Айим, Нана Офориатта
Нана Офориатта Айим | |
---|---|
англ. Nana Oforiatta Ayim | |
Род деятельности | прозаик, историк искусств, кинорежиссёр |
Награды и премии | |
Нана Офориатта Айим (англ. Nana Oforiatta Ayim) — ганская писательница, искусствовед и режиссёр.
Семья и образование
Нана Офосуаа Офориатта Айим выросла в Германии, Англии и на родине своих предков, в Гане. Она изучала русский язык и политологию в Бристольском университете, после чего работала в Департаменте по политическим вопросам Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке[1]. Она получила степень магистра истории африканского искусства в школе востоковедения и африканистики Лондонского университета[2].
Офориатта Айим происходит из политической династии[англ.] Ганы, Офори-Атта[англ.], обладавшей властью как в давние времена, так и в современную эпоху. Её дедом по материнской линии был Нана[англ.] сэр Офори Атта I[англ.], прославленный король Акием Абуаква[англ.], который был провозглашён Людовиком XIV Африки[3], а её двоюродным дедом был Дж. Б. Данкуа[англ.], учёный и политик, давший Гане её имя и основавший политическую партию, добившуюся независимости страны[4].
Литературная деятельность
Её первый роман «Божье дитя» был опубликован издательством Bloomsbury Publishing в Великобритании в 2019 году, США в 2020 году и издательством Penguin Random House[англ.] в Германии в 2021 году[5][6]. Писательница Айеша Харруна Аттах[англ.] описывает книгу как «обширный и созерцательный дебют, в котором темы искусства, истории, литературы, кино и наследия переплетаются с взрослением Майи»[7]. Топ Фоларин[англ.] в New York Times пишет: «Это история, которая одержима историями; действительно, «Божье дитя» можно описать как серию резко нарисованных коротких выдумок, каждая из которых последовательна сама по себе, каждая лишь мельком связана с другими… Когда я читал эту книгу, со всеми её скачками во времени и пространстве, у меня иногда возникало ощущение, что прямо под поверхностью текста есть ещё одно повествование, какая-то альтернативная история, в которой одновременно обитают персонажи, о которых я читал… Миграция Коджо и Майи в конечном итоге приводит их обратно в Гану, где они надеются найти материал, необходимый им для завершения своей истории, на создание которой ушли годы. История, которая, как и эта, осветит историю Ганы; история, которая выманит что-то целое из сломанных частей их жизни»[8].
Сара Ладипо Маньика[англ.] пишет в The Guardian: «На сегодняшний день существует лишь несколько художественных произведений, в которых исследуется африканский опыт в континентальной Европе, и лишь немногие посвящены афро-немецкому опыту, поэтому книга Айим важна для заполнения этого пробела. Когда мы слышим, как Майя размышляет над идеей Гёте о Weltliteratur и размышляет о том, насколько на самом деле не хватает мировой литературы, такие книги, как «Божье дитя», могут обогатить её и, по словам Бёрджера, привнести новые способы видения»[9].
История искусства
Во время исследования для получения степени магистра истории африканского искусства Нана поняла, что все термины и концепции, используемые для описания ганского художественного самовыражения, были западными. Её исследование концепций коренных народов привело её к Ayan, форме рассказывания истории в Гане; и Afahye, исторической выставке или модели «единения искусств»[10]. Она начала включать их в свои работы о культурных повествованиях, историях и учреждениях Африки[11]. Она регулярно говорит о новых моделях знаний и о музеях и разработала курс по этому вопросу для Архитектурной школы Архитектурной ассоциации[англ.][12][13][14][15][16][17][18].
В интервью Financial Times[19] Айим сказала: «Иногда кажется, что всё происходит в диаспоре. Это важно, и это часть того, кто мы есть. Но теперь нам нужно сосредоточиться на развитии работы на нашем континенте». Она является основателем Института искусств и знаний ANO в Аккре[20] и особо отмечает, что «как и многие люди, занимающиеся творческой работой в Гане и других частях Африки, нам кажется, что нам недостаточно просто производить, но мы должны обеспечить контекст и парадигмы для этого производства»[21].
С этой целью она создала панафриканскую культурную энциклопедию[22][23][24][25][26]. The New York Times[27] пишет: «Энциклопедия будет состоять из интернет-платформы с открытым исходным кодом для документирования прошлого, настоящего и будущего африканского искусства и культуры (начиная с Ганы) и в конечном итоге будет опубликована в 54 томах, по одному для каждой страны. Амбициозное предприятие, Культурная энциклопедия, направлена на то, чтобы изменить восприятие континента и помочь облегчить разочарование африканских культурных деятелей, обеспокоенных тем, что их богатая история была потеряна или забыта на протяжении десятилетий из-за отсутствия хороших архивов»[27].
Она также создала новый тип мобильного музея[англ.][28][29][30][31]. Шарлотта Янсен пишет в The Guardian[32]: «Айим сказала, что начала размышлять о музейной модели в Африке, работая в Британском музее. Поражённая тем, насколько по-разному африканские предметы встречались в витринах Великобритании и как они активно использовались на фестивалях дома, она начала думать о том, как можно сохранить материальную культуру и представить её так, чтобы она больше соответствовала местным традициям». Она использует результаты исследований, собранных в Мобильном музее, чтобы помочь создать музейную модель нового типа для правительства Ганы[англ.], которая, как она пишет в The Art Newspaper, «уважает и принимает во внимание дух наших сообществ, нашу окружающую среду и наши объекты, как имеющиеся, так и те, которые будут возвращены. Структура, которая позволит рассказывать истории и обмениваться информацией с другими частями мира и между ними на равных условиях»[33].
После разработки повествований и курирования первых институциональных выставок нескольких ганских художников, в том числе Джеймса Барнора[англ.][34], Фелисии Анса Аббан[35][36] и Ибрагима Махамы[англ.][21][37], Айим курировала широко известную выставку Ghana Freedom[англ.] как первый павильон Ганы на Венецианской биеннале 2019 года[38]. Павильон был одним из самых ожидаемых на биеннале[39], и несколько журналистов назвали павильон «триумфом» и изюминкой биеннале, особенно в знак уважения к её культурным основам как в стране, так и в диаспоре[40][41][42]. The Art Newspaper писала, что павильон пронизывало «осязаемое чувство гордости»[43]. Шарлотта Хиггинс[англ.] из The Guardian написала, что павильон ознаменовал тонкий сдвиг в балансе, поскольку африканские национальные павильоны начинают оспаривать историческое доминирование европейских павильонов на биеннале, история которой переплетается с колониализмом[44].
Фильмы
Нана Офориатта Айим стала режиссёром после работы с экономистом Тхи Минь Нго и режиссёром Крисом Маркером над новым переводом его фильма 1954 года «Статуи тоже умирают[англ.]»[45]. Её фильмы представляют собой смесь художественной литературы, путевых заметок и документальных фильмов и были показаны в музеях по всему миру. К ним относятся Nowhere Else But Here в Новом музее современного искусства[46], Tied and True в Современной галерее Тейт[47][48][49], Jubilee в Kunshall Stavanger[50][51] и Agbako в Музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA)[52][53].
Награды и почести
Офориатта Айим является лауреатом премии Art & Technology Award 2015 от LACMA[54] и премии AIR Award 2016, которая «стремится чествовать и отмечать выдающихся африканских художников, стремящихся создавать провокационные, новаторские и социально привлекательные работы»[55]. Она была названа одной из Аполлонов «40 under 40» как «одна из самых талантливых и вдохновляющих молодых людей, которые сегодня продвигают мир искусства»[56], инноватором Quartz Africa за «поиск новых подходов и принципов для решения многих неразрешимых проблем, с которыми сталкивается континент»[57], одной из 50 африканских первопроходцев по версии The Africa Report[англ.][58], одной из 12 африканских женщин, вошедших в историю в 2016 году и одной из 100 женщин, «строящих инфраструктуру в прямом и переносном смысле для будущих поколений в Африке и диаспоре» в 2020 году по версии OkayAfrica[59][60]. Она была приглашённым научным сотрудником по всему миру в Оксфордском университете[61] и является членом Консультативного совета университета[62]. Она получила премию Ганы за инновации в 2020 году[63] и премию «Женщина года» в Гане в 2021 году[64]. В 2022 году она была удостоена премии Дэна Дэвида[65].
Примечания
- ↑ Ochieng, Akinyi. #Goals: Nana Oforiatta-Ayim Is the Ghanaian Creative Preserving Africa's Artistic Past, OkayAfrica (31 октября 2017). Архивировано 4 ноября 2021 года. Дата обращения 31 марта 2022.
- ↑ Frank, Alex. Nana Oforiatta Ayim's Open-Source Encyclopedia Of African History Starts With Ghana, Vogue Magazine (20 октября 2017). Архивировано 14 марта 2022 года. Дата обращения 31 марта 2022.
- ↑ African Royal Families.
- ↑ Beeko, William. Meet Africa's Champion Of Change: Nana Oforiatta Ayim, Modern Ghana (23 января 2020). Архивировано 4 ноября 2021 года. Дата обращения 31 марта 2022.
- ↑ God Child on Amazon. — ISBN 1408882426.
- ↑ The God Child (англ.). blackwells.co.uk. Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ Attah, Ayesha H. Nana Oforiatta Ayim on Being a Custodian of Ghanaian History . Electric Literature (3 марта 2020). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 20 мая 2022 года.
- ↑ Tope, Folarin The Shortlist: Wrestling With Prejudice in Three Debut Novels . The New York Times (3 марта 2020). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
- ↑ Manyika, Sarah L. The God Child by Nana Oforiatta Ayim review – An Ambitious Debut . The Guardian (27 декабря 2019). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
- ↑ Ayan: New Ways of Seeing . Staedel Schule. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- ↑ Oforiatta-Ayim, Nana. Speak Now (англ.), Frieze (1 May 2011). Архивировано 14 марта 2022 года. Дата обращения 31 марта 2022.
- ↑ Art History (англ.). Nana Oforiatta Ayim. Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 23 ноября 2020 года.
- ↑ SKD: Research currently (недоступная ссылка). www.skd.museum. Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ Humans Of The Institution/ . Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 26 апреля 2022 года.
- ↑ Nordic Art Review. .
- ↑ «ARCHIVES THAT MATTER». Digital Infrastructures for Sharing Unshared Histories in European Colonial Archives..
- ↑ The Review . Marco Gazette. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 26 июля 2019 года.
- ↑ Discussion: How does a curriculum introduce and structure alternate worldviews and knowledges? | University of Oxford Podcasts – Audio and Video Lectures . podcasts.ox.ac.uk (28 ноября 2018). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.
- ↑ Roux, Caroline Ghana arrives at the Venice Biennale, bringing new narratives with it (англ.). www.ft.com (3 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 12 мая 2019 года.
- ↑ Ayim, Nana Oforiatta Institutional Memory: One Woman's Path to Bringing the World to Africa—and Africa to the World (англ.). ARTnews.com (7 августа 2018). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
- ↑ 21,0 21,1 Kinsman, Houghton Breaking down artistic barriers in Ghana (англ.). Another Africa (31 августа 2015). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 12 января 2020 года.
- ↑ Frank, Alex Nana Oforiatta Ayim's Open-Source Encyclopedia of African History Starts With Ghana (англ.). Vogue (20 октября 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.
- ↑ OkayAfrica . www.facebook.com. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 14 марта 2022 года.
- ↑ Le projet toute une vie Nana Ofori Atta Ayim . rFI. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 29 мая 2017 года.
- ↑ Nana Ofari Atta Ayim Creating Africas first art encyclopedia . Elle. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 29 апреля 2019 года.
- ↑ Issue 14: Movement moving pictures a digital narrative . Digital Development Debate. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 8 мая 2021 года.
- ↑ 27,0 27,1 Mitic, Ginanne Brownell. How Diverse Is African Art? A 54-Volume Encyclopedia Will Try for an Answer (англ.), The New York Times (11 March 2017). Архивировано 14 марта 2022 года. Дата обращения 31 марта 2022.
- ↑ McTernan, Billie Adwoa Rethinking space in Accra, Ghana (англ.). africasacountry.com (21 января 2016). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 15 февраля 2020 года.
- ↑ McCool, Alice Historian Launches "Living History Hubs" in Ghana (англ.). Vice (9 декабря 2015). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 8 сентября 2020 года.
- ↑ Ochieng, Akinyi #Goals: Nana Oforiatta-Ayim Is the Ghanaian Creative Preserving Africa's Artistic Past (англ.). OkayAfrica (31 августа 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 сентября 2019 года.
- ↑ ADA The Kiosk Museum : A Space of Exploration & Inclusive Representation (англ.) ?. ACCRA [dot] ALT Radio (27 сентября 2016). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
- ↑ Jansen, Charlotte. Ghana's first travelling museum ready to hit the road (англ.), The Guardian (8 November 2016). Архивировано 30 октября 2021 года. Дата обращения 31 марта 2022.
- ↑ Oforiatta Ayim, Nana Could 2021 be the year of the African museum? . The Art Newspaper (8 января 2021). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 1 декабря 2021 года.
- ↑ Liam, Hess In London, Photographer James Barnor's Virtuosic Portraits Find a New Audience (22 апреля 2021). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- ↑ Best, Tamara Portraits by Ghana's First Woman Photographer (англ.). Lens Blog (7 марта 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 27 мая 2018 года.
- ↑ Binlot, Ann Felicia Abban's immortalization of the Ghan[sic][* female gaze] (англ.). Document Journal (18 июня 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ It. Was. The. Jutes. It. Was. The. Jutes. – greg.org (англ.). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
- ↑ Nana Oforiatta Ayim on Ghana's First Ever Pavilion at Venice (нем.). Contemporary And (23 апреля 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 7 августа 2020 года.
- ↑ Das, Jareh Ghana makes a star-studded debut at the Venice Biennale (англ.). CNN (14 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 мая 2019 года.
- ↑ Bowles, Hamish A Whirlwind Tour of the 2019 Venice Biennale (англ.). Vogue (20 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ Ghana makes pavilion debut at 2019 Venice Biennale art show . www.aljazeera.com (9 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 26 октября 2019 года.
- ↑ Ghana's Erster Pavillion . Daserste (12 мая 2020). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ Fernandez, Mariana Why Ghana Chose 'Freedom' as the Theme of Its Venice Biennale Debut (англ.). The Observer (12 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
- ↑ Higgins, Charlotte. Ghana shakes up art's 'sea of whiteness' with its first Venice pavilion (англ.), The Guardian (8 May 2019). Архивировано 20 мая 2019 года. Дата обращения 31 марта 2022.
- ↑ CCQ magazine issue 9 (англ.). Issuu (14 апреля 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 14 марта 2022 года.
- ↑ Reade, Orlando The Ungovernables (англ.). africasacountry.com (28 февраля 2012). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 29 октября 2020 года.
- ↑ Newman, Robin Wu Tsang . Art Agenda Reviews (4 мая 2013). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 22 апреля 2021 года.
- ↑ Watch: Wu Tsang & Nana Oforiatta-Ayim (англ.). frieze.com. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ Tate States in time – Film at Tate Modern (англ.). Tate. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
- ↑ Endelig kvalitet i Stavanger kunstforening (норв.). www.aftenbladet.no (13 ноября 2012). Дата обращения: 18 марта 2020.
- ↑ Oil for Aladdin' lamp Symposium (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 28 мая 2019 года.
- ↑ Film (англ.). Nana Oforiatta Ayim. Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 23 ноября 2020 года.
- ↑ McCabe Heibel, Amy Art + Technology in Africa | Unframed . unframed.lacma.org (5 октября 2016). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 26 июля 2019 года.
- ↑ Cultural Encyclopaedia | LACMA . www.lacma.org. Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
- ↑ Nana Oforiatta – Ayim | Author | Ghana (англ.). Africa Centre (24 февраля 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 9 августа 2019 года.
- ↑ Nana Oforiatta-Ayim | Apollo 40 Under 40 Global | The Thinkers (англ.). Apollo Magazine (7 сентября 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
- ↑ Staff, Quartz Quartz Africa Innovators 2017 (англ.). Quartz Africa (5 мая 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 25 марта 2020 года.
- ↑ Yvonne Nelson named in Africa's 'top 50 trailblazers (англ.). Pulse Gh (3 августа 2015). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
- ↑ 12 Times African Women Have Already Made History In 2016 (англ.). OkayAfrica (8 марта 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
- ↑ Introducing OkayAfrica's 100 Women 2020 List (англ.). OkayAfrica (18 марта 2020). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 20 марта 2020 года.
- ↑ Nana Oforiatta Ayim (англ.). www.prm.ox.ac.uk. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 17 апреля 2020 года.
- ↑ Oxford University Appoints Nana Ofosuaa Oforiatta Ayim To Its Advisory Council (англ.). ModernGhana (14 января 2020). Дата обращения: 23 января 2020. Архивировано 15 января 2020 года.
- ↑ Nana Oforiatta Ayim Wins Ghana Innovation Award . NewsGhana (7 сентября 2020). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- ↑ Nana Ofosuaa Ayim gets "Woman of the Year in Cultural Arts" award . Graphic Online (5 августа 2021). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- ↑ Dan David Prize 2022 . Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 28 марта 2022 года.