Автомобильные дороги Никарагуа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Автомоби́льные доро́ги Никарагуа — сеть дорог на территории Никарагуа, объединяющая между собой населённые пункты и отдельные объекты, предназначенная для движения транспортных средств, перевозки пассажиров и грузов.

История

грунтовая дорога в сельской местности на рубеже 1950х-1960х гг.
асфальтированная дорога местного значения в районе селения Сан-Иеронимо (28 января 2016 года)

Первые грунтовые дороги между поселениями появились на территории Никарагуа ещё в колониальный период, их современная конфигурация начала складываться после того, как в 1858 году столица страны была перенесена из города Леон в город Манагуа[1][2].

После начала "золотой лихорадки" в Калифорнии американский магнат Корнелиус Вандербильт 14 августа 1851 года создал транспортную компанию "Accessory Shipping Company" для доставки желающих переселиться в Калифорнию. На пароходе их доставляли из Нью-Йорка в порт Грейтаун на атлантическом побережье Никарагуа, затем перевозили на дилижансах в порт Сан-Хуан-дель-Сур на тихоокеанском побережье, откуда на пароходах отправляли в США[3]. Компания построила 20 км шоссе к озеру Никарагуа и три причала на побережье, получила монопольное право на перевозки пассажиров и грузов по территории страны в обмен на ежегодные выплаты в бюджет страны (но после выплаты 10 тыс. песо за первый год платить перестала). После вторжения в 1855 году в Никарагуа армии наёмников У. Уокера имущество компании в стране было захвачено Уокером (в июне 1856 года объявившим себя президентом Никарагуа), в дальнейшем, в условиях начавшейся войны транспортные перевозки были дезорганизованы[4].

К 1892 году правительство страны организовало по двум дорогам движение запряженных волами повозок[5]. В начале XX века Никарагуа имела слаборазвитую сеть грунтовых дорог[6].

В 1923 году на конференции американских государств было предложено построить дорогу, соединяющую все страны Северной и Южной Америки, в октябре 1925 года была проведена первая конференция по вопросу строительства Панамериканского шоссе, но начавшийся в 1929 году экономический кризис осложнил экономическое положение государств и работы над проектами строительства шоссе были отложены. 29 июля 1937 года 14 стран (в том числе, Никарагуа) подписали конвенцию о строительстве Панамериканского шоссе.

После начала второй мировой войны военно-политическое руководство США обеспокоилось вопросами переброски войск к Панамскому каналу, после японской атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 года и вступления США в войну Никарагуа было предложено расширить транспортную сеть.

В 1950е годы дорожная сеть в стране была слаборазвита, протяжённость шоссейных дорог была невелика[7].

В 1960 году общая протяжённость автомобильных дорог страны составляла около 4 тыс. км[8].

В 1972 году общая протяжённость автомобильных дорог составляла 13 тыс. км (из них 1,3 тыс. км составляли дороги с твёрдым покрытием)[9].

В декабре 1972 года мощное землетрясение частично разрушило столицу страны[10]. Часть иностранной помощи, выделенной на восстановление города диктатор А. Сомоса израсходовал, разместив заказы на принадлежавших ему цементном заводе и фабрике бетонных блоков - в результате, асфальтовое покрытие на улицах Манагуа заменили на бетонные блоки[11].

В 1975 году общая протяжённость автомобильных дорог составляла 12,5 тыс. км (из них 1,6 тыс. км составляли дороги с твёрдым покрытием), автотранспорту принадлежала ведущая роль в грузообороте страны[2].

После Сандинистской революции 1979 года началось расширение и улучшение дорожной сети (особенно в северных и восточных районах, ранее практически изолированных от остальной части страны)[12]. Поскольку после окончания боевых действий хозяйственная деятельность оказалась дезорганизована, для трудоустройства безработных правительство организовало ремонтно-восстановительные и строительные работы (одним из главных направлений деятельности созданных строительных отрядов стали ремонт и строительство дорог)[13].

При помощи кубинских строителей в 1980 году началась постройка дороги Тума - Васлала - Тиуна (после окончания постройки объединившее тихоокеанское и атлантическое побережье страны)[14].

Однако в результате действий "контрас" началось минирование дорог[15], значительное количество объектов транспортной инфраструктуры было повреждено или разрушено[16][12]. Положение на транспорте осложнила введённая США экономическая блокада Никарагуа[17].

Только в 1983 - 1985 годы "контрас" были убиты свыше 200 дорожных рабочих, инженеров и технических специалистов, повреждено и уничтожено значительное количество автомобильной и дорожно-строительной техники[12].

В 1985 году общая протяжённость автомобильных дорог составляла 25 тыс. км (из них 4408 км составляли дороги с твёрдым покрытием)[18].

В октябре 1987 года до 2500 «контрас» предприняли попытку перерезать стратегическое шоссе, соединяющее Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны[19]. Одновременно были атакованы мост через реку Льваго, город Санто Томас, городки Ла Гатеада, Муэье де лос Буэьес и Ла Батеа. Непрерывные бои продолжались в течение трёх дней, но мост уничтожен не был[20].

В 1988 году общая протяжённость автомобильных дорог составляла 25 тыс. км[21] (из них 14,4 тыс. км составляли дороги с твёрдым покрытием)[22].

В октябре 1988 года ураган "Джоан" разрушил юго-восточную и центральную часть страны и размыл часть автомобильных дорог.

25 февраля 1990 года президентом страны стала Виолета Барриос де Чаморро, при поддержке США начавшая политику неолиберальных реформ[23], в результате которых в стране начался экономический кризис, сопровождавшийся деиндустриализацией[24].

В 1993 году общая протяжённость автомобильных дорог составляла 25 тыс. км (из них 14,4 тыс. км составляли дороги с твёрдым покрытием)[25], к концу 1995 года - сократилась до 17,1 тыс. км[24]. Наиболее важными автодорогами в это время являлись проходивший через территорию страны 410-километровый участок Панамериканского шоссе и автодорога от Манагуа к Пуэрто-Кабесас[10].

В октябре 1998 года ураган "Митч" нанёс значительный ущерб экономике страны (в том числе, дорожному хозяйству), но в дальнейшем началось восстановление повреждённых дорог и объектов транспортной инфраструктуры. В 2000 году протяжённость автомобильных дорог составляла 19 032 км (из них 2093 км с твёрдым покрытием)[26].

С целью расширения туристической инфраструктуры были обустроены "кофейный путь" на севере страны (в департаментах Матагальпа и Хинотега, позволяющий туристам посетить кофейные плантации) и "табачный путь" (в департаментах Халапа и Эстели)[23], но в целом, государственные программы строительства и ремонта дорог были свёрнуты.

В 2009 году общая протяжённость автомобильных дорог составляла 19,1 тыс. км (из них 2 тыс. км составляли дороги с твёрдым покрытием)[23].

30 августа 2014 года в департаменте Рио-Сан-Хуан на границе между Никарагуа и Коста-Рикой было завершено строительство нового моста "Puente Santa Fe" длиной 362 метра. Мост был построен при финансовой помощи Японского агентства международного сотрудничества[27].

18 апреля 2018 года в Никарагуа начались антиправительственные волнения, перешедшие в массовые беспорядки, продолжавшиеся до ноября 2018 года. По официальным данным правительства Никарагуа, общий ущерб составил свыше 960 млн. долларов, были повреждены 252 здания, разрушены 209 км улиц и автодорог[28][29].

В ноябре 2020 года ураганы "Эта" и "Йота" (и вызванные ими наводнения и оползни) привели к повреждениям и разрушениям ряда участков дорожной сети Никарагуа[30].

Примечания

  1. Никарагуа // Советская историческая энциклопедия / редколл., гл. ред. Е. М. Жуков. том 10. М., государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1967. ст.202-207
  2. 2,0 2,1 Никарагуа // Латинская Америка. Энциклопедический справочник / редколл., гл. ред. В. В. Вольский. том 2. М., издательство «Советская энциклопедия», 1982. стр.256-264
  3. Nicaragua // The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Macropaedia. Vol.15. Chicago, 1994. pages 688-692
  4. Н. С. Леонов. Очерки новой и новейшей истории стран Центральной Америки. М., "Мысль", 1975. стр.89-113
  5. Wagon or common roads // Hand book of Nicaragua. International Bureau of the American Republics, U. S. Congress Bulletin No. 51. Washington, Government printing office, 1896. page 58
  6. Никарагуа // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  7. Никарагуа // Большая Советская Энциклопедия / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. Т.29. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1954. стр.610-613
  8. Никарагуа // Краткая географическая энциклопедия / гл. ред. А. А. Григорьев. том 3. М., «Советская энциклопедия», 1962. стр.98-99
  9. Никарагуа // Большая Советская Энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.17. М., «Советская энциклопедия», 1974. стр.604-608
  10. 10,0 10,1 Nicaragua // The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Macropaedia. Vol.18. Chicago, 1994. pages 688-692
  11. А. П. Строев. Никарагуанские очерки: по пути социально-экономического развития. М., "Международные отношения", 1989. стр.12-13
  12. 12,0 12,1 12,2 А. П. Строев. Никарагуанские очерки: по пути социально-экономического развития. М., "Международные отношения", 1989. стр.77-78
  13. М. Л. Чумакова. На сложном пути национального возрождения // журнал "Латинская Америка", № 7, 1980. стр.38-56
  14. Куба. Интернационализм в действии // "Аргументы и факты", № 5 от 31 января 1984
  15. В. Болгов. Очистка территории Никарагуа от мин // «Зарубежное военное обозрение», № 9 (702), 2005. стр.66-67
  16. "когда, миновав город Чинандегу, мы въехали в опасную зону, к нам присоединилась машина сопровождения. На главном шоссе "контрас" взорвали мост - теперь его ремонтировали с помощью кубинских инженеров"
    Грэм Грин. Моё знакомство с генералом или Как я оказался ко всему этому причастным // журнал "Иностранная литература", № 5, 1986, стр.185-200
  17. А. П. Строев. Никарагуанские очерки: по пути социально-экономического развития. М., "Международные отношения", 1989. стр.88-93
  18. Никарагуа // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1986 (вып. 30). М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.312-313
  19. major James McCarl, Jr. Sandinista Counterinsurgency Tactics. Fort Leavenworth, Kansas, 1990. page 78
  20. В. И. Филатов. Фронт без затишья. М., изд-во "Красная Звезда", 1988. стр.31-32
  21. Никарагуа // Большой Энциклопедический Словарь (в 2-х тт.) / редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. Том 2. М., «Советская энциклопедия», 1991. стр.31-32
  22. Никарагуа // Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., Политиздат, 1988. стр.422-423
  23. 23,0 23,1 23,2 Никарагуа // Большая Российская Энциклопедия / редколл., гл. ред. Ю. С. Осипов. том 22. М., научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", 2013. стр.699-710
  24. 24,0 24,1 Никарагуа // Большой российский энциклопедический словарь. М., научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2006. стр.1048
  25. Никарагуа // Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., «Республика», 1993. стр.300-303
  26. South America, Central America and the Caribbean, 2003. 11th edition. London - New York, Europa Publications, 2002. page 617
  27. Gobierno De Nicaragua Inaugura El Puente Santa Fe En El Rio San Juan Архивная копия от 30 мая 2019 на Wayback Machine // официальный сайт Японского агентства международного сотрудничества
  28. Gobierno continuará trabajando por la reconstrucción, paz, seguridad y la reconciliación del pueblo nicaragüense // "Barricada" от 12 ноября 2018
  29. Во время протестов в Никарагуа погибли около 200 человек Архивная копия от 9 ноября 2021 на Wayback Machine // ТАСС от 13 ноября 2018
  30. Ураган "Йота" достиг карибского побережья Никарагуа Архивная копия от 5 декабря 2020 на Wayback Machine // ТАСС от 17 ноября 2020