Автобетоносмеситель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автобетоносмеситель на шасси КрАЗ-257 спереди
Автобетоносмеситель на шасси КрАЗ-257 сзади
Автобетоносмеситель на шасси MAN
Винт Архимеда
Принцип действия автобетоносмесителя: перемешивание и разгрузка (анимация)

Автобетоносмеси́тель (АБС, бетономеша́лка, миксер) — грузовой автомобиль, оборудованный вращающейся ёмкостью для перевозки бетона.

Классификация автобетоносмесителей

АБС являются подвидом бетоносмесителей, которые также бывают:

  • стационарными,
  • передвижными (в виде прицепов).

Кроме того, выделяются следующие классификации АБС:

  • по типу расположения смесительной установки и направлению разгрузки АБС подразделяются на:
    • АБС с разгрузкой «назад». Наиболее популярный в российской практике бетонирования тип,
    • АБС с разгрузкой «вперед». Позволяет водителю миксера управлять и контролировать процесс разгрузки, не выходя из кабины;
  • по типу привода смесительного оборудования:
    • механический — устаревший вариант (для вращения барабана используется цепной привод или вал отбора мощности от двигателя),
    • гидравлический — современный стандарт (для вращения барабана используется гидромотор),
  • по типу двигателей смесительного оборудования:
    • автономные двигатели — более шумные, но более надежные — в случае поломки двигателя автомобиля перемешивание бетонной смеси не прекращается,
    • двигатели на шасси — более экологичные, менее шумные, способствуют уменьшению массы АБС.

Устройство. Технологии перемешивания

Использование специализированного транспорта для перевозки бетонной смеси обусловлено п. 7.2. ГОСТ 7473-94 «Смеси бетонные. Технические условия»: «Применяемые способы транспортирования бетонных смесей должны исключать возможность попадания в них атмосферных осадков, нарушения однородности, потери цементного раствора, а также обеспечивать предохранение смеси в пути от воздействия ветра и солнечных лучей.»

Сохранность и однородность бетонной смеси при транспортировке обеспечивается вращением барабана.[1] Внутри барабана находятся спиральные лезвия. При вращении в одном направлении (при загрузке и транспортировке) лезвия загоняют смесь глубже в барабан. При вращении в другом направлении (при разгрузке) используется механизм Винт Архимеда, с помощью которого смесь выгружается.

Приготовление бетонной смеси возможно непосредственно в автобетоносмесителе при транспортировке, когда в барабан загружаются цемент, вода и заполнители.[1] В российской практике бетонирования более распространена схема транспортировки готовой бетонной смеси, замешанной на заводе.


Основные производители автобетоносмесителей

Всего в России 3 производителя АБС:

  • ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» www.tzacom.ru (г. Туймазы, Республика Башкортостан), торговая марка «ТЗА». Входит в группу «КамАЗ» (21 %[2]/23%[3]),
  • ЗАО «КОМЗ-Экспорт» (Каменский опытный механический завод, г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область), торговая марка «Tigarbo»,
  • ООО «Пушкинский ремонтно-механический завод» (г. Пушкин, г. Санкт-Петербург), также известен как ПРМЗ или ПМЗ.

Еще 1 российский производитель остановил производство АБС после 2009 года[3]:

  • ЗАО «Бецема» (г. Красногорск, Московская область),

Доля импортных поставок за последние годы существенно упала (по итогам 2007 года — суммарно 30 %[4], по итогам 2010 года — 10 %[2]). Среди импорта наибольшей популярностью пользуется продукция:

  • европейских производителей (74 %[3] импорта, 7 %[2] всех поставок в 2010 году),
    • Liebherr (Германия, 60 %[3] среди европейских поставок, или 4 % всех поставок),
    • Schwing Stetter (Германия)
    • Cifa (Италия),
  • китайских производителей (17 %[3] импорта). При регистрации китайских АБС в России производитель смесительного оборудования не указывается[4].

После повышения таможенных пошлин существенно снизилась доля подержанных автомобилей в структуре импорта (2010 год: 87 % зарубежной техники ввозится новой, 13 % — бывшей в употреблении, 2007 год: 22 %[3] и 78 %[4]).

Объемы (размеры) автобетоносмесителей

Российскими производителями поставляются на рынок АБС объемом 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 м3.[4]

Наиболее востребованным является АБС объемом 7 м3 (57 % поставленной техники).[3]

Следующие по популярности: АБС объемом 9 м3 (17 %) и 5 м3 (15 %).[3]

За рубежом наиболее популярным объемом является 6 м3 (~8 кубических ярдов).[1]

Поставщики шасси автобетоносмесителей

АБС на базе БелАЗа повышенной проходимости и заниженной высоты

Наиболее популярным шасси является российское шасси производства КамАЗ.[4] Другими российскими шасси, используемыми для производстве АБС, являются ЗИЛ, Урал, и Амур (бывший ЗИЛ-130). Также на российском рынке представлен широкий спектр АБС на импортных шасси:

Поставщики барабанов и шасси автобетоносмесителей для ведущих производителей бетона

В таблице представлены данные, оборудованием каких производителей пользуются ведущие производители бетона Московского региона.[5]

Производитель бетона Барабан АБС Шасси АБС
ЗАО "Фирма «Бетон» Tigarbo КамАЗ
ООО «ДС-Бетон» - КамАЗ
ООО «Бетонный завод 222» Tigarbo КамАЗ
ОАО "Комбинат «Мосинжбетон» Cifa Volvo, Ford
ОАО «Евробетон» Liebherr Mercedes-Benz
ООО «Стройхолдинг 2000» - КамАЗ
ООО «ЛСР. Базовые-М» Liebherr Volvo
ООО «ПКФ Стройбетон» Liebherr MAN
ООО «СК Стройпаритет» ТЗА КамАЗ
ООО "Компания «Трак» - КамАЗ
ООО «Стройинжбетон» Tigarbo Ford
ООО «Бельведер» Tigarbo КамАЗ
ЗАО «МонАрх и Б» Tigarbo, Schwing Stetter КамАЗ, Mercedes-Benz
ЗАО «Домостроительный комбинат № 7» - Scania
ООО "Торговый дом «ОРЕСКО» Liebherr Volvo

В таблице представлены данные, оборудованием каких производителей пользуются ведущие производители бетона и раствора Астраханской области.

Производитель бетона Барабан АБС Шасси АБС
ООО «Корунд-Строй» Tigarbo МАЗ
ООО ПО «Железобетон» Tigarbo КамАЗ

Примечания

См. также