Авиация Монголии
История авиации в Монголии насчитывает уже около 100 лет, и началась 25 мая 1925 года, когда в Ургу (Улан-Батор) прибыли Ю-13 и 3 Р-1 с советскими лётчиками, которые позже составили основу для первого монгольского авиаотряда.
В 1956 году была основана первая государственная авиакомпания MIAT Mongolian Airlines.
В Монголии насчитывается около 80 аэропортов, но посадочные полосы с твёрдым покрытием имеют лишь 11. Расписание может часто меняться из-за сильных ветров.[1][2][3]
В Монголии зарегистрировано около 10 авиакомпаний, владеющих в общей сложности около 60 самолетами и 30 вертолетами[4].
Развитие продолжается и в наши дни. Строятся новые аэропорты международных стандартов, модернизируются старые. К примеру, в долине Хошиг монгольского центрального аймака Тув будет построен новый международный аэропорт. Проект предполагается осуществить к 2015 году.
История
Советский период
Первый аэродром в Монголии был создан в Улан-Баторе в 1940 годах, по своему местоположению его чаще именовали «Сонгино», его официальное наименование Буянт-Уха (монг. Буянт-Ухаа нисэх онгоцны төв буудал) прижилось позднее. Он использовался для выполнения местных полетов с использованием легкомоторной авиации, испытательных полётов, тренировки пилотов и т. д., а также стал первым аэропортом Улан-Батора: первые регулярные пассажирские международные авиарейсы в Монголии начали совершаться с этого аэродрома в Улан-Удэ.
Первым выполняющим международные рейсы аэропортом кроме Улан-Баторского, стал аэропорт Налайх, который в 1990—1991 годах был местом промежуточной посадки авиатехники, перегоняемой из СССР в Малайзию.
В советское время строилось много военных аэропортов, которые были позже заброшены.[5][6][7][8][9][10]
«В долине Хошиг монгольского аймака Тув ("Центральный") будет построен международный аэропорт. Проект будет реализован на средства льготных кредитов, предоставляемых правительством Японии, отмечается в сообщении. В рамках проекта в Монголии уже работала исследовательская группа из банка международного сотрудничества Японии. Отчет о проделанной работе она представила на рассмотрение соответствующим органам страны.
По сравнению с международным аэропортом Чингисхан мощность нового будет увеличена в четыре раза, кроме того, он будет иметь 7 терминалов и принимать 1.7 миллиона пассажиров каждый год.
Аэропорт планируют ввести в эксплуатацию в 2015 году».
Постсоветский период
В период с 1994 по 1997 год дальнейшее крупное обновление было достигнуто с помощью Азиатского банка развития, в результате чего аэропорт в стал соответствовать стандарту ICOA. Аэропорт был переименован в Чингис Хаан (Чингисхан) международный аэропорт в честь 800-летия создания Монгольского государства 21 декабря 2005 года.[12]
В 2011 году доля аэропортов, располагающихся поблизости Улан-Батора в общем объёме перевозок пассажиров в Монголии составила около 85 %. Аэропорт Чингисхан в 2010 перевёз почти 1 млн пассажиров.[13] Остальной пассажиропоток приходится на крупнейшие аэропорты Ховд, Улгий, Чойбалсан.
Военный аэродром «Налайх» с начала XXI века стал принимать только чартерные пассажирские авиарейсы.[14]
Начиная с 2000 года аэропорты Баяндэдгэр и Мааньт практически не функционирует, причем на базе военного аэродрома вблизи Мааньта был открыт гражданский аэропорт под названием Баян Сумэ.
Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на базе бывшего военного аэродрома (2001 год)[15].
В августе 2014 года было принято решение о сокращении воздушной дистанции между самолетами с 90 до 30-и километров после надлежащих работ по установлению и усовершенствованию наземных радарных станции начиная с 2012 года.[16] Это в свою очередь, позитивно скажется на пропускной способности воздушного сообщения Монголии.
Перспективы
В долине Хошиг монгольского аймака Туве будет построен новый международный аэропорт. Проект предполагается осуществить к 2015 году. Аэропорт будет состоять из семи терминалов и принимать до 1,7 млн чел. в год.[17][18] Монголия надеется на увеличение число транзитных авиаперевозок через свою территорию за счет установлении специальной транзитной зоны в новом аэропорту.
Строительство начато 23 апреля 2012 в 60 км от Улан-Батора. В его проекте заложены — 2 взлетно-посадочных полосы, автотранспортный и железнодорожный терминал, рядом — город с населением около 100 тыс. человек. Расчетная мощность — 1100 пассажиров в час.
По технико-экономическому обоснованию, стоимость проекта составила 29,9 млрд йен. В 2008 году Монголия подписала соглашение с Японским банком международного сотрудничества о предоставлении льготного кредита в размере 28,8 млрд йен для сооружения нового аэропорта. Сумму в размере 4,4 млрд йен выделит правительство Монголии.
Аэропорты
- Основная статья: Список аэропортов Монголии
Здесь представлены крупнейшие аэропорты Монголии.[19]
- Международный аэропорт Чингисхан (монг. Чингис хаан олон улсын нисэх онгоцны буудал) — международный аэропорт, расположенный в 18 км от центра Улан-Батора, в столичном районе Хан-Уул на противоположном от центра города берегу реки Туул. Крупнейший аэропорт Монголии и один из четырёх аэропортов страны, из которого осуществляются международные перелёты.
- Аэропорт Даланзадгад (монг. Даланзадгад нисэх буудал) — гражданским аэропорт, расположенный в 6 км на северо-запад от центра города Даланзадгад, столицы аймака Умнеговь. Хотя аэропорт классифицируется как международный, он не имеет регулярных рейсов за пределы Монголии.
- Аэропорт Мурэн — аэропорт г. Мурэн в аймаке Хувсгел. Код: MXV
- Международный аэропорт Улгий — международный аэропорт, расположенный в 5 км от центра г. Улгий. Это один из трех аэропортов страны, из которого осуществляются международные перелёты (остальные — аэропорт города Ховд, откуда китайская авиакомпания «Air China» осуществляет рейсы в Урумчи и Улан-Баторский аэропорт).
- Международный аэропорт Чойбалсан (монг. Чойбалсан нисэх буудал) — международный аэропорт, бывший военный аэродром ВВС СССР.
- Международный аэропорт города Ховд — международный аэропорт, расположенный в 5 км от центра г. Ховд. Это один из трёх аэропортов страны, из которых осуществляется международное авиасообщение (другие — аэропорт Чингисхан Улан-Батора и аэропорт города Улгий, откуда казахстанская авиакомпания «SCAT» осуществляет рейсы в Усть-Каменогорск и Алма-Ату). Из аэропорта г. Ховд осуществляются рейсы в Улан-Батор. Выполняются рейсы в Урумчи (КНР).
- Аэропорт Ханбумбат — сооружён в 2012 году в сомоне Ханбогд аймака Умнеговь. Аэропорт соответствует международным стандартам, его взлётно-посадочная полоса имеет длину 3259 м, ширина составляет 45 м. Он способен принимать самолёты класса Боинг-737 и Аэробус А320. Здание терминала (выполнено по оригинальному проекту в форме монгольской юрты) способно обслужить до 240 пассажиров в час[20].
Военные аэродромы
- Все 5 советских аэродромов, располагавшиеся вдоль железной дороги от Налайха до Сайншанда (6-й в Чойбалсане) находятся в удовлетворительном состоянии, взлётно-посадочная полоса хорошо сохранилась, однако в некоторых из них часть ангаров разобрана.
Аэропорты и аэродромы Улан-Батора
Столицу город Улан-Батор в настоящее время (2011 год) обслуживают: международный аэропорт Чингисхан, находящийся в черте столицы, а также расположенные в городах Налайх, Багануур, Багахангай и Баян аэропорты Налайх, Баяндэлгэр[31], Мааньт.
- Аэропорт Налайх (монг. Налайх нисэх буудал) — аэропорт, бывший военный аэродром СССР. До распада Монгольской Народной республики там располагался 266-й Краснознаменный авиационный полк истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики, 23-я ВА, МиГ-27К,Д[32].
- Аэродром Мааньт — бывший советский военный аэродром в посёлке Баян (Мааньт), в 80 километрах от города Зуунмод и в 100 километрах от столицы страны — Улан-Батора. В настоящее время не эксплуатируется.
Авиакомпании
В Монголии зарегистрировано 5 авиакомпаний, владеющих в общей сложности 54 самолетами и вертолетами.[33][34][35]
Авиакомпании:
Авиакомпания | Год основания | Порт приписки |
---|---|---|
Aero Mongolia[36][37] | 2001 год[38][39] | Международный аэропорт Чингисхан (Улан-Батор)[40][41] |
Blue Sky Aviation[42][43] | 2000 год[44] | Международный аэропорт Чингисхан (Улан-Батор)[45] |
MIAT Mongolian Airlines[46][47][48][49][50] | 1956 год[51][52][53] | Международный аэропорт Чингисхан (Улан-Батор)[54][55][56][57][58][59] |
Изинис Эйрвэйз[60][61][62][63][64][65] | 2006 год[66][67][68][69] | Международный аэропорт Чингисхан (Улан-Батор)[70][71] |
Mongolian Airlines Group[72][73] | 1957 год[74] | Международный аэропорт Чингисхан (Улан-Батор)[75] |
Чингис Эйрвейс* | 2011 год | Международный аэропорт Чингисхан (Улан-Батор) |
- С августа 2011 года также в перевозках принимает участие Чингис Эйрвейс[76][77][78].
См. также
Ссылки
- * Chinggis Khaan International Airport
- Текущая погода для ZMUB на NOAA/NWS
- История происшествий для аэропорта ULN на Aviation Safety Network
- Управление гражданской авиацией Монголии (Civil Aviation Authority of Mongolia) Архивировано 7 октября 2012 года.
- * Civil Aviation Authority of Mongolia Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
- Mongolian Civil Aviation Authority (MCAA) Архивная копия от 30 июля 2020 на Wayback Machine
- Descriptions of 22 Domestic Airports (PDF). Mongolian Civil Aviation Authority (MCAA). Дата обращения: 19 января 2007. Архивировано 28 сентября 2007 года.
- ICAO Location Indicators by State (PDF) (недоступная ссылка). International Civil Aviation Organization (12 января 2006). Дата обращения: 20 ноября 2009. Архивировано 26 сентября 2007 года.
- UN Location Codes: Mongolia . UN/LOCODE 2007. UNECE (25 марта 2008). Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 22 ноября 2019 года. — includes IATA codes
- Great Circle Mapper: Airports in Mongolia Архивная копия от 28 февраля 2021 на Wayback Machine — IATA and ICAO codes
- World Aero Data: Airports in Mongolia Архивная копия от 23 декабря 2019 на Wayback Machine — ICAO codes
Примечания
- ↑ Республика Монголия . Дата обращения: 2 августа 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Монголия — туристическая компания Discovery (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 августа 2012. Архивировано 14 октября 2013 года.
- ↑ Монголия (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 августа 2012. Архивировано 22 марта 2012 года.
- ↑ Транспорт Монголии (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2012. Архивировано 14 октября 2013 года.
- ↑ Заброшенная военный городок, Монголия . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 13 августа 2021 года.
- ↑ Заброшенная советская военная база в Баянтале, Монголия . Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Заброшенный аэродром . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 19 октября 2017 года.
- ↑ Заброшенный аэродром, Тюменская область . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 11 октября 2017 года.
- ↑ Заброшенный аэродром 106 ТБАД в Узине . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 13 июня 2021 года.
- ↑ Заброшенный военный аэродром. (Ефремов, Тульская область, Россия)
- ↑ Японцы построят в Монголии аэропорт // АвиаПорт.Дайджест . «Монцамэ». Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Международный аэропорт Чингисхан: подробная информация . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 1 ноября 2017 года.
- ↑ Япония выделила Монголии 28,8 млрд йен на новый международный аэропорт . Дата обращения: 12 июня 2012. Архивировано 14 мая 2012 года.
- ↑ Налайх, бывший советский военный аэродром Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ Бывший советский аэродром в городе Чойбалсан. Монголия. (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 17 июля 2015 года.
- ↑ Воздушная дистанция сокращена . Дата обращения: 30 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ АВИА Порт . Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Новости . Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 11 августа 2020 года.
- ↑ Аэропорты Монголия . Дата обращения: 31 июля 2012. Архивировано 3 сентября 2011 года.
- ↑ Khanbumbat Airport becomes best construction of 2012 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // МОНЦАМЭ
- ↑ Советские военные аэродромы в Монголии (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 14 апреля 2014 года.
- ↑ Маньт . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 7 мая 2021 года.
- ↑ Монголия аэродром Налайх . Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 17 марта 2013 года.
- ↑ Налайх . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 7 мая 2021 года.
- ↑ РОССИЯ И МОНГОЛИЯ. СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ АЭРОДРОМЫ В МОНГОЛИИ . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 7 апреля 2019 года.
- ↑ Сайншанд . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 7 мая 2021 года.
- ↑ Чойбалса́н (монг. Чойбалсан) . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 17 августа 2016 года.
- ↑ Чойбалсан . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 7 мая 2021 года.
- ↑ Чойр (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
- ↑ Чойр-2 . Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 7 мая 2021 года.
- ↑ Баяндэлгэр карта (недоступная ссылка)
- ↑ Налайх. Бывший советский военный аэродром. Жилой городок летчиков Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ Посольство Российской Федерации в Монголии (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2011 года.
- ↑ Перемещение авиационным транспортом (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 17 июля 2013 года.
- ↑ Байкальская земля . Дата обращения: 22 июля 2012. Архивировано 31 июля 2012 года.
- ↑ Aero Mongolia . Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 14 июня 2012 года.
- ↑ «Ulanbator Архивная копия от 23 октября 2018 на Wayback Machine.» Aero Mongolia. Retrieved on 21 September 2011. «Head office 3rd floor, Chinggis Khaan International Airport, Ulaanbaatar» — Address in Mongolian Архивная копия от 23 октября 2018 на Wayback Machine: «Чингис хаан олон улсын нисэх буудал, Улаанбаатар 34, ш/х-105»
- ↑ [n. a. Directory: World Airlines], Flight International (27 марта 2007), С. 46.
- ↑ [1] Архивная копия от 6 января 2010 на Wayback Machine, retrieved June 2nd, 2010
- ↑ Aero Mongolia fleet details . planespotters.net. Дата обращения: 12 июня 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Aero Mongolia flights stopped . Ulan Bator Post (1 ноября 2007). Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Blue Sky Aviation Архивировано 4 апреля 2010 года.
- ↑ Официальный сайт компании. Главная страница Архивировано 29 сентября 2010 года.
- ↑ Официальный сайт компании. Перечень возможных направлений полётов Архивировано 29 сентября 2010 года.
- ↑ Официальный сайт компании. Раздел «Airplane» Архивировано 29 сентября 2010 года.
- ↑ [n. a. Directory: World Airlines], Flight International (10 апреля 2007), С. 50.
- ↑ MIAT Mongolian Airlines . Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 25 июня 2014 года.
- ↑ «Contact Us Архивировано 2 июля 2010 года..» MIAT Mongolian Airlines. Retrieved on June 27, 2010. «MIAT building, Buyant-Ukhaa 45 Ulaanbaatar 210134, Mongolia»
- ↑ Montsame News Agency. Mongolia. 2006, Foreign Service Office of Montsame News Agency, ISBN 99929-0-627-8, p. 89
- ↑ Боинг компаниас онгоц худалдан авах гэрээнд гарын үсэг зурлаа (недоступная ссылка) (21 июня 2011). Дата обращения: 21 июня 2011. Архивировано 27 сентября 2011 года.
- ↑ UB Post: MIAT Company Expands Domestic and International Flights Архивная копия от 22 февраля 2012 на Wayback Machine, accessed May 29th, 2009.
- ↑ МИАТ ХК-ийн түрээслэн авч буй Боинг 767 онгоцны танилцуулга (10 июня 2011). Дата обращения: 21 июня 2011. Архивировано 27 сентября 2011 года.
- ↑ Boeing Celebrates 8,888th Order for the 737 Family (21 июня 2011). Дата обращения: 21 июня 2011. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ MIAT Mongolian Airlines codeshare with Aeroflot (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 28 июля 2011 года.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 8 октября 2012 года.
- ↑ MIAT Mongolian Fleet | Airfleets aviation . Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
- ↑ MIAT Mongolian Fleet — Official Website Архивировано 10 ноября 2012 года.
- ↑ MIAT — Mongolian airlines Архивировано 10 ноября 2012 года.
- ↑ АЭРОБУС ОНГОЦ ХҮЛЭЭН АВЛАА (недоступная ссылка) (11 февраля 2012). Дата обращения: 13 марта 2012. Архивировано 6 октября 2014 года.
- ↑ [n. a. Directory: World Airlines], Flight International (3 апреля 2007), С. 80.
- ↑ Eznis Airways (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 10 июня 2011 года.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 27 июля 2008 года.
- ↑ http://www.eznisairways.com/_www/news.php?id=276 (недоступная ссылка)
- ↑ http://www.eznisairways.com/_www/pages.php?id=97&banner=ABOUT_EZNIS&titleid=5 (недоступная ссылка)
- ↑ Eznis Airways fleet details . planespotters.net. Дата обращения: 26 марта 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ http://www.eznisairways.com/_www/news.php?id=254 (недоступная ссылка)
- ↑ http://www.eznisairways.com/_www/news.php?id=271 (недоступная ссылка)
- ↑ Eznis Airways fleet details . planespotters.net. Дата обращения: 6 апреля 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Eznis Airways - Our Fleet . Дата обращения: 6 апреля 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Eznis Airways news (1 сентября 2009). Дата обращения: 6 апреля 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ Bombardier Inc. airBaltic Signs Letter of Intent for up to 20 Bombardier CSeries Airliners (10 июля 2012). Архивировано 20 сентября 2012 года. Airline not mentioned between customers.
- ↑ Mongolian Airlines Group . Дата обращения: 18 июля 2012. Архивировано 31 июля 2012 года.
- ↑ HQ Office . Дата обращения: 7 апреля 2012. Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ МИАТ хулгайчидтай хариуцлага тооцохгүй суухын учир юун . Article. http://www.chuhal.mn.+Дата обращения: 20 июля 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Mongolian Airlines Fleet Details and History — Planespotters.net Just Aviation Архивировано 31 января 2013 года.
- ↑ Чингис Эйрвейс Архивировано 27 апреля 2012 года.
- ↑ Визит британского принца в Монголию (недоступная ссылка)
- ↑ Б. Амарсаннаа (недоступная ссылка)