Айим, Нана Офориатта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нана Офориатта Айим
англ. Nana Oforiatta Ayim
август 2015, Фестиваль уличного искусства Чале Вотэ[англ.]август 2015, Фестиваль уличного искусства Чале Вотэ[англ.]
Род деятельности прозаик, историк искусств, кинорежиссёр
Награды и премии

Нана Офориатта Айим (англ. Nana Oforiatta Ayim) — ганская писательница, искусствовед и режиссёр.

Семья и образование

Нана Офосуаа Офориатта Айим выросла в Германии, Англии и на родине своих предков, в Гане. Она изучала русский язык и политологию в Бристольском университете, после чего работала в Департаменте по политическим вопросам Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке[1]. Она получила степень магистра истории африканского искусства в школе востоковедения и африканистики Лондонского университета[2].

Офориатта Айим происходит из политической династии[англ.] Ганы, Офори-Атта[англ.], обладавшей властью как в давние времена, так и в современную эпоху. Её дедом по материнской линии был Нана[англ.] сэр Офори Атта I[англ.], прославленный король Акием Абуаква[англ.], который был провозглашён Людовиком XIV Африки[3], а её двоюродным дедом был Дж. Б. Данкуа[англ.], учёный и политик, давший Гане её имя и основавший политическую партию, добившуюся независимости страны[4].

Литературная деятельность

Её первый роман «Божье дитя» был опубликован издательством Bloomsbury Publishing в Великобритании в 2019 году, США в 2020 году и издательством Penguin Random House[англ.] в Германии в 2021 году[5][6]. Писательница Айеша Харруна Аттах[англ.] описывает книгу как «обширный и созерцательный дебют, в котором темы искусства, истории, литературы, кино и наследия переплетаются с взрослением Майи»[7]. Топ Фоларин[англ.] в New York Times пишет: «Это история, которая одержима историями; действительно, «Божье дитя» можно описать как серию резко нарисованных коротких выдумок, каждая из которых последовательна сама по себе, каждая лишь мельком связана с другими… Когда я читал эту книгу, со всеми её скачками во времени и пространстве, у меня иногда возникало ощущение, что прямо под поверхностью текста есть ещё одно повествование, какая-то альтернативная история, в которой одновременно обитают персонажи, о которых я читал… Миграция Коджо и Майи в конечном итоге приводит их обратно в Гану, где они надеются найти материал, необходимый им для завершения своей истории, на создание которой ушли годы. История, которая, как и эта, осветит историю Ганы; история, которая выманит что-то целое из сломанных частей их жизни»[8].

Сара Ладипо Маньика[англ.] пишет в The Guardian: «На сегодняшний день существует лишь несколько художественных произведений, в которых исследуется африканский опыт в континентальной Европе, и лишь немногие посвящены афро-немецкому опыту, поэтому книга Айим важна для заполнения этого пробела. Когда мы слышим, как Майя размышляет над идеей Гёте о Weltliteratur и размышляет о том, насколько на самом деле не хватает мировой литературы, такие книги, как «Божье дитя», могут обогатить её и, по словам Бёрджера, привнести новые способы видения»[9].

История искусства

Во время исследования для получения степени магистра истории африканского искусства Нана поняла, что все термины и концепции, используемые для описания ганского художественного самовыражения, были западными. Её исследование концепций коренных народов привело её к Ayan, форме рассказывания истории в Гане; и Afahye, исторической выставке или модели «единения искусств»[10]. Она начала включать их в свои работы о культурных повествованиях, историях и учреждениях Африки[11]. Она регулярно говорит о новых моделях знаний и о музеях и разработала курс по этому вопросу для Архитектурной школы Архитектурной ассоциации[англ.][12][13][14][15][16][17][18].

В интервью Financial Times[19] Айим сказала: «Иногда кажется, что всё происходит в диаспоре. Это важно, и это часть того, кто мы есть. Но теперь нам нужно сосредоточиться на развитии работы на нашем континенте». Она является основателем Института искусств и знаний ANO в Аккре[20] и особо отмечает, что «как и многие люди, занимающиеся творческой работой в Гане и других частях Африки, нам кажется, что нам недостаточно просто производить, но мы должны обеспечить контекст и парадигмы для этого производства»[21].

С этой целью она создала панафриканскую культурную энциклопедию[22][23][24][25][26]. The New York Times[27] пишет: «Энциклопедия будет состоять из интернет-платформы с открытым исходным кодом для документирования прошлого, настоящего и будущего африканского искусства и культуры (начиная с Ганы) и в конечном итоге будет опубликована в 54 томах, по одному для каждой страны. Амбициозное предприятие, Культурная энциклопедия, направлена на то, чтобы изменить восприятие континента и помочь облегчить разочарование африканских культурных деятелей, обеспокоенных тем, что их богатая история была потеряна или забыта на протяжении десятилетий из-за отсутствия хороших архивов»[27].

Она также создала новый тип мобильного музея[англ.][28][29][30][31]. Шарлотта Янсен пишет в The Guardian[32]: «Айим сказала, что начала размышлять о музейной модели в Африке, работая в Британском музее. Поражённая тем, насколько по-разному африканские предметы встречались в витринах Великобритании и как они активно использовались на фестивалях дома, она начала думать о том, как можно сохранить материальную культуру и представить её так, чтобы она больше соответствовала местным традициям». Она использует результаты исследований, собранных в Мобильном музее, чтобы помочь создать музейную модель нового типа для правительства Ганы[англ.], которая, как она пишет в The Art Newspaper, «уважает и принимает во внимание дух наших сообществ, нашу окружающую среду и наши объекты, как имеющиеся, так и те, которые будут возвращены. Структура, которая позволит рассказывать истории и обмениваться информацией с другими частями мира и между ними на равных условиях»[33].

После разработки повествований и курирования первых институциональных выставок нескольких ганских художников, в том числе Джеймса Барнора[англ.][34], Фелисии Анса Аббан[35][36] и Ибрагима Махамы[англ.][21][37], Айим курировала широко известную выставку Ghana Freedom[англ.] как первый павильон Ганы на Венецианской биеннале 2019 года[38]. Павильон был одним из самых ожидаемых на биеннале[39], и несколько журналистов назвали павильон «триумфом» и изюминкой биеннале, особенно в знак уважения к её культурным основам как в стране, так и в диаспоре[40][41][42]. The Art Newspaper писала, что павильон пронизывало «осязаемое чувство гордости»[43]. Шарлотта Хиггинс[англ.] из The Guardian написала, что павильон ознаменовал тонкий сдвиг в балансе, поскольку африканские национальные павильоны начинают оспаривать историческое доминирование европейских павильонов на биеннале, история которой переплетается с колониализмом[44].

Фильмы

Нана Офориатта Айим стала режиссёром после работы с экономистом Тхи Минь Нго и режиссёром Крисом Маркером над новым переводом его фильма 1954 года «Статуи тоже умирают[англ.]»[45]. Её фильмы представляют собой смесь художественной литературы, путевых заметок и документальных фильмов и были показаны в музеях по всему миру. К ним относятся Nowhere Else But Here в Новом музее современного искусства[46], Tied and True в Современной галерее Тейт[47][48][49], Jubilee в Kunshall Stavanger[50][51] и Agbako в Музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA)[52][53].

Награды и почести

Офориатта Айим является лауреатом премии Art & Technology Award 2015 от LACMA[54] и премии AIR Award 2016, которая «стремится чествовать и отмечать выдающихся африканских художников, стремящихся создавать провокационные, новаторские и социально привлекательные работы»[55]. Она была названа одной из Аполлонов «40 under 40» как «одна из самых талантливых и вдохновляющих молодых людей, которые сегодня продвигают мир искусства»[56], инноватором Quartz Africa за «поиск новых подходов и принципов для решения многих неразрешимых проблем, с которыми сталкивается континент»[57], одной из 50 африканских первопроходцев по версии The Africa Report[англ.][58], одной из 12 африканских женщин, вошедших в историю в 2016 году и одной из 100 женщин, «строящих инфраструктуру в прямом и переносном смысле для будущих поколений в Африке и диаспоре» в 2020 году по версии OkayAfrica[59][60]. Она была приглашённым научным сотрудником по всему миру в Оксфордском университете[61] и является членом Консультативного совета университета[62]. Она получила премию Ганы за инновации в 2020 году[63] и премию «Женщина года» в Гане в 2021 году[64]. В 2022 году она была удостоена премии Дэна Дэвида[65].

Примечания

  1. Ochieng, Akinyi. #Goals: Nana Oforiatta-Ayim Is the Ghanaian Creative Preserving Africa's Artistic Past, OkayAfrica (31 октября 2017). Архивировано 4 ноября 2021 года. Дата обращения 31 марта 2022.
  2. Frank, Alex. Nana Oforiatta Ayim's Open-Source Encyclopedia Of African History Starts With Ghana, Vogue Magazine (20 октября 2017). Архивировано 14 марта 2022 года. Дата обращения 31 марта 2022.
  3. African Royal Families.
  4. Beeko, William. Meet Africa's Champion Of Change: Nana Oforiatta Ayim, Modern Ghana (23 января 2020). Архивировано 4 ноября 2021 года. Дата обращения 31 марта 2022.
  5. God Child on Amazon. — ISBN 1408882426.
  6. The God Child (англ.). blackwells.co.uk. Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  7. Attah, Ayesha H. Nana Oforiatta Ayim on Being a Custodian of Ghanaian History. Electric Literature (3 марта 2020). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 20 мая 2022 года.
  8. Tope, Folarin The Shortlist: Wrestling With Prejudice in Three Debut Novels. The New York Times (3 марта 2020). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
  9. Manyika, Sarah L. The God Child by Nana Oforiatta Ayim review – An Ambitious Debut. The Guardian (27 декабря 2019). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
  10. Ayan: New Ways of Seeing. Staedel Schule. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  11. Oforiatta-Ayim, Nana. Speak Now (англ.), Frieze (1 May 2011). Архивировано 14 марта 2022 года. Дата обращения 31 марта 2022.
  12. Art History (англ.). Nana Oforiatta Ayim. Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 23 ноября 2020 года.
  13. SKD: Research currently (недоступная ссылка). www.skd.museum. Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  14. Humans Of The Institution/. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 26 апреля 2022 года.
  15. Nordic Art Review..
  16. «ARCHIVES THAT MATTER». Digital Infrastructures for Sharing Unshared Histories in European Colonial Archives..
  17. The Review. Marco Gazette. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 26 июля 2019 года.
  18. Discussion: How does a curriculum introduce and structure alternate worldviews and knowledges? | University of Oxford Podcasts – Audio and Video Lectures. podcasts.ox.ac.uk (28 ноября 2018). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.
  19. Roux, Caroline Ghana arrives at the Venice Biennale, bringing new narratives with it (англ.). www.ft.com (3 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 12 мая 2019 года.
  20. Ayim, Nana Oforiatta Institutional Memory: One Woman's Path to Bringing the World to Africa—and Africa to the World (англ.). ARTnews.com (7 августа 2018). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 18 марта 2020 года.
  21. 21,0 21,1 Kinsman, Houghton Breaking down artistic barriers in Ghana (англ.). Another Africa (31 августа 2015). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 12 января 2020 года.
  22. Frank, Alex Nana Oforiatta Ayim's Open-Source Encyclopedia of African History Starts With Ghana (англ.). Vogue (20 октября 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.
  23. OkayAfrica. www.facebook.com. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 14 марта 2022 года.
  24. Le projet toute une vie Nana Ofori Atta Ayim. rFI. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 29 мая 2017 года.
  25. Nana Ofari Atta Ayim Creating Africas first art encyclopedia. Elle. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 29 апреля 2019 года.
  26. Issue 14: Movement moving pictures a digital narrative. Digital Development Debate. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 8 мая 2021 года.
  27. 27,0 27,1 Mitic, Ginanne Brownell. How Diverse Is African Art? A 54-Volume Encyclopedia Will Try for an Answer (англ.), The New York Times (11 March 2017). Архивировано 14 марта 2022 года. Дата обращения 31 марта 2022.
  28. McTernan, Billie Adwoa Rethinking space in Accra, Ghana (англ.). africasacountry.com (21 января 2016). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 15 февраля 2020 года.
  29. McCool, Alice Historian Launches "Living History Hubs" in Ghana (англ.). Vice (9 декабря 2015). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 8 сентября 2020 года.
  30. Ochieng, Akinyi #Goals: Nana Oforiatta-Ayim Is the Ghanaian Creative Preserving Africa's Artistic Past (англ.). OkayAfrica (31 августа 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 сентября 2019 года.
  31. ADA The Kiosk Museum : A Space of Exploration & Inclusive Representation (англ.) ?. ACCRA [dot] ALT Radio (27 сентября 2016). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  32. Jansen, Charlotte. Ghana's first travelling museum ready to hit the road (англ.), The Guardian (8 November 2016). Архивировано 30 октября 2021 года. Дата обращения 31 марта 2022.
  33. Oforiatta Ayim, Nana Could 2021 be the year of the African museum?. The Art Newspaper (8 января 2021). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 1 декабря 2021 года.
  34. Liam, Hess In London, Photographer James Barnor's Virtuosic Portraits Find a New Audience (22 апреля 2021). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  35. Best, Tamara Portraits by Ghana's First Woman Photographer (англ.). Lens Blog (7 марта 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 27 мая 2018 года.
  36. Binlot, Ann Felicia Abban's immortalization of the Ghan[sic][* female gaze] (англ.). Document Journal (18 июня 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  37. It. Was. The. Jutes. It. Was. The. Jutes. – greg.org (англ.). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  38. Nana Oforiatta Ayim on Ghana's First Ever Pavilion at Venice (нем.). Contemporary And (23 апреля 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 7 августа 2020 года.
  39. Das, Jareh Ghana makes a star-studded debut at the Venice Biennale (англ.). CNN (14 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 мая 2019 года.
  40. Bowles, Hamish A Whirlwind Tour of the 2019 Venice Biennale (англ.). Vogue (20 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  41. Ghana makes pavilion debut at 2019 Venice Biennale art show. www.aljazeera.com (9 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 26 октября 2019 года.
  42. Ghana's Erster Pavillion. Daserste (12 мая 2020). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  43. Fernandez, Mariana Why Ghana Chose 'Freedom' as the Theme of Its Venice Biennale Debut (англ.). The Observer (12 мая 2019). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
  44. Higgins, Charlotte. Ghana shakes up art's 'sea of whiteness' with its first Venice pavilion (англ.), The Guardian (8 May 2019). Архивировано 20 мая 2019 года. Дата обращения 31 марта 2022.
  45. CCQ magazine issue 9 (англ.). Issuu (14 апреля 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 14 марта 2022 года.
  46. Reade, Orlando The Ungovernables (англ.). africasacountry.com (28 февраля 2012). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 29 октября 2020 года.
  47. Newman, Robin Wu Tsang. Art Agenda Reviews (4 мая 2013). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 22 апреля 2021 года.
  48. Watch: Wu Tsang & Nana Oforiatta-Ayim (англ.). frieze.com. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  49. Tate States in time – Film at Tate Modern (англ.). Tate. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 23 июля 2019 года.
  50. Endelig kvalitet i Stavanger kunstforening (норв.). www.aftenbladet.no (13 ноября 2012). Дата обращения: 18 марта 2020.
  51. Oil for Aladdin' lamp Symposium (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 28 мая 2019 года.
  52. Film (англ.). Nana Oforiatta Ayim. Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 23 ноября 2020 года.
  53. McCabe Heibel, Amy Art + Technology in Africa | Unframed. unframed.lacma.org (5 октября 2016). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 26 июля 2019 года.
  54. Cultural Encyclopaedia | LACMA. www.lacma.org. Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  55. Nana Oforiatta – Ayim | Author | Ghana (англ.). Africa Centre (24 февраля 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 9 августа 2019 года.
  56. Nana Oforiatta-Ayim | Apollo 40 Under 40 Global | The Thinkers (англ.). Apollo Magazine (7 сентября 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
  57. Staff, Quartz Quartz Africa Innovators 2017 (англ.). Quartz Africa (5 мая 2017). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 25 марта 2020 года.
  58. Yvonne Nelson named in Africa's 'top 50 trailblazers (англ.). Pulse Gh (3 августа 2015). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  59. 12 Times African Women Have Already Made History In 2016 (англ.). OkayAfrica (8 марта 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  60. Introducing OkayAfrica's 100 Women 2020 List (англ.). OkayAfrica (18 марта 2020). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 20 марта 2020 года.
  61. Nana Oforiatta Ayim (англ.). www.prm.ox.ac.uk. Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 17 апреля 2020 года.
  62. Oxford University Appoints Nana Ofosuaa Oforiatta Ayim To Its Advisory Council (англ.). ModernGhana (14 января 2020). Дата обращения: 23 января 2020. Архивировано 15 января 2020 года.
  63. Nana Oforiatta Ayim Wins Ghana Innovation Award. NewsGhana (7 сентября 2020). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  64. Nana Ofosuaa Ayim gets "Woman of the Year in Cultural Arts" award. Graphic Online (5 августа 2021). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  65. Dan David Prize 2022. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 28 марта 2022 года.