Автопортрет с женой Сусанной Кок и детьми

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Корнелис де Вос
Автопортрет с женой Сусанной Кок и детьми. 1634 год
нидерл. Zelfportret van Cornelis de Vos met zijn vrouw Susanna Cock en hun kinderen
Холст, масло. 185,5 × 221 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-623

«Автопортрет с женой Сусанной Кок и детьми» (нидерл. Zelfportret van Cornelis de Vos met zijn vrouw Susanna Cock en hun kinderen) — картина фламандского художника Корнелиса де Воса из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображена супружеская пара в окружении пятерых детей разного возрасте. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 185,5 × 221 см[1].

Ранняя история картины неизвестна, предполагается, что она написана в 1634 году, когда художнику было 50 лет. Впоследствии авторство было утрачено и во второй половине XVIII картина появилась на антикварном рынке как работа Антониса Ван Дейка. Картину приобрёл князь Г. А. Потёмкин-Таврический (сообщается, что он заплатил за неё 8000 рублей)[2], однако дата приобретения неясна. По данным Я. Штелина Потёмкин картину купил в 1779 году в Санкт-Петербурге у венецианского торговца картинами барона Бодиссони. Но уже в первом рукописном каталоге Эрмитажа 1774 года картина числилась в собственности императрицы Екатерины II как подарок Потёмкина. Н. И. Грицай предполагает, что Штелин в дате покупки ошибается[3]. В. Ф. Левинсон-Лессинг также очень неясно описывает обстоятельства приобретения картины. По его словам Бодиссони прибыл в Петербург в 1770-х годах и первоначально предложил «Семейство Ван Дейка» и одну работу Воувермана императрице, но «картины эти были отклонены под влиянием Бецкого» и лишь через четыре года они были куплены для Эрмитажа за 14 тысяч рублей, причём Потёмкин здесь указан как всего лишь посредник сделки[4].

Картина в зале 248 Нового Эрмитажа

Как работа Ван Дейка картина числилась в Эрмитаже вплоть до середины 1860-х годов. В 1860 и 1861 годах в Санкт-Петербург для консультаций дважды приезжал директор Берлинской картинной галереи Г. Ф. Вааген, он в качестве автора картины назвал имя антверпенского художника Корнелиса де Воса. Эта атрибуция была сразу же принята и в последующих каталогах Эрмитажа вплоть до 1990 года картина фигурировала как «Семья на прогулке» или просто «Семейный портрет»[3]. Вааген отметил хороший рисунок, чистые и красивые цвета и мастерство художника в целом, не отрицая при этом заметное влияние Ван Дейка на де Воса[5]. Бельгийская исследовательница К. ван дер Стигхелен в 1990 году установила, что картина является семейным портретом самого Корнелиса де Воса и назвала имена всех изображённых — на портрете представлены сам художник, его жена Сусанна Кок и их дети Магдалена, Ян-Батист, Сусанна-младшая, Корнелис-младший и Елизавета[1]. Верность атрибуции подтверждается гравированным портретом Корнелиса де Воса, выполненным Лукасом Ворстерманом по утраченному оригиналу Антониса Ван Дейка. Один из оттисков гравюры имеется в собрании Государственного музея в Амстердаме (бумага, гравюра; 25,1 × 16 см; инв. № RP-P-OB-33.193) и здесь художник изображён в точно таком же ракурсе, как на его автопортрете[6].

Влияние Ван Дейка на творчество де Воса отмечала и Н. И. Грицай. В своём обзоре фламандской живописи она, анализируя картину, писала:

«Семейный портрет» <…>относится к числу самых убедительных произведений де Воса. Его отличают живость, непринужденность и непосредственность, проявившиеся в творчестве художника, вероятно, не без воздействия ван Дейка. И всё же свойственная де Восу неукоснительная правдивость передачи каждой детали изображения, как и ровное нейтральное освещение всей группы, заставляет вспомнить слова Роже де Пиля, посвящённые ван Дейку: «Многие писали портреты, столь же правдивые, правильно нарисованные и удачные по колориту, как у ван Дейка; однако, не умея распределить освещение с тем же искусством, с тем же тонким пониманием светотени, они не могли достичь ощущения изысканного, удивительного и необычайного, каковое присуще его произведениям»[7].

Однако А. Н. Бенуа относит Корнелиса де Воса к группе художников, сформировавшихся вокруг Питера Пауля Рубенса:

Кроме Йорданса и Снейдерса вокруг Рубенса группировалась великолепная плеяда художников, которые затемнены славой «первых величин», но которых оцениваешь по достоинству, путешествуя по Бельгии. <…> Сюда принадлежит Корнелис де Вос <…> Корнелис де Вос (1585—1651) был прекрасным колоритным и удивительно жизненным портретистом. Возможно что его кисти принадлежит интересная семейная группа в Эрмитаже (№ 642), но она всё же далеко не передаёт обычной красочной прелести мастера[8].

Картина выставляется в зале 248 здания Нового Эрмитажа, в инвентарные описи музей внесена под № ГЭ-623 (в старых описях XIX века числилась под № 642)[9].

Известен более ранний автопортрет де Воса с женой и двумя детьми, он написан в 1621 году и находится в собрании Королевских музеев изящных искусств в Брюсселе (холст, масло; 188 × 162 см; инв. № 2246)[10].

Примечания

Литература

  • Бабина Н. П., Грицай Н. И. Государственный Эрмитаж. Фламандская живопись XVII—XVIII веков: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. — 584 с. — ISBN 5-93572-198-8.
  • Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. — СПб.: Издание общины Св. Евгении, 1911. — 135 с.
  • Грицай Н. И. Фламандская живопись XVII века: Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1990. — 192 с. — ISBN 5-210-00040-0.
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). 2-е изд., испр. и доп.. — Л.: Искусство, 1986. — 426 с.
  • «Это сам Потемкин!» К 280-летию Светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического: каталог выставки: в 2 т. / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. — Т. 2. — 312 с. — ISBN 978-5-93572-893-9.
  • Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб.: Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.