Перейти к содержанию

Аверроизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Аверроизм — термин, применяемый как к философии Ибн Рушда, так и к двум философским течениям в схоластике XIII века, первое из которых основывалось на аверроэсовской интерпретации Аристотеля. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский.

Основные идеи

Общей чертой аверроизма была опора на разум (акль, араб. عقل‎), которому противостоит животная душа (нафс, араб. نفس‎).

Основные идеи ранней философской концепции аверроизма, содержащиеся в комментариях Аверроэса к Аристотелю:

  • существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию (фальсафа, араб. فلسفة‎) и через религию;
  • мир вечен, несотворен, однако нуждается в Боге как в первопричине (сабаб) своего движения;
  • Бог существует, но лишен личностных характеристик. Ему неведомы частные проявления бытия. Он управляет миром в силу необходимости, а не по произволу.
  • душа состоит из двух частей — индивидуальной и божественной;
  • индивидуальная душа не вечна и умирает вместе с телом;
  • воскресение из мёртвых невозможно (эта идея была выдвинута Боэцием).
  • Божественной душой в человеке является разум, который лишен индивидуальных черт и общий всем людям.
  • Различие между актуальным и потенциальным разумом.
  • Идеальное («достойное», араб. фадила‎) государство Аверроэс мыслил как воплощение закона (шариат, араб. شريعة‎), однако гарантом такого закона должен выступать мудрый правитель (халиф). Идеалом для Ибн Рушда были четыре праведных халифа до Муавии, который привнес во власть тимократическое и гедонистическое начало. Для распространения добродетели идеальное государство вправе вести справедливые войны.

Латинский аверроизм

Комментарии Ибн-Рушда к работам Аристотеля стали известны в Париже примерно в 1230 году, в результате чего появился т. н. Латинский аверроизм. Его основной вдохновитель — Сигер Брабантский. Эта версия аверроизма свелась к четырем принципам:

  • Вечность мира
  • Ограниченность божественного всеведения.
  • Бренность индивидуальной души
  • Вечность и единство надындивидуального человеческого интеллекта.
  • Учение о двух истинах

В 1265 году Альберт Великий выступил против учения Аверроэса. В 1270 году аналогичный трактат De unitate intellectus contra Averroistas написал Фома Аквинский, где использовал термин «аверроисты». Латинский аверроизм был дважды осужден в 1270 и 1277 году католическим епископом Этьеном Тампье (Étienne Tempier). Тампье выделил 219 неприемлемых тезисов в работах аверроистов.

Поздняя философская концепция аверроизма заключалась в том, что философский и религиозный миры являются отдельными сущностями. После исследования 219 тезисов, осуждённых Тампье, стало очевидно, что немногие из них принадлежат Аверроэсу. В течение некоторого времени для обозначения философского движения, начатого Сигером и Боэцием, и отделения его от аверроизма применялись термины «радикальный Аристотелизм» и «гетеродоксальный аристотелизм»; сейчас большинство ученых также называет его аверроизмом.

Несмотря на осуждение в 1277 году, многие аверроистские тезисы дожили до XVI века и присутствуют в философии Джордано Бруно и Джованни Пико делла Мирандола.

Французская философия начала XXI века возобновляет дискуссию о противоречиях арабской и европейской мысли. Так, исследуя процесс отрицания средневековым западноевропейским обществом основных постулатов аверроистов, выразившемся как в их открытых гонениях, так и в сознательно или неосознанно ложных трактовках учения[1], формируется мнение об аверроизме как источнике непосредственного внутреннего развития западноевропейской философии, что делает его неотъемлемой частью современной европейской мысли[2].

См. также

Литература

  • Аполлонов А. В. «Латинский аверроизм» — миф или реальность? // «Z». Философско-культурологический журнал 3 (2000). С. 5-15.
  • Аполлонов А. В. Боэций Дакийский и латинский аверроизм XIII столетия. // Боэций Дакийский. Сочинения / Пер. А. В. Аполлонова (Bibliotheca scholastica I). М., 2001. — С. V—LIII.
  • Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. — М., 1972. — 104 с.
  • Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., «Мысль», 1973.-. 207 с.
  • Brenet, J.-B. Averroès l’inquiétant, Les Belles Lettres, 2015. 
  • Brenet, J.-B. Averroès et les averroïsmes juif et latin, Actes du colloque international (Paris, 16-18 juin 2005), Coll. Textes et Études du Moyen Âge, Brepols, 2007.- 367 p.
  • Brenet, J.-B., Libera A., Rosier I. Dante et l'Averroïsme, Collège de France-Belles Lettres, 2019. - 432 p.

Ссылки

Примечания

  1. Averroes et les averroïsmes juif et latin : actes du colloque international, Paris, 16-18 juin 2005. — Turnhout: Brepols, 2007. — 367 pages с. — ISBN 978-2-503-52742-0, 2-503-52742-6.
  2. Jean-Baptiste Brenet. Averroès l’inquiétant. — Paris: Les Belles Lettres, 2015.