Азимов, Кязим Агамирза оглы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кязим Агамирза оглы Азимов
азерб. Kazım Ağamirzə oğlu Əzimov
Дата рождения 10 февраля 1951(1951-02-10) (73 года)
Место рождения Астара, Азербайджанская ССР
Страна Азербайджанец
Научная сфера история философии и религии Ближнего Востока и Азербайджана
Место работы АГУИК, БГУ.
Альма-матер МГУ, Гарвардский университет
Учёная степень Доктор философских наук
Учёное звание профессор

Кязим Агамирзоевич Азимов (Кязим Агамирза оглы Азимов, азерб. Kazım Ağamirzə oğlu Əzimov; род. 10 февраля 1951, г. Астара, Азербайджан) советский и азербайджанский историк философии, культуры, социолог, востоковед, специалист в области истории древней и средневековой философии Ближнего Востока и Азербайджана; доктор философских наук (1989), профессор (1990)[1].

Биография

Кязим Азимов родился 10 февраля 1951 года в селе Арчиван Астаринского района Азербайджанской ССР в интеллигентной семье[2]. Отец, Агамирза Азимов был общественным деятелем и Заслуженным Учителем Азербайджанской ССР. 

В 1968 году окончил среднюю школу села Арчиван, в том же году поступил в Институт иностранных языков имени М. Ф. Ахундова. В 1973 году, окончив институт по специальности английского и азербайджанского языков с ленинской стипендией, приступил к педагогической деятельности[2].

В 1975 году, после службы в советской армии, поступил на аспирантуру факультета философии Московского государственного университета. Защитил диссертацию в 1979 году[2].

В 1979 был рекомендован преподавателем в Университете дружбы народов им П. Лумумбы[2].

В 1980 году начал преподавать в Азербайджанском государственном институте искусств[2].

В 1980—1982 учился на факультете восточных языков Азербайджанского Государственного Университета.

В 1982—1985 годах учился на очной докторантуре факультета философии МГУ. В 1989 году защитил докторскую диссертацию[3].

В 1986—1995 работал профессором в Азербайджанском государственном институте искусств.

В 1995—1996 был деканом в Университете Хазар в Баку.

В 1997—1999 годах был ведущим научным работником отдела социологии НАНА[3].

В 2001 году получил приглашение на работу в качестве преподавателя философии в Гавайском университете. Был рекомендован рядом специалистов по социологии и философии Гарвардского, Гавайского, Чикагского, Техасского, Вашингтонского, Индианского университетов[3].

С 1998 г. по настоящее время работает профессором социологии, истории и методологии социологии в Бакинском Государственном Университете[1].

С 2000 по 2018 год был приглашенным профессором в Гавайском государственном университете, Гарвардском Университете, Университете Джорджа Мейсена (США), Лондонском Университете, в Университетах Германии, Швеции и Центральной Европы (Венгрии).

Сфера научных интересов, основные идеи и концепции ученого

Интересы Кязима Азимова лежат в следующих областях:

Как указывается в книге, посвященной изучению философии в современном Азербайджане, Кязимом Азимовым были научно и системно изучены проблемы человека в зороастрийской и исламской религиозной философии; были изучены корни прогрессивности, гуманизма, оптимизма, миролюбия в азербайджанской религиозной и философской мысли[3].

В книге, посвященной изучению философии в современном Азербайджане, отмечается, что К. Азимовым были научно и системно изучены проблемы человека в зороастрийской и исламской религиозной философии, корни прогрессивности, гуманизма, оптимизма, миролюбия в азербайджанской религиозной и философской мысли[4].

В своей монографии «Азербайджанские мыслители о человеке» (Баку, 1986)[5] Кязим Азимов, как указывает рецензент Ш. Ф. Мамедов, поднял важные вопросы этико-философской и эстетической культуры Азербайджана в контексте Ближнего и Среднего Востока. Согласно Мамедову, Азимов Мамедову, Азимов по-новому осветил некоторые аспекты суфизма, в частности его учение о бытии и человеке. Азимовым отрицалась пантеистическая доктрина суфизма касательно бытия и человека, выдвигалась идея теопантизма в суфизме. Также Азимовым был рассмотрен западный взгляд на рассматриваемые им темы. Как указывает профессор Мамедов, Азимовым был проведен сравнительный анализ этической и эстетической культуры народов Востока, в том числе Азербайджана, и греческой античности и средневекового Запада, сделана попытка установить их общий корень[6].

Вторая монография К. Азимова «Проблема человека в религиозно-философских доктринах зороастризма и ислама» (Баку 2009)[7] продолжает ранее начатое им исследование вечно «старых» и «новых» вопросов человеческого бытия — представлений о ценностном мире человека в религиозно-философских доктринах зороастризма и ислама. В такой постановке проблема религиозно-философской антропологии зороастризма и ислама в отечественной и зарубежной литературе не была изучена. Она впервые системно анализируется в данной монографии. В ней автор придерживается концепции прерывности-непрерывности, то есть «снятой» продолжительности философской мысли стран Ближнего Востока, Азербайджана, Центральной Евразии и Средиземноморья, которая основывается на контрастном рассмотрении культуры и цивилизации.[8] В связи с данным регионом, в рамках строгой хронологии эпохи древности, точнее до возникновения ислама и христианства, он вводит в научный оборот понятие общности Центрального Евразийского геокультурного пространства и времени.[7]

К. Азимов подчеркивает, что зороастрийские философские традиции и культура в целом являются неотъемлемой частью данного культурного пространства и времени, своего рода «универсальным языком» культуры региона. Согласно его концепции, в данном регионе направление развития философской мысли, культуры в целом изменяется в связи с возникновением христианства на Западе и ислама на Востоке. Изменение этой культурной оси, по терминологии К. Ясперса — «исторической оси», рассматривается в сравнительных аспектах философских традиций Запада и Востока. Впервые выявляются парадигмы зороастрийской и исламской религиозно-профетологической и философской антропологии, их сходства и различия, показывается дальнейшее взаимовлияние и слияние историко-философских и религиозных традиций до и после возникновения ислама и христианства. Зороастрийская и исламская религиозная и философская антропология рассматриваются К. Азимовым не только как совокупность верований, культов, обрядов, но и как определенная историческая форма предметно-ценностного знания о человеке и его бытии.[9]  

К. Азимов подчеркивает, что социокультурный контекст, идейно-мировоззренческое содержание зороастризма и ислама, в которых существенную роль играет традиция, задают общность парадигм философствования на тему человека. Согласно данной концепции, такое положение вещей в исламе самым тесным образом связано с природой профетологической культуры, которая представляет собой не тип волеизъявления в целом, а образец познания человеком некоторых непреложных истин подлинного творца, то есть Бога и его посланников.[1]

Восприятие и отзывы научных трудов специалистами

Советские специалисты положительно отзывались о концепции зороастрийской и исламской религиозной и философской антропологии, отстаиваемой К. Азимовым. Об этом свидетельствуют положительные отзывы и рекомендации, написанные известными специалистами в данной области. Современными западными специалистами были даны как положительные, так и критические оценки[10][11][12][13][14][15]. Некоторые выдержки из этих отзывов К. Азимовым переведены на русский язык.

Профессор социологии Гавайского и Гарвардского университетов США Майкл Вайнстайн писал:

« Выход на свет монографии моего коллеги Кязима Азимова обрадовал меня. Его концепция Ориентализма очень близка традициям рационалистического гуманизма. Он сам является примером сохранения и умножения этих традиций в современной академической культуре. Я до сих пор учусь у него.[16] »

Профессор классической греческой философии и литературы в Лондонском университете Анн Шеппард заключает:

« Монография профессора Азимова показывает, как он умело применяет семиотический подход к исламской мысли продуктивным и стимулирующим мысли способом.[17] »

Профессор Исламских исследований в Мичиганском университете Александр Кныш пишет:

« Профессор Азимов является крупным специалистом по суфизму в Азербайджане … Он много публиковал в этой области и в настоящее время работает над новым проектом, который проводит семиотическое изучение духовных и эзотерических аспектов христианской, еврейской и исламской религиозных и философских систем. Я рекомендую его проект как новаторское сравнительное исследование лингвистических и семиотических аспектов мистической религии и философии.[18] »

Профессор философии Ислама и Средней Азии Гавайского государственного университета Тамара Албертини пишет:

« Профессор Азимов является отличным экспертом по культуре и философии Ближнего Востока, Центральной Азии и Южного Кавказа. Я рекомендую его для преподавания в университетах США как талантливого историка философии и культуры. Приняв его на работу, любой американский университет окажется в выигрыше.[16] »

Награды

Начиная с 2000-х, К. Азимова приглашал ряд университетов зарубежных стран, он был почетным профессором, награжден дипломами и сертификатами:

Членство в научных обществах

  • Почетный член и выпускник Немецкой Академии Международного Научного обмена.
  • Член Международной федерации философских обществ. Франция.
  • Член Североамериканского центра исследований Ближнего Востока. США.
  • Член социологических обществ Гавайского и Гарвардского университетов, США.
  • Член Азербайджанско-Американской Ассоциации выпускников.
  • Член Вильнюсского социологического общества.
  • Сопредседатель Специализированного научного совета (2005—2017 гг.); в настоящее время является членом Ученого и Координационного совета Института философии НАНА, Азербайджана.
  • Член Бакинского международного центра мультикультурализма[1].

Библиография

Монографии

  • Азимов К. А. Проблема человека в религиозно-философских доктринах Зороастризма и Ислама. Баку, 2009. 303 с.
  • Азимов К. А. Средневековые азербайджанские мыслители о человеке и критика современных западных интерпретаций. Баку 1986. 207 с.
  • Азимов К. А. Ценностный мир человека в религиозно-философской доктрине Зороастризма. Баку 1991, 122 с.
  • Азимов К. А. Проблема человека и общества в древней и средневековой философии Азербайджана. Москва «ИНИОН», 1987. 350 с.

Учебники и учебные пособия

  • Социология. Учебное пособие для университетов. Баку, 2003, 312. с. (соавтор, на азерб. языке);
  • Человек и общество. Учебники для 8, 9, 10 и 11 классов. Баку 2005—2007 гг. (со-автор, на азербайджанском и русском языках);
  • Введение в конфликт и мир. Роль женщин в разрешении конфликтов на Южном Кавказе. Баку, 2003 (на азербайджанском, русском и английском языках). 277 с. (со-автор и переводчик на азербайджанском, русском и английском языках).

Статьи

  • Азимов К. А., Сатыбекова С. К. Анализ зороастрийской концепции человека. — Философские науки, № 3, 1987.
  • Азимов К. А. Об одной организмической модели мира в средневековом исламе. В кн.: Взаимодействие культур Востока и Запада. Вильнюс, 1988.
  • Азимов К. А. Критика западных концепций идейного наследия Низами. «Вестник МГУ». «Философия», 1978, № 3.
  • Азимов К. А. Современные западные концепции этического наследия средневекового Ближнего Востока // «Мораль, общество, личность», Москва, МГУ, 1979.
  • Азимов К. А. Критика некоторых современных западных концепций в свете диалектико-материалистического понимания сущности человека. // Материалистическая диалектика и современность. Баку, АГУ 1981.
  • Азимов К. А. О тенденциозности освещения некоторых направлений этической мысли мусульманского средневековья в современной англоязычной литературе. Деп. в ИНИОН АН СССР /№ 2890/ М.,1978.
  • Азимов К. А. Критика западных интерпретаций нравственных исканий Махмуда Шабустари. Деп. в ИНИОН АН СССР, М. 1978, /№ 2891/.
  • Азимов К. А. Космос как система символов в эстетической культуре мусульманского средневековья. // Семиотика и проблемы коммуникации. Ереван, 1982.
  • Азимов К. А. Пространство и время в средневековой культуре Ближнего Востока. Материалы I республиканской конференции, посвященной 60-летию образования СССР, Баку, «Элм», 1983.
  • Азимов К. А. К вопросу о мировоззренческой сущности суфийских понятий. «Вестник АН Казах. ССР», Алма-Ата, 1986, № 7. 
  • Азимов К. А. Бытие и человек в доктрине средневекового восточного суфизма. В кн.: Актуальные вопросы философской и общественной мысли народов СССР. Деп. в ИНИСОН АН СССР. М., 1985, /№ 23017/.
  • Азимов К. А. Эстетический анализ языка мусульманской средневековой культуры. // Материалы 2-ой республиканской конференции молодых философов. Баку, «Элм», 1984.
  • Азимов К. А., Хайруллаев М. М. Культурное наследие и история философской мысли. Ташкент 1985, «Вопросы философии» 1986, № 11.
  • Азимов К. А. Модели социального изменения и развития в современной западной социологии // Актуальные проблемы современности. Баку, 2003. 
  • Азимов К. А. Методы и принципы сравнительного исследования современной европейской политической философии // Актуальные проблемы современности. Баку, 2004. 
  • Азимов К. А. Азербайджанская модель мультикультурализма: исторические и социологические аспекты // Азербайджанская модель мультикультурализма: философские, социологические и правовые взгляды. Баку 2016.
  • Азимов К. А. Восток и Запад: связи между философией и искусством// Журнал «Мир», № 3, Баку 2005.
  • Азимов К. А. Восток и Запад: философия и беллетристика//Журнал «Гобустан», № 1-2, Баку 1993.
  • Азимов К. А. Культ святых и паломничества в Исламе // Глобализация как этап развития мирового сообщества. Пенза-Сургут-Баку 2011.
  • Азимов К. А. Трансформация древних культов в контексте исламской культуры // Глобализация как этап развития мирового сообщества. Пенза-Сургут-Баку 2011.
  • Азимов К. А. Политический реализм в западной социальной философии: от Макиавелли до Моргентау // Актуальные проблемы социальной философии на современном этапе. Институт философии, социологии и права НАНА. Баку: Текнур 2011.
  • Азимов К. А. Государственное мышление и принцип политической целесообразности в политической философии Макиавелли// Научный журнал теологического факультета Бакинского государственного университета, № 15, апрель 2011.
  • Азимов К. А. Социальная сущность идеи государственности Н. Макиавелли // Институт философии, социологии и права НАНА. Научные труды. Международный научно-теоретический журнал № 1 (16). Баку 2011.
  • Азимов К. А. Традиции политического реализма в западной политической философии и современные теории международных отношений// Глобализация как этап развития мирового сообщества. Пенза-Сургут- Баку 2011, С. 118—126.
  • Azimov K. A. Introduction to Conflict and Peace Studies. Women for Conflict Prevention and Peacebuilding in the Southern Caucasus. Reader. UNIFEM, UN — Baku, 2003 (co-author). 278 p.
  • Azimov K. A. Internal and External Dimensions of Ethnic Conflicts in the Caucasus// Kennedy School of Government, Harvard University News Letter No3, July
  • Azimov K. A. The Binary Oppositions in Islamic Thought : Semantic of the Signs and Symbols in Sufism. — Le recueil des textes de «I’Ecole internationale d’ete» consacres aux recherché interdisciplinaries. Bakou — Paris, pp. 299—318.
  • Azimov K. A. The Renaissance Culture of Turks: Azerbaijan and Central Asia. — International Symposium on Uluğ Bey and His Environment. Atatürk Supereme Council for Culture, Language and History. The North Cyprus, May 29-31, 1994, Published Theses, pp. 13-20.
  • Azimov K. A. Cultural Capital, Modernization and Education: Sociological Perspective // the Institute of Philosophy of Azerbaijan National Academy of Sciences. The International Scientific and Theoretical Journal, № 1 (26), 2016, Part I, pp. 160—171.
  • Azimov K. A. Cultural Capital, Modernization and Education: Sociological Perspective. In, The Institute of Philosophy of Azerbaijan National Academy of Sciences. The International Scientific and Theoretical Journal, № 2 (27), 2016, Part II, pp. 71-84.
  • Azimov K. A. The Transformation of the State Sovereignty in the Age of Globalization: A Case Study in Azerbaijan. — The Institute of Philosophy of Azerbaijan National Academy of Sciences. The International Scientific and Theoretical Journal, № 1(24), 2015, pp.29-38.
  • Azimov K. A. Introduction to Conflict and Peace Studies. Program for the discipline. New teaching/learning methods in Conflict studies. Baku 2003, 32 p.

Проекты, презентации и доклады на международных форумах, конференциях, конгрессах

  • Azimov K. A. Multicultural Dimensions of Modernization, Human Capital and Education: A Sociological Perspective on Azerbaijan. Malmö University, Faculty of Society and Culture, RUCARR. — International Conference, Circassians in the 21st Century: Identity and Survival in the Homeland and Diaspora. November 22-24, 2017, Sweden. 
  • Azimov K. A. Transforming Education: In the Searh of a Shared Turkic Model of Cultural Capital and Education// International Congress, Passing Among Levels and New Models in Education from the Establishment of the Republic to the Present Day, 16-18 OCAK/January, Crowne Plaza/Antaliya 2015.
  • Azimov K. A. The Renaissance Culture of Turks: Azerbaijan and Central Asia. — International Symposium on Uluğ Bey and His Environment. Atatürk Supereme Council for Culture, Language and History. The North Cyprus, May 29-31, 1994.
  • Azimov K. A. Medieval Islamic Philosophy and Neo-Platonist Greek Philosophy Interface//International Society Conference for Neo-Platonic Studies. Annual Meeting, Liverpool, 24th−27th July, 2004.
  • Azimov K. A. Porphyry and Islamic Philosophy//Conference on Porphyry. London University. Annual Meeting. 6th — 7th July, 2004.
  • Azimov K. A. International geopolitical situation and ethnic conflicts in Southern Caucasus, Gottingen G. August University, Germany 2006.
  • Azimov K. A. Nagorno-Karabakh conflict: what international law and norms say? German-Azerbaijan Institute after named Nizami, Potsdam University, and Free Berlin University, Germany, 14 December, 2006.
  • Azimov K. A. The Idea of «The Common Caucasus Home»: local conflicts and peace building in the Caucasus. The MESANA Conference. 13-17 November, Orlando, Florida, USA.
  • Azimov K. A. Political career building by Ilham Aliyev in the light of contemporary geopolitical situations. The MESANA Conference. 13-17 November, Orlando, Florida, USA.
  • Azimov K. A. Ethnic Conflicts in Afghanistan and Central Asia. — Middle East Center, Harvard University, May 15, 2001.
  • Azimov K. A. Distance Learning and Teaching Methodologies. // JFDP mid-year Conference, 24-27 January, Washington DC, 2001.
  • Azimov K. A. Teaching Critical Thinking and Cooperative Classes. // JFDP Final Conference, 15-19 July, Washington DC, 2001.
  • Azimov K. A. «Between Faith and Knowledge. Platonic and Aristotelian Philosophical Traditions in Medieval Islamic Thought». // The Central European University SPO Fellowships Public Lecture. Budapest 2003.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 проф. К. А. Азимов — Официальный веб-сайт БГУ. Дата обращения: 22 мая 2019. Архивировано 20 января 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Şükürov, 2007, p. 234.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Şükürov, 2007, p. 235.
  4. Şükürov, 2007, p. 236.
  5. Азимов К. А. Средневековые азербайджанские мыслители о человеке и критика современных западных интерпретаций. Баку 1986. 207 с.
  6. К. А. Азимов. Предисловие Ш. Ф. Мамедова // Азербайджанские мыслители о человеке. — Баку: Язычы, 1986. — С. 3—5. — 207 с.
  7. 7,0 7,1 Проблема человека в религиозно-философских доктринах зороастризма и ислама. Монография. Баку, издательство «Леттерпресс», 2009. 304 с.
  8. Азимов К. А., Сатыбекова С. К. Анализ зороастрийской концепции человека. — Философские науки, № 3, 1987.
  9. Азимов К. А., Сатыбекова С. К. Анализ зороастрийской концепции человека. — Философские науки, № 3, 1987
  10. The Caspian Studies Program (CSP) newsletter highlights CSP events, publications, and research activities.. Дата обращения: 4 апреля 2019. Архивировано 4 апреля 2019 года.
  11. Meeting with Prof. Dr. Kazim Azimov, visiting professor at Berlin University . Prof. Dr, Wilfried Fuhrmann. (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 марта 2019. Архивировано 7 марта 2019 года.
  12. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. Под. ред. А. Сагадеев, М. Бурабаев, Г. Курмагалиева. М., Наука, 1984.
  13. Ien B. Philosophy of the Caucasus and the Central Asia in the Soviet period. — In: Studies in Soviet Thought. Dordrecht (Holland), Boston (USA), 1982, vol. 23, № 4, pp. 285—299
  14. ALexander Murinson. Turkey’s Entente with Israel and Azerbaijan State identity and security in the Middle East and Caucasus. New York: Routledge 2010. (недоступная ссылка)
  15. Vitalie Nicon Marinuta. Evolution of Transdniestrian Conflict in the Republic of Moldova: Prospects for its Solution. Thesis. California, Monterey 2004.. Дата обращения: 6 марта 2019. Архивировано 29 мая 2019 года.
  16. 16,0 16,1 Азимов К. А. Проблема человека в религиозно-философских доктринах Зороастризма и Ислама. Баку, 2009. 303 с.
  17. Professor Anne Scheppard recommendation. 2 January 2017
  18. Prof. Knysh Rec for Professor Azimov December 20, 2016

Литература