Перейти к содержанию

Аббан, Фелисия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фелисия Аббан
англ. Felicia Abban
Дата рождения 1935(1935)
Место рождения Секонди-Такоради
Дата смерти 4 января 2024(2024-01-04)
Место смерти Аккра
Гражданство  Гана
Род деятельности фотограф, историк искусства
Супруг Роберт Аббан
Сайт abbanfelicia.com/

Фелисия Аббан (англ. Felicia Abban), урождённая Анса (англ. Ansah, 1935—2024) — первая женщина-профессиональный фотограф Ганы, историк искусства. Много лет работала фотографом у первого президента Ганы Кваме Нкрумы в 1960-х годах[1][2].

Ранние годы

Фелисия Аббан родилась в 1935 году в западной части Ганы и выросла в приморском городке Секонди-Такоради. Она была старшей из шести детей и быстро пошла по стопам своего отца, Дж. Э. Анса, в фотографии и стала его ученицей в возрасте 14 лет[3].

Аббан училась у него следующие четыре года, совершенствуя своё мастерство, а в возрасте 18 лет Фелисия переехала из Такоради в Аккру, где открыла собственную студию[4]. Через несколько месяцев она открыла свой бизнес «Mrs. Felicia Abban’s Day and Night Quality Art Studio» в центре Джеймстауна[англ.], Аккра, в 1955 году.

Муж Фелисии, Роберт Аббан, разработал ткань с портретом Кваме Нкрумы на цветах и картой Ганы для празднования независимости страны в 1957 году[5]. Студия Аббан также была близка к другим студиям, включая «Deo Gratias[англ.]» Брюса Вандерпуйе и «Ever Young Studio» Джеймса Барнора[3]. Они также внесли свой вклад в историю ганских фотографов того времени. Это было ещё до обретения Ганой независимости, и «Deo Gratias» — старейшая действующая фотостудия в Аккре. Она был основан дедом Тамакло Джеймсом Коблой Брюсом-Вандерпуйе в 1922 году и заработала репутацию благодаря документированию ключевых событий в истории страны[6]. В фотостудии Джеймса Барнора в начале 1950-х запечатлены интимные моменты светил и ключевых политических деятелей, в том числе первого премьер-министра Ганы Кваме Нкрума, когда он выступал за панафриканское единство и независимость от колониального господства[7]. В начале своей карьеры Аббан также работала в «Geine Press Limited», ныне известной как «The Ghana Times», которая также была издательством Народной партии конвента Кваме Нкрумы, когда он стал президентом.

Карьера фотографа

Карьера фотографа началась у Аббан, когда она научилась у своего отца фотографировать и стала его единственной ученицей на тот момент[1][8]. Фелисия Аббан — первая женщина-фотограф Ганы. Однако она стала одним из самых уважаемых фотохудожников на континенте своего времени — на службе у Кваме Нкрумы и детальным аналитиком трансформации своей страны[9]. Она широко известна своими автопортретами, особенно теми, которые она сделала с 1950-х по 1970-е годы. Аббан открыла свою студию в Аккре в 1955 году и взяла в ученицы других женщин. Затем она была признана одной из первых женщин-фотографов Ганы, проецирующих современное африканское повествование через объектив[10].

В период ранней независимости в её портретах также использовалась одежда как основное выражение её личности и использовались как «визитные карточки» её собственных муз. Её автопортреты напоминали изображения из модных журналов с добавлением более современного контекста. На всех этих разнообразных фотографиях видно, как Аббан использовала одежду, чтобы наглядно выразить женскую идентичность, играла с традиционным и современным в искусной гибридности, описываемой как урбанистическая и трансатлантическая[11].

Первый публичный показ её работ был организован Наной Офориаттой Айим в галерее ANO в марте 2017 года, и у галереи есть планы превратить её студию в музей в честь Аббан. Когда музей будет завершён, он поможет сохранить работы Фелисии и станет центром поддержки будущих художников[1]. Нана Офориатта Айим также курировала Ghana Freedom[англ.], первый павильон Ганы на Венецианской биеннале в 2019 году, в котором Фелисия Аббан была среди шести выбранных художников. Портреты и автопортреты Аббан передали момент в истории Ганы через её собственный женский взгляд, который уловил как стиль, так и отношения того времени[12].

Работы Фелисии Аббан также были представлены на 12-й выставке Bamako Encounters 2019 года. Частная коллекция фотографий Аббан состоит из автопортретов. В итоге Аббан ушла из фотографии в результате ухудшения здоровья, связанного с артритом[2].

Семейная жизнь

Фелисия была замужем за Робертом Аббаном, человеком, который разработал ткань в ознаменование празднования независимости Ганы в 1957 году с портретом Кваме Нкрумы на цветах с картой Ганы[2]. Роберт Аббан был креативным директором бывшей компании «Ghana Textiles and Manufacturing Company» (GTMC).

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Best, Tamara Portraits by Ghana's First Woman Photographer. The New York Times (7 марта 2017). Дата обращения: 21 сентября 2018. Архивировано 27 мая 2018 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Bowles, Laurian R. (2016-11-24). «Dress Politics and Framing Self in Ghana: The Studio Photographs of Felicia Abban». African Arts 49 (4): 48–57. doi:10.1162/AFAR_a_00313. ISSN 1937-2108. Проверено 2018-09-21.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Felicia Abban: Behind the Scenes. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 7 марта 2021 года.
  4. Yeboah, Kwabena Agyare Felicia Abban: Remembering the Woman in all the Portraits. Aha! Review (10 сентября 2018). Дата обращения: 2 января 2019. Архивировано 2 января 2019 года.
  5. Felicia Abban; Ghana's first female photographer in whose lens was Nkrumah's mirror (11 декабря 2019). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 18 мая 2021 года.
  6. TELLING THE STORY: DEO GRATIAS by Billie McTernan - Art Africa Magazine. Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 18 апреля 2022 года.
  7. James Barnor, Ever Young (15 мая 2016). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 27 февраля 2021 года.
  8. Best, Tamara Portraits by Ghana's First Woman Photographer (англ.). Lens Blog (7 марта 2017). Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
  9. Felicia Abban: Behind the Scenes (нем.). Contemporary And. Дата обращения: 6 марта 2021. Архивировано 7 марта 2021 года.
  10. Davis, Mark G. 17 West African womxn photographers changing the world's visual language. Between 10 and 5 (14 ноября 2017). Дата обращения: 29 декабря 2018. Архивировано 29 декабря 2018 года.
  11. (2016) «Dress Politics and Framing Self in Ghana: The Studio Photographs of Felicia Abban». African Arts 49 (4): 48–57. doi:10.1162/AFAR_a_00313.
  12. Meet Ghana's first female photographer in whose lens was Nkrumah's mirror (19 декабря 2019). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.