HMS Adamant (1780)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMS Adamant
HMS Adamant
HMS Adamant (в центре) и HMS Tremendous против Preneuse, 11 декабря 1799HMS Adamant (в центре) и HMS Tremendous против Preneuse, 11 декабря 1799
Служба
Великобритания Великобритания
Класс и тип судна

корабль 4 ранга

Portland
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Великобритания Королевский флот
Изготовитель Peter Baker, Ливерпуль
Автор корабельного чертежа Уильямс[1][2]
Строительство начато 6 сентября 1777
Спущен на воду 24 января 1780
Выведен из состава флота разобран, июнь 1814
Основные характеристики
Водоизмещение 1059 63/94 тонн(прибл.)[1]
Длина по верхней палубе 146 футов 3 дюйма (44,6 м)
Ширина по мидельшпангоуту 40 фт 9 дюйм (12,4 м)
Глубина интрюма 17 фт 7½ дюйм (5,37 м)
Двигатели Паруса
Экипаж 350[3]
Вооружение
Общее число орудий 50
Орудий на гондеке 22 × 24-фунтовых пушек
Орудий на опердеке 22 × 12-фн пушки
Орудий на шканцах 4 × 6-фн пушки
Орудий на баке 2 × 6-фн пушки

HMS Adamant (1780) — 50-пушечный корабль 4 ранга Королевского флота. Первый британский корабль, носивший такое название.

Проектирование и постройка

Спущен на воду 24 января 1780 года. Строился как малый, «экономичный» линейный корабль. Несмотря на их слабость, Адмиралтейство в 1770 заказало ради экономии новую серию 50-пушечных, типа Portland.

Adamant был одним из одиннадцати кораблей, построенных до проекту 1767 года Джона Уильямса, и одним из пяти заказанных в 1775-1776 годах.[4] Заказан на частной верфи Питера Бейкера, Ливерпуль, 13 ноября 1776 года, заложен 6 сентября 1777 года.[1] Спущен 24 января 1780 года, достраивался с 13 июня по 12 августа 1780 года в Плимуте.[1][5] Начальная стоимость составляла £ 16 313.13.10 d, и выросла до £ 27 497.3.0 d, считая стоимость оснащения.[1]

Служба

На малые двухдечные корабли смотрели как на расходный материал; тем не менее служба Adamant продолжалась тридцать лет и включала три больших войны. Построенный во время Американской войны за независимость, он провел последние три года войны у берегов Америки, был в боях при мысе Генри и при Чесапике.

Годы мира прошли либо в Карибах или возле Новой Шотландии. С началом Французских революционных войн служил на Подветренных островах и у британских берегов. Во время службы в британских водах корабль был захвачен мятежом в Норе. Будучи одним из двух двухдечных кораблей, оставшихся в строю во время мятежа, он должен был поддерживать голландскую блокаду, создавая видимость, что он часть более сильного флота, что ему удалось. Adamant затем сражался при Кампердауне, после чего она перешел в Английский канал, а затем в Индийский океан через мыс Доброй Надежды. Здесь он принял участие в уничтожении французского рейдера Preneuse, в последующие годы захватил ряд приватиров. В последние годы Наполеоновских войн стал плавучей казармой и флагманом адмирала порта, пока не был разобран в июне 1814 года.

Северная Америка

Adamant вступил в строй в ноябре 1779 года, капитан Гидеон Джонстон (англ. Gideon Johnstone), вышел в Северную Америку 13 августа 1780 года.[1] Был с эскадрой вице-адмирала Мариота Арбютнота в бою у мыса Генри 16 марта 1781 года, а затем при Чесапике 5 сентября 1781 года.[1] Джонстона сменил капитан Дэвид Грейвз (англ. David Graves) в феврале 1782 года, в то время как Adamant был по-прежнему в Северной Америке, после чего вернулся в Великобританию в качестве эскорта конвоя в декабре 1782 года.[1] Был выведен в резерв и рассчитан в апреле 1783 года и переоборудован для заморской службы в период с мая по сентябрь того же года.[1] Adamant возобновил службу в июне 1783, капитан Уильям Келли (англ. William Kelly). По завершении ремонта, вышел на Подветренные острова в ноябре, где провел три года в качестве флагмана адмирала сэра Ричарда Хьюза.[1] Выведен снова в сентябре 1786 года; прошел большой ремонт, затем, будучи оборудован как флагман в Ширнесс, с августа 1787 по май 1789 года.[1] Adamant снова вошел в строй в феврале 1789 года, капитан Дэвид Нокс, после чего адмирал Хьюз снова поднял на нем свой флаг и в июне пошел в Новую Шотландию.[1] С января 1792 года — капитан Чарльз Хоуп (англ. Charles Hope), до возвращения в Англию в июне и вывода в резерв.[1]

Французские революционные войны

В июле 1792 года Adamant был приспособлен для резерва, но с начала войны с революционной Францией в апреле 1793 года был спешно возвращен в строй, сначала под командованием капитана Уильяма Бентинка (англ. William Bentinck), а где-то в 1794 году командование принял и. о. капитана Уильям Митчелл (англ. William Mitchell). С июня 1794 был под командованием капитана Генри д’Эстер Дарби (англ. Henry D'Esterre Darby)[1].В сентябре 1794 года Дарби увел Adamant обратно на Подветренные острова, в апреле 1796 года Adamant служил в эскадре Джорджа Вандепута (англ. George Vandeput).[1] Капитан Генри Варр (англ. Henry Warre) принял командование в ноябре 1796 года. 11 января 1797 года его место занял капитан Уильям Хотэм (англ. William Hotham).

Мятеж в Норе и Кампердаун

Adamant базировался в Норе, действовал в Северном море, с флотом адмирала Адама Дункана осуществлял блокаду голландского флота в Текселе. В мае 1797 вспыхнул матросский мятеж в Норе, вслед только что закончившемуся мятежу в Спитхеде. Из всех двухдечных кораблей только экипажи флагмана Дункана HMS Venerable, и Хотэма на Adamant остались верны долгу. Имея только два корабля для блокады голландцев, Дункан и Хотэм вывели свои корабли в море, держались в виду голландских берегов и в течение нескольких недель с помощью ложных сигналов и маневров демонстрировали, что остальной флот находится тут же, за горизонтом.[6] Убежденные этим спектаклем, что блокада еще в силе, голландцы остались в порту.[6] Дункана и Хотэма позже усилила русская эскадра, стоявшая в Харвиче, а затем один за другим дезертировавшие мятежные корабли.[6]

Adamant затем воевал в составе флота Дункана при Кампердауне, 11 октября 1797 года.[1] Битва закончилась решительной победой британсцев над голландским флотом адмирала де Винтера, причем Adamant избежал каких-либо потерь.[1] Adamant был затем придан эскадре сэр Ричарда Страчана для патрулирования у Гавра, после чего в октябре 1798 года он и Хотэм были отправлены с конвоем до мыса Доброй Надежды.[1] В Индийском океане Adamant и 74-пушечный HMS Tremendous, капитан Джон Осборн (англ. John Osborn), 11 декабря 1799 года столкнулись возле Порт-Луи, Иль-де-Франс, с крейсирующим французским фрегатом Preneuse, под командованием капитана л’Эрмита (фр. Jean-Marthe-Adrien l'Hermite).[7] Они погнались за ней, и заставили выброситься на берег в трех милях от Порт-Луи, под прикрытием французских береговых батарей. Хотэм подвел Adamant ближе, и пытался добраться до сидящего на мели фрегата, подпав при этом под сильный огонь батарей Preneuse.[7] После обмена залпами Adamant вынудил французский фрегат спустить флаг, а вечером три шлюпки с Adamant и Tremendous подошли с приказом уничтожить французский корабль.[7] Несмотря на предстоящий под шквальным огнём от батареи, они поднялись на фрегат, взяли в плен остатки французского экипажа, включая капитана л’Эрмита, и с ними сняли столько имущества своих пленников, сколько могли. Затем они подожгли Preneuse и вернулись на свои корабли, не потеряв одного человека.[7] Хотэм оставался у берегов Южной Африки и Индийского океана, пока не был отозван для сопровождения конвоя в Великобританию в сентябре 1801 года, куда пришел 14 декабря[8].

Наполеоновские войны

Adamant провел период с мая 1803 по август 1804 года в ремонте на верфи в Чатеме, введен в строй в июне, капитан Джордж Берлтон (англ. George Burlton). 13 апреля 1805 года Adamant и HMS Inflexible захватили 4-пушечный приватир Alert, а в октябре 1805 командование принял капитан Джон Стайлз (англ. John Stiles)[1]. Стайлз сопровождал Ост-Индский конвой в 1806 году, а 6 мая у мыса Доброй Надежды захватил испанский 26-пушечный приватир Nuestra Señora de los Dolores.[1] 17 июня 1807 года он прибавил к счету еще один приз, захватив 1-пушечный приватир Bueno Union во время службы на Ямайской станции.[1] В октябре 1807 года Стайлза сменил капитан Михей Макбон (англ. Micaiah Macbon) и на следующий год Adamant снова пошел на Ямайскую станцию. В начале 1809 года он вернулся в Великобританию, и провел период между апрелем и июлем 1809 года переоборудуясь в Чатеме для службы в качестве плавучей казармы в Лейт.[1] Снова вошел в строй в мае 1809 под командованием капитана Джона Сайкса, в августе принял участие в операциях в устье Шельды. В августе 1810 года корабль принял капитан Мэтью Бакл и остался капитаном Adamant на ближайшие три года, которые провел в качестве флагманского корабля контр-адмирала Роберта Отуэя (англ. Robert Otway), а также плавучей казармы в Лейт.[1] Так как Наполеоновские войны подошли к концу, в 1814 году корабль был переведен в резерв в Ширнесс, затем разобран там же, в июне 1814 года.[1]

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 Winfield,... p.159.
  2. По другим данным, Роберт Фэрбенкс. См.: British 4th Rates
  3. Типичная численность, см.: Colonial Warfare Vessels: Navies and the American Revolution, 1775−1783. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1997, p.55. ISBN 1-55750-623-X
  4. Winfield, 2007, p. 151.
  5. Colledge,… p. 4.
  6. 6,0 6,1 6,2 Tracy, 2006, p. 195.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 James,… vol. 2, p. 350.
  8. Tracy, 2006, p. 196.

Литература