MRAP

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
MRAP Cougar 6×6 строительных войск SeaBee ВМС США (2007)
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»
Бронеавтомобиль СПМ-3 «Медведь»

MRAP (англ. Mine Resistant Ambush Protected — устойчивый к подрыву мин и защищённый от атак из засады) — класс современной многоцелевой колёсной бронетехники с усиленной противоминной защитой, предназначенный для защиты своего экипажа, груза и десанта прежде всего от неожиданных атак из засады.

Исторический экскурс

Впервые предтечи подобных бронеавтомобилей начали использоваться вооружёнными силами ЮАР и Родезии в ходе боевых действий в Анголе и Намибии. Несколько позже боевой опыт родезийцев переняли и другие государства. В частности, программа по производству MRAP в США стартовала в 2007 году после ввода войск в Ирак и Афганистан, где американские вооружённые силы столкнулись с массовым применением минного оружия местными повстанцами. Как следствие, в короткий срок американская армия получила более 12 000 единиц бронеавтомобилей различных моделей класса MRAP[1].

Технические особенности

Как правило, машины типа MRAP применяются при перемещениях личного состава по территориям, на которых действуют различные иррегулярные формирования, для перевозки VIP-пассажиров в условиях повышенной террористической опасности, для снабжения удалённых опорных пунктов и гарнизонов и в других подобных случаях. В современных условиях, когда большинство конфликтов протекают не как столкновение двух регулярных армий, а одной из сторон выступают партизаны (повстанцы), роль машин MRAP становится всё более важной. В большинстве своём бронированные машины данного типа обладают большим дорожным просветом, вынесенными за бронекорпус элементами подвески колёс, V-образным днищем, которое способно эффективно противостоять воздействию ударной волны при подрывах на дороге мин и взрывных устройств[2]. Выбор этих конструктивных решений у машин класса MRAP повлёк за собой появление целого ряда недостатков, например — необходимость бронировать корпус по всей его высоте приводила к возрастанию массы машины и повышению её центра тяжести. Это, в свою очередь, увеличивало склонность машины к перевороту. Возросшая до 7 тонн на ось нагрузка техники класса MRAP резко снижала её проходимость, что в ненастную погоду позволяло использовать MRAP только на дорогах с твёрдым покрытием[3].

Массовое использование американскими войсками в Ираке бронемашин MRAP привело к переходу иракских инсургентов на применение против них самодельных противобортовых боеприпасов с поражающим фактором «ударное ядро». Это заставило американцев продолжить совершенствование своей бронетехники в рамках программы MRAP II, оснащая её, в частности, решётчатыми противокумулятивными экранами[3].

В российских вооружённых силах под определение машин MRAP попадают тяжёлые бронеавтомобили СПМ-3 «Медведь» на базе агрегатов от грузовиков «Урал» и машины «Тайфун-К» производства ПАО «КАМАЗ» (в дальнейшем АО «Ремдизель»)[4].

Эксперты прогнозируют расширение рынка сбыта машин подобного класса[5], их дальнейшее совершенствование[6], расширение списка фирм-производителей и государств, в которых производятся эта техника[7] (в настоящее время производство MRAP ведётся в США, Германии, Польше[8], Израиле, Украине и Казахстане).

Примечания

  1. Тимохин, 2023, Эволюция бронеавтомобилей в конце XX — начале XXI веков в иностранных армиях, с. 32, 33.
  2. Тимохин, 2023, Эволюция бронеавтомобилей в конце XX — начале XXI веков в иностранных армиях, с. 33.
  3. 3,0 3,1 Тимохин, 2023, Эволюция бронеавтомобилей в конце XX — начале XXI веков в иностранных армиях, с. 34.
  4. Тимохин, 2023, Отечественный опыт, с. 35.
  5. На рынке MRAP проходят выгодные сделки. Дата обращения: 13 июля 2011. Архивировано 6 января 2011 года.
  6. Рынок машин с броневой защитой Архивировано 9 апреля 2015 года.
  7. Анализ новых игроков или «Америка подвинься». Дата обращения: 13 июля 2011. Архивировано 2 марта 2011 года.
  8. Польский MRAP Zubr-P (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 июля 2011. Архивировано 28 июня 2011 года.

Литература

  • Суворов С. MRAP. Панацея или только одно из средств? (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2011. — Ноябрь (№ 11). — С. 24—33.
  • Тимохин, Александр. Броня крепка?.. // Обозрение армии и флота : журн. — 2023. — Т. 100, № 1. — С. 32–39. — ISSN 1818-3417.
  • Mike Guardia. US Army and Marine Corps MRAPS. — Oxford: Osprey Publishing, 2006. — P. 50. — ISBN 978-1-78096-255-9.
  • Mark Huntiller. Mrap, a Rather Old Idea (англ.) // Armada International : журнал. — 2012. — № 02. — С. 13—20.