Дорожное строительство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Автодорожное строительство»)

Строительство дорог (дорожное строительство) — отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием дорог (автомобильных дорог), подъездных дорог и городских улиц. В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ.

Дорожно-строительные работы является сложной, трудоёмкой, дорогостоящей деятельностью, даже в самых благоприятных природно-климатических условиях: дорога (автодорога) должна удовлетворять множеству требований по качеству, надёжности, долговечности, пропускной способности, удобству использования и обслуживания и многому другому. При этом, автомобильная дорога включает в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса, и пространство в пределах установленного габарита.

Проектирование

Строительству дороги предшествует её проектирование (en:Highway engineering), при котором учитываются:

  1. кратчайшее расстояние между крайними пунктами дороги, возможность прокладки дороги вблизи других населённых пунктов или через них,
  2. необходимость сноса сооружений, мешающих прокладыванию дороги,
  3. нарушения экологии, архитектурных ансамблей и археологических раскопок (если дорога планируется в старинном городе),
  4. возможности сократить длину дороги за счёт строительства дамб, мостов, виадуков, путепроводов, тоннелей,
  5. опасности схождения с близлежащих гор лавин и камнепадов на дорогу,
  6. препятствия другим линиям коммуникаций,
  7. общая стоимость строительства и последующей эксплуатации всей дорожной инфраструктуры,
  8. прогнозируемые доходы и преимущества использования этой дороги.

Проектирование дорог связано с чреватыми большими расходами многочисленными административными согласования и связанными с ними запретами, отказами, тяжбами, взятками и т. п.

Строительство автодорог

Дорожно-строительные машины различных типов на строительстве автодороги
1-й этап

Подготовка:

  1. Расчистка будущей дороги от деревьев, посторонних строений, мусора;
  2. Геодезическая разметка местности и корректировка местоположения будущих объектов строительства;
  3. Бурение и закачивание через скважины бетона (в случае обнаружения под землёй пустот) и вбивание свай для укрепления грунта при оползнях и плывунах;
  4. осушение болот, — прокладывание сточных каналов, а под землёй — дренажных труб;
  5. строительство необходимых мостов, путепроводов, тоннелей, водопропускных труб и других искусственных сооружений на пути сооружаемой трассы, срезание вершин холмов, засыпка низин и оврагов, для уменьшения крутизны спусков и подъёмов, опасных в зимнее время скользким обледенением;
  6. возведение достаточно высокой насыпи (дамбы) с протоками, проходами и даже проездами под ней[K 1]);
  7. укладка на земляное основание последовательных слоёв песка и гравия (или щебня);
  8. трамбование — уплотнение грунтов.

Стабилизированный грунт: Дорожное покрытие, довольно стойкое к сезонным изменениям влажности и температуры, получают добавив песка к глине или глины к песку либо применив другую комбинацию местных грунтов. Портландцемент, смешанный с некоторыми видами грунта, дает покрытие, вполне подходящее для умеренно нагруженных дорог; при подготовке материала для грунтоцементного покрытия грунт полностью размельчают, а затем тщательно смешивают на месте с 6-10 % цемента на глубину 10 см и более, дорожному полотну придают нужную форму и уплотняют его укаткой. На поверхность тонким слоем наносят битум, чтобы предотвратить высыхание до схватывания цемента. В некоторых местах поверхность дороги экономично укрепляют с помощью битума, тщательно смешав его с имеющимся грунтом на глубину 10-25 см.

Цементно-грунтовой и битумно-грунтовой слои превосходны в качестве основания и подстилающего слоя дорожной одежды.

2-й этап

Укладывается покрытие: асфальт, бетон или асфальтобетон.

Вынимаются керны, после укладки нового асфальта, для лабораторного анализа качества укладки полотна[2].

Строительство грунтовой дороги имеет свои особенности.[3]

3-й этап

Оборудование автодороги:

  1. воспрепятствования выхода на дорогу беспечных пешеходов, домашних/бездомных животных и диких зверей,
  2. недопущения несанкционированного выезда автомобилей с дороги на тротуар или на газон,
  3. предотвращения выезда транспортного средства на встречную полосу движения,
  4. уменьшения ослепления фарами водителей встречных автомобилей.
  • Для сохранения от размыва во время дождей (и таяния снега) автомобильная дорога оборудуется железобетонными водосточными желобами, воронками, отливами, огибающими коленами, канализационными люками-решётками (дождеприёмниками), связанными с подземной дренажной системой, обеспечивающей достаточный отвод воды не только от самой дороги, но и от расположенных рядом с ней тротуаров и газонов.
  • Устанавливаемые по краям дороги бордюры должны правильно перенаправлять движение сточных вод, способствуя их удалению с дороги.
  • Автомагистрали огороживаются, в подавляющем большинстве случаев, специальными заборами, предотвращающими появление диких животных на проезжей части, и оборудованы подземными или надземными переходами для животных.
  • Под конец поверх готового автодорожного полотна наносится дорожная разметка, а у автомобильной дороги устанавливаются необходимые дорожные знаки для оптимизации безопасного движения.


Строительство железных дорог

см. Железная дорога

Используемая техника

Дорожная техника — различная техника и механизмы, применяемая при строительстве дорог.

  • Машины для подготовительных работ (для предварительной подготовки площадки к проведению строительных работ): кусторезы, корчеватели, рыхлители.
  • Землеройные машины: бульдозеры, экскаваторы, скреперы.
  • Машины для укладки и обслуживания дорожных покрытий: дорожные фрезы, асфальтоукладчики, катки.
  • Машины для производства и транспортирования бетонных смесей: бетоносмесители, автобетоносмесители, автоцементовозы, бетононасосы.
  • Дробильно-сортировочное оборудование: дробильные машины (дробилки), сортировочные машины (грохоты).
  • Грузоподъёмные машины: подъёмные краны, подъёмные установки, погрузчики.
  • Машины для строительства искусственных сооружений (оборудование для свайных работ и пр.): паровые молоты, дизель-молоты, вибромолоты, вибропогружатели.
  • Машины для очистки дорог: снегоуборочные машины, тротуароуборочные машины.

Холодный ресайклинг — технология укрепления (стабилизации) грунтов, каменных материалов и асфальтового гранулята, получаемых в результате дробления асфальтобетонного лома (ФАЛа), различными вяжущими, путём предварительного фрезерования и смешения на дороге. Машины для ресайклинга были разработаны несколько лет назад путём соответствующей модернизации дорожных фрез и машин для стабилизации грунта.

материалы

История

Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. (дорога у шумерского города Ур в Месопотамии, дорога рядом с городом Гластонбери и дорога Свит-Трек в Англии).

В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Так, в составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи при Дарии I (522—486 до н. э.) была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2,6 тыс. км. Во время правления основателя китайской династии Цинь — Цинь Шихуана (221—210 до н. э.) — сеть дорог общей длиной 7,5 тыс. км опоясывала страну; дороги были шириной 15 метров с тремя полосами, причём, центральная полоса предназначалась для императора.

Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме — к IV веку до н. э. общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) составила 300 тыс. км. Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 м; иногда дороги оборудовались колеёй для повозок, рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы для вьючного и верхового транспорта. Дороги прокладывались длинными прямыми участками — римляне старались не строить объездных дорог, поэтому получались достаточно крутые подъёмы; на повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси. На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой 1,5—4 м и диаметром 50—80 см, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима.

Дорожный трест (см. трест) — появились в Англии в XVII веке (первый создан в 1706 году), для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36,8 тыс. км дорог. «Бунты Ребекки» в Кармартеншире в 1839—1844 гг. привели к распаду системы дорожных трестов.[4]

В мире

В России

См. также

Комментарии

  1. Кроме того, для увеличения срока службы автомобильных дорог[1], на слой песка поверх дамбы могут укладываться скреплённые между собой железобетонные плиты, или же непосредственно на дороге сварной каркас стальной арматуры заливаться цементобетоном. Железо-бетонирование дорог применяют обычно в зонах:
    1. вечной мерзлоты,
    2. знойных пустынь (где чёрный асфальт на солнце нагревается и становится недопустимо мягким),
    3. землетрясений (для уменьшения трещин в асфальте),
    4. карстовых подземных вы́моин, пещер, шахт и провалов,
    5. при создании взлётно-посадочных полос больших аэродромов.

Примечания

Литература

  • Антонов А. М. и др. Дорожное строительство. Организация, планирование, управление. М., 1981
  • Кизима С. С. Технология строительства автомобильных дорог. Киев, 1985
  • Владимир Бойко, Владимир Картопольцев, Владимир Ефименко, Александр Кадесников, Василий Музалев Исторические очерки строительства дорог и мостов

Ссылки