 1924 год
Приделы
  • Кирилла и Мефодия (северный),
  • Николая Чудотворца (южный)
Состояние Разрушен в 1924—1926 годах

Алекса́ндро-Не́вский собо́р (польск. Sobór św. Aleksandra Newskiego) — кафедральный собор Варшавской и Привисленской епархии Русской православной церкви. Был построен в 1894—1912 годах в Варшаве, административном центре Привислинского края Российской империи, на Саксонской площади[1]. По завершении строительства собор достигал в высоту 70 м и был самым высоким зданием в Варшаве.

Собор был построен на средства, собранные всей Российской империей; он задумывался как самый большой в Европе. На его строительство были собраны 3 млн рублей[2].

Храм разрушен польскими властями в середине 1920-х годов, спустя менее чем 15 лет после открытия. Главным мотивом стало то, что собор напоминал им о русском господстве над Польшей. Кроме собора Святого Александра Невского в Варшаве, поляки по тем же мотивам уничтожили и многие другие православные храмы на территории страны[3].

Предыстория

Польское государство прекратило своё существование в 1795 году в результате разделов Польши. Варшава вошла в состав Российской империи в 1815 году по решению Венского конгресса и стала одним из крупнейших городов империи. Чтобы предотвратить повторение восстаний, во второй половине XIX века в городе располагался большой гарнизон русских войск. Большой приток русских солдат и чиновников, большей частью православных, а также политика по обращению униатов в православие, послужили причиной строительства православных храмов. В 90-х годах XIX века в Польше были построены около 20 православных храмов, большей частью полковых[4].

Идею строительства в Варшаве большого кафедрального собора впервые высказал в записке императору Александру III Варшавский генерал-губернатор Иосиф Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих[3], и новый собор «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».

Строительство и архитектура

Фото 1910-х годов

28 августа 1893 года был организован комитет по строительству собора, который возглавил Гурко. Император одобрил архитектурный проект, предложенный Леонтием Бенуа[5]. 2 июня 1894 года место строительства на Саксонской площади было освящено архиепископом Варшавским и Холмским Флавианом (Городецким). 30 августа, в праздник святого Александра Невского и именин императора, в присутствии Иосифа Гурко архиепископ Флавиан совершил торжественную закладку собора во имя «небесного покровителя наших царей»[6][7].

Средства на строительство жертвовали частные лица со всей империи. Иоанн Кронштадтский пожертвовал 13 500 рублей, значительная часть денег на постройку собора была получена за счёт обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившихся под управлением Гурко, и введением специального налога в Варшаве[8]. Общая стоимость строительства собора составила более 3 миллионов рублей. По проекту Леонтия Бенуа (помощники — архитекторы Пётр Феддерс, Владимир Покровский) собор был пятикупольным с квадратным основанием и отдельно стоящей колокольней.

В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. Семидесятиметровая колокольная храма стала самым высоким зданием в Варшаве.

Фото 1910-х годов

Работа над внутренним убранством собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского ещё 12 лет. Фрески для храма создавали Виктор Васнецов, Николай Харламов, Василий Беляев, Николай Кошелев, Николай Бруни; двенадцать мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской Владимира Фролова по эскизам Виктора Васнецова и Андрея Рябушкина. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренными Николаем II. Главный из 14 колоколов (отлитых Колокольно-литейным заводом П. Н. Финляндского) на звоннице был пятым по величине в империи.

20 мая 1912 года главный престол собора был торжественно освящён митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) во имя святого князя Александра Невского.

Южный придел храма был освящён 27 мая 1912 года архиепископом Варшавским и Привисленским Николаем (Зиоровым) во имя святителя Николая Чудотворца. Северный придел был освящён им же 3 июня 1912 года во имя святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай на освящении произнёс: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия»[3]. После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы — юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия дома Романовых.

Между 1912 и 1915 годами под колокольней была освящена часовня[9].

Снос

В начале 1915 года в ходе Первой мировой войны русское население было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александро-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. В ходе оккупации Варшавы немецкими войсками собор использовался в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. Собор был переименован в честь святого Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта. С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.

Саксонская площадь в 1919 году

После возвращения независимости Польше в 1918 году судьба собора, возвращённого православной епархии (настоятелем собора стал архиепископ Антоний (Марценко)), была предметом многолетних споров. Собор воспринимался поляками как символ русского господства и потому был крайне непопулярен. Искусствоведческий факультет Университета Стефана Батория в Вильнюсе утверждал, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности[8].

Были предложения полностью переоборудовать внешний вид собора под католический костёл. Писатель Стефан Жеромский выдвинул идею о создании в соборе музея мартиролога (мученичества) польского народа или этнологии. Однако наиболее популярно было утилитарное мнение: так как после отсоединения Польши от России православных прихожан в Варшаве практически не осталось, собор как символ чужеземной веры, занимающий много места на одной из основных площадей Варшавы и якобы не представляющий собой выдающегося произведения архитектуры, должен быть снесён.

Вопрос разрушения собора рассматривался на заседании Польского сейма 1-го созыва. Единственный голос против его разрушения принадлежал русскому депутату Николаю Серебренникову. Невзирая на протесты, собор был снесён в 1924—1926 годах вместе с другими православными храмами в Варшаве (действующими остались только два православных храма). Придавая большое значение разрушению крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат выпустил специальный заём, «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса[3].

Разрушенный Александро-Невский храм

Попытки сохранить собор делались даже когда его начали сносить, однако противников сноса было мало, и их упрекали в недостатке патриотизма. Летом 1924 года православный член Польского сената Вячеслав Богданович произнёс речь в его защиту:

Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголённые купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником — позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора… Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы — англичане, американцы — и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру — естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации…»[3]

Снос собора потребовал много времени и около 15 000 малых взрывов. Мраморные плиты из собора были использованы при оформлении различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровский собор в Барановичах[10]. После длительного хранения в Национальном музее Варшавы другие фрагменты[11] были установлены в православном храме Марии Магдалины в Праге (правобережной части Варшавы). Яшмовые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове.


С 5 сентября по 27 октября 2024 года в часовне-музее храма Воскресения Христова («Спаса на Крови») в Санкт-Петербурге действовала выставка «Реквием по храму». Она была приурочена к 130-летию закладки и 100-летию утери храма Святого благоверного князя Александра Невского в Варшаве. Среди значимых экспонатов выставки были привезённые из Омска эскизы двух ангелов, созданных Виктором Васнецовым для собора. Особый интерес представляли проекты храма, созданные Леонтием Бенуа, а также его записная книжка и альбом с подборкой газетных статей. Важный раздел экспозиции был посвящён творчеству художника-монументалиста Василия Беляева, представлены его многочисленные эскизы и дневник росписи малых алтарей. Была представлена уникальная серия фотографий из собрания Владимира Фролова, сделанная в день освящения собора 20 мая 1912 года, уцелевшие фрагменты мозаик варшавского собора, хранящиеся ныне в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Барановичах. Большая часть экспонатов была впервые представлена широкой публике[12].

См. также

Примечания

  1. Спутниковая фотография места, на котором располагался храм. Фото с Google Maps. Дата обращения: 27 сентября 2006. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  2. Погосов А. Я опять ищу лик Христа… // Журнал Московской патриархии. — 2023. — № 8. — С. 80—92.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Лабынцев Ю., Щавинская Л. Александро-Невский собор в Варшаве // Радонеж : журнал. — 1999. — № 9—10. Архивировано 23 сентября 2006 года..
  4. Wortman, R. S. Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy. Vol. Two: From Alexander II to the Abdication of Nicholas II. — Princeton University Press, 2000. — P. 254—255. — ISBN 0-691-02947-4.
  5. Заметки зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1894. — № 6. — С. 31.
  6. Молчанов К. Новый православный собор во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894—1912. — Варшава, 1912; Проекты православного собора в Варшаве // ХВЕВ. — 1894. — № 4; Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894 // ХВЕВ. — 1894. — № 17; Покровский Н. В. Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве с объяснительной запиской. — СПб., 1900.
  7. Заметки зодчего // Неделя строителя. — СПб., 1894. — № 36. — С. 185.
  8. 8,0 8,1 P. Giergoń. Sobór św. Aleksandra Newskiego na placu Saskim w Warszawie Архивировано 12 марта 2007 года.
  9. Русский паломник : журнал. — 1915. — № 35. — С. 553.
  10. Статья про Барановичи на «Глобусе Беларуси». Архивная копия от 27 февраля 2007 на Wayback Machine
  11. Фрагменты внутреннего убранства собора Архивировано 11 марта 2007 года..
  12. В Санкт-Петербурге открылась выставка «Реквием по храму», приуроченная к 130-летию закладки и 100-летию утери храма благоверного князя Александра Невского в Варшаве. Патриархия.ру, 09.09.2024.

Литература

  • Лабынцев Ю., Щавинская Л. Александро-Невский собор в Варшаве // Радонеж. — 1999. — № 9—10. — С. 10—11.
  • Е. Махароблидзе. Совершилось: святыня разрушена // Церковные ведомости — № 9—10 (100—101). — 1(14)—15(28) мая 1928. — С. 11—13.
  • Молчанов К. Новый православный собор во имя св. благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894—1912. — б. м., б. г.. — 12 с.
  • Освящение приделов в новом Варшавском Александро-Невском кафедральном соборе // Варшавский епархиальный листок. — 1912. — № 12. — С. 175—176.
  • Сокол К. Г. Русская Варшава. — М.: Синергия, 2002. — С. 41—44. — ISBN 5-7368-0252-X.
  • Торжества освящения нового кафедрального собора в Варшаве во имя св. благоверного Князя Александра Невского // Варшавский епархиальный листок. — 1912. — № 11. — С. 162—167.
  • Шингарёв В. К освящению нового кафедрального собора в Варшаве // Варшавский епархиальный листок. — 1912. — № 10. — С. 145—150.
  • Malte R. Russische Herrschaft in Warschau: Die Aleksandr-Nevskij-Kathedrale im Konfliktraum politischer Kommunikation. // Jenseits der Zarenmacht. Dimensionen des Politischen im Russischen Reich, 1800—1917. Hrsg. v. Walter Sperling. — Frankfurt/M., Campus, 2008. — S. 163—190. — (Historische Politikforschung, 16).,
  • P. Paszkiewicz. Pod berłem Romanowów. Sztuka Rosyjska w Warszawie 1815—1915. — Warszawa: ISPAN, 1991.

Ссылки