Айша-Биби (мавзолей)
Памятник-усыпальница | |
Айша-Боба | |
---|---|
Айша боба | |
Координаты: 42°50′01″ с. ш. 71°12′37″ в. д.HGЯO | |
Страна | Казахстан |
Местоположение | домАйша-Биби, Жамбылский район, Жамбылская область |
Статус | Памятник истории и культуры республиканского значения |
Айша-Биби (каз. Айша бибі) — мавзолей эпохи Караханидов, XII века постройки, расположенный в селе Айша-Биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараза. Является памятником архитектуры республиканского значения.
Основание мавзолея — кубическое. По его четырём углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племён Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племён[1].
Легенды
О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-Биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-Биби была дочерью известного учёного и поэта XI века хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айходжы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда больше не смог её увидеть, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-Биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-хатун[2].
По другой версии, чувствуя действие яда змеи, Айша распорядилась немедленно передать весть об этом Карахану. Тот не мешкая прибыл к ней со своими лекарями и муллами. Видя бессилие лекарей, Карахан попросил муллу совершить обряд бракосочетания с погибающей невестой. После обряда, взяв руку девушки, он трижды громко закричал ей: «Айша, ты теперь стала биби», то есть его женой, замужней[3].
По данным Баян Туякбаевой: «Интересными становятся сообщения о смерти в 1034 году дочери Таласского правителя Богра-хана, умершей в дороге по пути в Газну к своему жениху Маудуду — наследнику Масуда. С этой историей согласуется местная легенда, повествующая о захоронении здесь госпожи по имени Айша-Биби, отправившейся со служанкой к своему жениху в далёкую землю и погибшей в пути»[4].
Исследование и защита
В 1856 году мавзолей был зарисован Чоканом Валихановым[5].
Первым исследователем мавзолея в 1893 году был русский археолог Василий Бартольд[6], мавзолей затем был исследован в 1897 году Василием Каллауром, в 1938—1939 годах — экспедицией Института истории и культуры Казахского филиала Академии наук СССР (руководитель Александр Бернштам), в 1953 году — экспедицией Академии наук Казахстана[3]. В 1953 и 1962 годах Г. И. Пацевичем и И. Зябко на памятнике были проведены археологические раскопки, исследователи сделали выводы, что декоративные плиты и кирпичи изготавливались строителями мавзолея на месте[3].
В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, и он использовался для образовательных и туристических целей[2]. В 1982 году памятник был включён в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства[7].
До нашего времени сохранились только стена западного фасада и незначительные фрагменты других частей мавзолея[3]. В 2002 году для восстановления памятника архитектуры и строительства парка вокруг него был нанят Нишан Рамето[2], в 2002—2005 годах специалистами РГП «Казреставрация» были проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального облика памятника[3].
Архитектура
-
Узоры в виде «кошкар муйиз»
-
Один из фасадов мавзолея
-
Верхняя часть полуколонн
-
Детали арки
Мавзолей представляет в своём плане центрическое, квадратное сооружение размером 7,6×7,6 м. Вход располагается с восточной стороны. Углы мавзолея были оформлены трёхчетвертными колоннами. В центре сооружения расположено надгробие (3 х 1,4 м). Стены мавзолея толщиной 80 см состоят из трёх частей: внутренней — выложенной из жжёного кирпича, наружной — из плит с резным узором, а также пространства в середине стены, забутованного глиной и обломками бракованных плиток. В стенах проложены деревянные балки из арчи для прочного соединения стен и колонн[8].
Снаружи стены мавзолея полностью оформлены резными терракотовыми плитками, укреплённых с помощью клиньев, расположенных на тыльной стороне. В орнаментации плиток имеется более 60 разновидностей узоров[8]. Это единственный в Казахстане памятник архитектуры, который полностью облицован резными терракотовыми плитками[3]. По описанию археолога Таисии Сениговой орнаментальные мотивы можно разделить на несколько частей. Нижняя часть памятника до основания арки декорирована прямоугольниками, в центре которых расположен орнамент из радиально расходящихся на четыре стороны орнаментов в виде «кошкар муйиз» (стилизованных бараньих рогов). Верхняя часть мавзолея декорирована узорами в виде ромбов, объединённых в шестиугольные звёзды, растительным орнаментом[3].
Имеющиеся по бокам полуколонны в верхней части выполнены в виде вазы. Угловые колонны слегка сужаются кверху, где они украшены пояском изразцов с растительным орнаментом и заканчиваются раструбом. На 18-м ряду кладки (на высоте 3,4 м) западных колонн имеются пояски с надписями, выполненные куфическим стилем арабского письма. Сохранились слова, в переводе означающие: «Осень… Тучи… Земля прекрасна…»[3].
Восточный фасад находится на одной линии с восточным фасадом мавзолея Бабаджи-хатун[4].
Примечания
- ↑ ЮНЕСКО. Историко-архитектурные памятники . Дата обращения: 3 ноября 2008. Архивировано 10 апреля 2011 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Лебедев Вячеслав. Монумент молодой невесте (англ.). Дата обращения: 30 октября 2008. Архивировано 20 марта 2012 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Ошанов О. Ж. Тараз — Жемчужина Шёлкового пути (Краткая история города Тараз: от Гуннской Орды до Республики Казахстан). — Алматы: Таймас, 2014. — С. 179—181. — 296 с. — 2000 экз. — ISBN 978-601-264-131-8.
- ↑ 4,0 4,1 Глаудинов Б. Архитектура Казахстана. — Алматы: Өнер, 2012. — Т. 8. — С. 134—139. — 192 с. — 2000 экз. — ISBN 978-601-209-193-9.
- ↑ Сакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общ. ред. Б. А. Байтанаева. — Алматы: Институт археологии им. А. Х. Маргулана, 2017. — С. 273—276. — 904 с. — ISBN 978-601-7312-78-7.
- ↑ Kervran, Monique. Un monument baroque dans les steppes du Kazakhstan : le tombeau d’Orkina Khatun, princesse Chaghatay? (фр.). Дата обращения: 30 октября 2008. Архивировано 20 марта 2012 года.
- ↑ Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения»
- ↑ 8,0 8,1 Айша-биби кумбез // Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 105. — 31 300 экз. — ISBN 5-89800-023-2.