HMS Jupiter (1778)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
HMS Jupiter
HMS Jupiter
Чертежи Portland, однотипного с HMS JupiterЧертежи Portland, однотипного с HMS Jupiter
HMS Jupiter (слева) и HMS Medea против TritonHMS Jupiter (слева) и HMS Medea против Triton
Служба
Великобритания Великобритания
Класс и тип судна

корабль 4 ранга типа

Portland
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Великобритания Королевский флот
Изготовитель John Randall, Ротерхайт
Автор корабельного чертежа Джон Уильямс
Строительство начато июль 1776
Спущен на воду 13 мая 1778
Выведен из состава флота 10 декабря 1808
Статус разбился
Основные характеристики
Водоизмещение 1061 30/94 тонны (прибл.)[1]
Длина по гондеку 146 футовдюйма (44,5 м)
Ширина по мидельшпангоуту 40 фт 10 дюйм (12,4 м)
Осадка 10 фт 7 дюйм / 16 фт 3 дюйм (3,23 / 4,95 м)
Глубина интрюма 17 фт 6 дюйм (5,33 м)
Двигатели Паруса
Экипаж 350
Вооружение
Общее число орудий 50
Орудий на гондеке 22 × 24-фунтовых пушек
Орудий на опердеке 22 × 12-фн пушки
Орудий на шканцах 4 × 6-фн пушки (плюс 2 × 24 фн карронады[2])
Орудий на баке 2 × 6-фн пушки (плюс 2 × 12 фн карронады[2])
плюс 6 × 12 фн карронад на юте[2]

HMS Jupiter (1778) — 50-пушечный корабль 4 ранга Королевского флота. Первый британский корабль, названный в честь Юпитера.

Постройка

Этот проект Джона Уильямса, одобренный 2 апреля 1766 года, как и современный ему тип Salisbury Слейда, был практически в тех же размерах, что HMS Romney, и лишь слегка увеличен по сравнению с уложением 1745 года. Не такой быстрый как Salisbury в хорошую погоду, он зато лучше шел в плохую. В 1766−1770 годах были заказаны 4 корабля. Однако в конце 1770-х тип был возрожден, и всего было построено 11 кораблей.

Jupiter был во второй группе из 5 единиц, заказанной в 1775−1776 годах. Контракт с верфью Рэнделла был заключен 26 июня 1776 года, со сроком спуска май 1778. Корабль заказан 1 июля 1776 года. Название присвоено 25 июля. Спущен на воду 13 мая 1778 года на частной верфи John Randall & Co в Ротерхайт. Достроен и обшит медью 26 июля 1778 года в Дептфорде.

Служба

Как и многие 50-пушечные корабли, прослужил много дольше, чем ожидалось при заказе. Вступил в строй в апреле 1778 года, капитан Чарльз Миддлтон (англ. Charles Middleton).[3]

Американская революционная война

1778 — август, капитан Френсис Рейнольдс (англ. Francis Reynolds); 20 октября совместно с HMS Medea (28) на широте Лиссабона был в бою против 64-пушечного французского Triton; потерял 3 человек убитыми и 7 ранеными; француз ушел.[4]

1779 — 27 марта вышел, сопровождая торговый конвой в Средиземное море;[1] 1 апреля содействовал шлюпу HMS Delight в сопровождении в Плимут корсара Jean Bart, в 20 пушек и 190 человек, взятого у Портленда.[5]

21 мая был в столкновении с французским конвоем в сопровождении отряда Ламотт-Пике́, включая линейные корабли; капитан Рейнольдс увлекся преследованием и оказался в середине конвоя, где его атаковал фрегат Blanche (32); он не только отбил атаку, но взял один транспорт, снял с него 18 человек команды и послал на него призовую партию из 5 человек; но позже вынужден был бросить приз и отходить, так как французские корабли пытались его отрезать с двух сторон; капитан Рейнольдс был ранен отколовшимися щепками.[6]

Летом с флотом Харди; сентябрь, оказывал помощь Гернси; 2 октября совместно с HMS Apollo и HMS Crescent взял французские 14-пушечные корсары Mutine (капитан шевалье де Рокфейль, фр. de Roquefeiul) и Pilote, (капитан шевалье де Клонар, фр. de Clonard); корсары сдались после того, как Mutine потерял мачту;[7] октябрь-декабрь, с эскадрой Северного моря.

1780 — с флотом адмирала Гири; октябрь, капитан Томас Пасли (англ. Thomas Pasley).

1781 — 13 марта с эскадрой коммодора Джонсона вышел в сопровождении Ост-Индского конвоя; 16 апреля был при Порто-Прайя; 21 июля был при захвате голландских ост-индцев в бухте Салданья; ноябрь, вернулся в Англию.

1782 — в английских водах; 8 марта взял французский корсар Boullogne; 18 мая ушел в Вест-Индию, доставил к новому месту службы адмирала Пигота (на смену Родни); 6 августа взял в один день французский корсар Comte de Grasse и американский приватир Schuylkill.

1783 — июль, вернулся в Англию; выведен в резерв и рассчитан.[1]

Межвоенный период

1784 — июль-ноябрь, малый ремонт в Ширнесс.

1786 — август, возвращен в строй, капитан Кристофер Паркер (англ. Christopher Parker).

1787 — 1 апреля ушел на Подветренные острова.

1789 — выведен в резерв и рассчитан.

1792 — февраль, обширный ремонт в Ширнесс по сентябрь 1794 года.[1]

Французские революционные войны

1794 — возвращен в строй в июле, капитан Ричард Фишер (англ. Richard Fisher).

1795 — капитан Уильям Лешме́р (англ. William Lechmere), флагман коммодора Пэйна (англ. John Willett Payne); входил в эскорт принцессы Каролины при её переезде в Англию.

1796 — февраль, капитан Джордж Лозак (англ. G. Losack, командовал по 1802 год); 11 апреля ушел на мыс Доброй Надежды; присоединился к эскадре Эльфинстона; 17 августа был при захвате голландской эскадры в бухте Салданья.

1797 — 10 ноября капитан Лозак отлучился на заседание военно-полевого суда; оставшийся за него коммандер Эскью Холлис (англ. Aiskew Hollis) получил приказ адмирала Прингла вести Jupiter к острову Робин, где стоял на якоре взбунтовавшийся фрегат HMS Crescent. Коммандер отбуксировал Crescent под пушки батарей в Столовой бухте, где зачинщики были взяты под арест и отданы под трибунал.[8]

1798 — ноябрь, Лозак произведен в коммодоры, поднял свой брейд-вымпел на Jupiter.

1799 — (?)и. о. капитана Уильям Грэнжер (англ. William Granger); 10-11 октября в Индийском океане был против французского фрегата Preneuse (36).[1] Jupiter вышел из бухты Алгоа 9 октября специально в поисках Preneuse, но при встрече, в сильный ветер и высокую волну, был вынужден держать нижние порты закрытыми и не мог использовать нижнюю батарею; не помогли ему и 36-фн карронады и 6-фн пушки на опер-деке; более маневренный француз показал также лучшую подготовку, сумел дважды обстрелять Jupiter продольным залпом, и к 5 часам пополудни 11-го настолько повредить ему рангоут и такелаж, чтобы уйти.[9]

1800 — 10 ноября вернулся на Мыс из шестимесячного крейсерства к о. Маврикий с сильной течью, открывшейся во время урагана, в который попал у Мадагаскара.[8]

1801 — Ост-Индия; флагман вице-адмирала Роджера Кертиса.

Наполеоновские войны

1803 — вернулся в Англию.

1804 — в резерве в Плимуте.

1805 — сентябрь-декабрь, переделан в госпитальное судно в Плимуте.

1807 — в отстое в Веймуте; январь-март, восстановлен как 50-пушечный и оснащен в Плимуте (приказом Адмиралтейства от 5 января); возвращен в строй в феврале, капитан Генри Бейкер (англ. Henry Edward Reginald Baker); 18 апреля ушел в Ост-Индию.[1]

На переходе в Индию стала подходить к концу вода; несколько недель в тропиках офицеры и матросы сидели на рационе в одну пинту воды в день. При возвращении из Китая корабль выдержал сильные шторма в районе Мыса и кроме того потерял 20 человек от цинги.[8]

1808 — 10 декабря разбился в бухте Виго.[1]

После оснащения капитан Бейкер получил приказ провести конвой в Испанию, затем содействовать эвакуации армии сэра Джона Мура. 10 декабря ночью Jupiter сел на подводный камень в бухте Виго, в которую входил, не пытаясь найти лоцмана, и не становясь предварительно на якорь.

В среду 10 января 1809 года в Хамоаз (Плимут) капитан предстал перед трибуналом по поводу потери корабля и был оправдан.[8]

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Winfield,… p.159.
  2. 2,0 2,1 2,2 Приказом от июля 1779
  3. Не путать с контроллером флота Миддлтоном.
  4. Clowes,… IV, p. 21−22.
  5. The London Gazette: no. 11967. p. 1
  6. Clowes,… IV, p. 26−27.
  7. The London Gazette: no. 12020. p. 2
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Ships of the Old Navy: JUPITER (50) [1778]
  9. Clowes,… IV, p. 525.

Литература

  • Clowes, William Laird, et al. The Royal Navy: a history from the earliest times to the present, Vol. IV. — L.: Sampson Low, Marston & Co. 1898−1899.
  • Winfield, Rif. British Warships in the Age of Sail 1714−1792: Design, Construction, Careers and Fates. — L.-St.Paul: Seaforth, 2007. — ISBN 978-1-84415-700-6.