Ёсида, Ёсисигэ

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ёсисигэ Ёсида / Кидзю Ёсида
яп. 吉田 喜重
Имя при рождении Ёсисигэ Ёсида
Дата рождения 16 февраля 1933(1933-02-16)
Дата смерти 8 декабря 2022(2022-12-08) (89 лет)
Гражданство  Япония
Профессия кинорежиссёр
Карьера 1960—2004
Направление Авторское кино
IMDb ID 0948950

Ёсисигэ Ёсида (яп. 吉田 喜重 Ёсида Ёсисигэ, 16 февраля 1933, Фукуи — 8 декабря 2022, Сибуя, Токио), также известен как Кидзю Ёсида (по «онному» чтению тех же иероглифов личного имени)) — японский кинорежиссёр и сценарист. Считается одним из самых художественно амбициозных, политически проницательных и влиятельных режиссёров послевоенного авторского японского кинематографа[1], наряду с Нагисой Осимой и Масахиро Синодой был одним из ярких представителей так называемой «Новой волны „Офуна“» (течения молодых кинематографистов студии «Офуна» кинокомпании «Сётику», возникшем на рубеже 1950-х — 1960-х годов).

Биография

Ранние годы

Ёсида родился в городе Фукуи в семье инженера. После окончания средней школы в 1947 году юноша поступил в специальное учебное заведение с углублённым изучением французского языка. Ещё в школьные годы он начал писать стихи и пьесы, и одно из его стихотворений получило Золотой приз на конкурсе радиовещательной компании Эн-Эйч-Кей[2].

В 1951 году Ёсида поступил на филологический факультет Токийского университета, где избрал своей специальностью французскую литературу. Уже в студенческие годы он написал роман, а также стал с группой однокашников издавать журнал «Косо» («Идеи»). О какой бы то ни было работе в кино он и не задумывался, да и кинематографом особо не интересовался, решив посвятить себя изучению французской литературы[2]. Однако в 1955 году, после смерти отца, ему пришлось задуматься, как прокормить оставшихся младших братьев, и он в поисках работы находит место на студии «Офуна», принадлежащей компании «Сётику».

Карьера в кино

Среди его сверстников и коллег, работавших в то время на студии «Офуна», были Нагиса Осима, Цутому Тамура и другие, которые, объединившись, начали издавать журнал «Ситинин» («Семеро»), где печатали собственные киносценарии. Опубликованный в одном из номеров сценарий Ёсиды «Надгробие на берегу моря» привлёк знаменитого режиссёра студии Кэйсукэ Киноситу, который возьмёт начинающего кинематографиста под свою опеку, сделав его своим ассистентом. В течение пяти лет Ёсида проработает ассистентом режиссёра у Киноситы, пока в 1960 году не дебютирует самостоятельной постановкой «Никчёмный человек». Героями его дебютной киноленты стали четверо молодых парней, находящихся на распутье, проводящих жизнь в праздности и бездуховности, что неминуемо приведёт их к преступлению. Время создания и выпуска фильма на киноэкраны совпало с выходом нескольких дебютов молодых студийных кинематографистов, что позволило заговорить о появлении "Новой волны студии «Офуна» (по аналогии с появившейся в те же годы «Новой волной» во французском кино). Кроме Ёсиды, к группе режиссёров, которых критика относила к "Новой волне «Офуна», причислялись также Нагиса Осима, Масахиро Синода, Ёдзи Ямада и др. Когда и на других студиях, или вне студийной системы, среди независимых кинематографистов появились ещё дебютанты, бросавшие вызов традиционному кинематографу, то движение это уже стали называть не "Новой волной «Офуна», а «Новой волной японского кино».

В 1962 году на студию «Офуна» пришла уже известная актриса Марико Окада, дочь рано ушедшего из жизни звезды немого кино Токихико Окады с предложением экранизации романа Синдзи Фудзибары «Горячие источники Акицу». Ёсида берётся за эту работу, а спустя два года он и Марико Окада регистрируют свои отношения[1]. С тех пор актриса стала не только супругой режиссёра, но и его музой, неизменно исполняя главные роли в его постановках.

В 1964 году, после того как руководству компании «Сётику» не понравится концовка его фильма «Прочь из Японии!» и без ведома режиссёра финальные сцены были изъяты, Ёсида покинул студию, создав в 1966 году собственную продюсерскую фирму Gendai Eigasha (Общество современного кино).

В своих фильмах режиссёр, используя стилистику авторского интеллектуального кинематографа, часто обращается к прошлому, тесно переплетая политику и секс. Наиболее яркой и обсуждаемой его работой стала кинолента «Эрос + убийство» (1969), поставленная на материале жизни известного анархиста Сакаэ Осуги, выступавшего среди прочего за свободную любовь и отрицание моногамии.

После провала в 1973 году его фильма «Военное положение», режиссёр уедет на несколько лет в Мексику для разработки нового сценария, но по экономическим соображениям проект будет закрыт. После операции на желудке супруга уговорит его покинуть кинематограф и Ёсида ещё долго не выйдет на съёмочную площадку, сделав лишь небольшое исключение в 1977 году для постановки документального фильма «Рассказ о Садахару Оо». Только в 1986 году его первый, после длительного перерыва, фильм «Договор между людьми» будет представлен во внеконкурсном показе Каннского кинофестиваля. Следующая же кинолента «Грозовой перевал» (1988) будет показана уже в конкурсе Канн, номинируясь тем самым на Золотую пальмовую ветвь. С 1990 по 1995 годы Ёсисигэ Ёсида проведёт во Франции, где будет ставить оперные спектакли (среди прочего «Мадам Баттерфляй» в Лионской опере) и снимет несколько документальных лент, в том числе одну из новелл для киноальманаха к 100-летию кино «Люмьер и компания» (1995).

Последняя его работа датирована 2004 годом (новелла, снятая в Бразилии для документального киноальманаха «Добро пожаловать в Сан-Паулу»). Ретроспективные показы его фильмов проходили в 2003 году в рамках 27-го международного кинофестиваля в Сан-Паулу (где состоялась премьера «Добро пожаловать в Сан-Паулу»), в 2008 году26 марта по 19 мая) в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в феврале 2010 года на кинофестивале в Роттердаме[3].

Фильмография

Фильмография Ёсисигэ Ёсида
Год Название по-русски Название на ромадзи Оригинальное название Название по-английски Примечание
1960-е годы
1960 «Никчёмный человек» Rokudenashi ろくでなし Good-for-Nothing + сценарист
«Высохшая кровь» Chi wa kawaiteru 血は渇いてる Blood Is Dry + сценарист
1961 «Конец сладкой ночи» Amai yoru no hate 甘い夜の果て Bitter End of a Sweet Night + сценарист
1962 «Источники Акицу» Akitsu onsen 秋津温泉 Akitsu springs + сценарист
1963 «Восемнадцать молодых людей, вызывающих бурю» Arashi o yobu juhachi-nin 嵐を呼ぶ十八人 18 Who Cause a Storm + сценарист
1964 «Прочь из Японии!» Nihon dasshutsu 日本脱出 Escape from japan + сценарист
1965 «История, написанная водой» Mizu de kakareta monogatari 水で書かれた物語 A Story Written with Water + сценарист
1966 «Дева озера» Onna no mizûmi 女のみづうみ Woman Of The Lake + сценарист
1967 «Любовная связь» Jôen 情炎 The Affair + сценарист
«Пламя и женщина» Honô to onna 炎と女 Flame and Women + сценарист
1968 «Мерцание инея» Juhyô no yoromeki 樹氷のよろめき Affair in the Snow + сценарист
«Попрощайся с летним светом» Saraba natsu no hikari さらば夏の光 Farewell to the Summer Light + сценарист
1969 «Эрос + убийство» Erosu purasu Gyakusatsu エロス+虐殺 Eros + Massacre + сценарист и продюсер
1970-е годы
1970 «Чистилище героев» Rengoku eroica 煉獄エロイカ Heroic purgatory + продюсер
1971 «Трактат: исповедь актрисы» Kokuhakuteki joyuron 告白的女優論 Confession, theory, actress + сценарист и продюсер
1973 «Военное положение» Kaigenrei 戒厳令 Coup D’Etat + продюсер
1977 «Рассказ о Садахару Оо» (документальный) Биг уан моногатари, Оо Садахару BIG-1物語 王貞治 + сценарист
1980-е годы
1986 «Договор между людьми» Ningen-no yakusoku 人間の約束 A Promise + сценарист
1988 «Грозовой перевал» Arashi ga oka 嵐が丘 Wuthering Heights + сценарист
1990-е годы
1995 «Люмьер и компания» (документальный, Франция — Дания — Испания — Швеция) Lumière et compagnie (фр.) Lumière and Company постановщик одной из новелл
2000-е годы
2002 «Женщины в зеркале» Kagami no onnatachi 鏡の女たち Women in the mirror + сценарист и монтажёр
2004 «Добро пожаловать в Сан-Паулу» (документальный, Бразилия) Bem-Vindo a São Paulo (порт.) Welcome to São Paulo постановщик одной из новелл

Примечания

  1. 1,0 1,1 kaganof.com (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.
  2. 2,0 2,1 Генс, Инна Юлиусовна. «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-Х ГГ.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 60-77).
  3. [IMDb-Biography (англ.). Дата обращения: 10 июня 2014. Архивировано 28 марта 2016 года. IMDb-Biography (англ.)]

Ссылки

Литература

  • Генс, Инна Юлиусовна. «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60—70-х гг.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 60—77) — ISBN 5-1281782 (ошибоч.)