Шёнбрунн

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Дворец Шёнбрунн
Schloss Schönbrunn
Château de Schönbrunn Vienne.jpg
Страна  Австрия
Местоположение район Хитцинг, Вена
Архитектурный стиль барокко
Архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах
Строительство 16961713 годы
Координаты: 48°11′04″ с. ш. 16°18′43″ в. д.HGЯO

Шёнбрунн (нем. Schloß Schönbrunn) — основная летняя резиденция австрийских императоров династии Габсбургов, одна из крупнейших построек австрийского барокко (архитектор — Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах). Расположен в западной части Вены, в 5 км от центра города, в районе Хитцинг. Один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей Европы[1].

В декабре 1996 года на 20-й сессии Комитета всемирного наследия Шёнбрунн был включён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В список были включены дворец и парк с его многочисленными фонтанами и статуями, глориеттой и псевдоримскими развалинами, а также Шёнбруннский зоопарк — самый старый в мире.

История дворца

Первые упоминания о сооружении на месте нынешнего дворца датируются XIV столетием. Поместье, находившееся тут, называлось Каттербург (нем. Katterburg) и было собственностью Клостернойбургского монастыря. На то время Каттенбург включал в свой состав жилой дом, водяную мельницу, конюшню и сад. В 1569 году Каттербург перешёл во владение Габсбургов.

Император Матвей, согласно легенде, во время охоты в 1612 году натолкнулся на «красивые источники» (Schöne Brunnen), что позже и дало нынешнее название дворцу.

Император Фердинанд II, и его жена, Элеонора Гонзага, любившие охоту, выбрали Шёнбрунн в качестве места для выездов двора на охоту. После смерти Фердинанда в 1637 его вдова поселилась в замке, переименовав его в Шёнбрунн.

В 1683 замок пострадал во время осады Вены турками. Император Леопольд I решил отстроить разрушенный замок, и в 1696 году Фишер фон Эрлах начал строительство, взяв за образец Версальский дворец. Большая часть работ была завершена к 1713 году, однако строительство не было доведено до конца.

Шёнбрунн при Марии Терезии

Шёнбрунн при Марии Терезии

В 1728 году император Карл VI приобрёл Шёнбрунн и позже подарил его своей дочери, Марии Терезии, будущей императрице. Правление Марии Терезии было ключевым в истории замка. Известно, что она восхищалась замком и его садами, превратив Шёнбрунн в центр политической и дворцовой жизни.

В 1742 и 1743 строительные работы возобновились, и здание было реконструировано, в результате чего дворец приобрёл свой нынешний вид. По желанию императрицы в северном крыле дворца был построен театр, который торжественно открылся в 1747. В числе певцов и актёров, выступавших в театре, были многочисленные дети императрицы. Сама Мария Терезия здесь также демонстрировала свой талант певицы.

В 1752 супруг Марии Терезии, император Франц I, основал возле дворца зверинец, являющийся на сегодняшний день самым старым зоопарком в мире (см. Шёнбруннский зоопарк). К западу от парка император прикупил участок земли, на котором были размещены теплицы, парники и оранжереи, постоянно пополнявшиеся экзотическими растениями из Вест-Индии и Капской колонии.

После смерти Марии Терезии дворец использовался только в качестве летней резиденции императоров.

XIX—XX века

Пальмовый дом

В 1805 и 1809 дворец дважды занимал Наполеон. Французский император располагался в мемориальных комнатах Франца I Стефана, в восточном крыле дворца. В этой же части дворца в 1830 родился Франц Иосиф.

В 1828 г. в оранжерейной части парка строится Пальмовый дом — необычное сооружение из кирпича с остеклением. В 1882 ему на смену пришли три павильона из стекла и металла: каждый для одной из основных температурных зон.

Восхождение на трон Франца Иосифа в 1848 ознаменовало новую замечательную эпоху в истории замка. Император выбрал Шёнбрунн в качестве своей главной резиденции и провёл в нём большую часть своей жизни.

Значительные изменения в замке были произведены во время подготовки к женитьбе императора Франца Иосифа на баварской принцессе Елизавете.

В 1945 часть замка была повреждена в результате бомбардировок. После войны британское командование выбрало дворец в качестве своего штаба.

С 1992 года Шёнбрунн (за исключением садов дворца) передан в управление компании Schloß Schönbrunn Kultur- und BetriebsGmbH.

Помещения дворца

План помещений

Резиденция Габсбургов насчитывает 1441 комнату всевозможных размеров. Из них 190 помещений, которые не принадлежат музею, сдаются в аренду частным лицам. Для посещения открыты только сорок комнат.

Главные помещения

Зеркальный зал (Spiegelsalon)

В этом зале ещё при Марии Терезии принимали присягу министры. Вольфганг Амадей Моцарт играл в нём для императрицы. В 1747 эти покои были отведены принцессе Шарлотте Лотарингской (сестре Франца I — супруга Марии Терезии).

Позднее это помещение было приспособлено для аудиенций императрицы Марии Жозефы, второй супруги Иосифа II. В XIX столетии это помещение было переоборудовано в салон-столовую. Примечательными в этом помещении являются кристальные зеркала, которые своим выгодным расположением придают комнате дополнительный объём, бронзовые часы и китайские бело-голубые вазы XIX века. Тут также расположен небольшой алтарь с изображением Святой Девы Марии.

Большой зал Ро́за (Rosa-Zimmer)

Этот зал назван так по имени художника Йозефа Роза, оформлявшего интерьер помещения. На настенных картинах изображены ландшафты Швейцарии и Северной Италии. Примечательными являются портрет Марии Терезии, богато украшенные часы на столике и бело-голубые напольные вазы из Азии.

Большая галерея

Это помещение длиной в 43 метра и высотой 10 метров использовалась для аудиенций императоров[2]. При Марии Терезии зал был перестроен и стал главным помещением дворца. С 1761 в нём проводились все важные государственные торжества и встречи. Во время Второй мировой войны зал был частично разрушен, но уже в 1947—1949 вновь восстановлен.

Малая галерея

В этом помещении организовывались небольшие обеденные приёмы, концерты и другие мероприятия. Выход из галереи ведёт к южной входной лестнице с видом на глориетту, фонтан Нептуна (Neptun-Brunnen) и цветочные грядки. Через арку эта галерея соединена с большой галереей дворца. Украшают галерею бюсты Марии Антуанетты и Марии Каролины из мрамора, а также две вырезанные из дерева и позолоченные люстры.

Комната Roesselzimmer

Комната задумывалась как помещение для игр (Roessel — нем. шахматный конь). С XIX века её стали использовать в качестве столовой. На стене висят разнообразные картины со сценами охоты.

Церемонный зал

Первоначально зал назывался Batagliensaal (зал битв). На стенах можно увидеть эпизоды великих битв и другие картины изображающие, например, свадебные церемонии императоров. Картины были нарисованы во второй половине XVIII века. На знаменитой картине «Musikfest» в её левом углу можно увидеть маленького Вольфганга Амадея Моцарта, который на самом деле был добавлен в картину только по просьбе императрицы Марии Терезии, так как в этом возрасте Моцарт ещё не жил в Вене.

Schloss Schönbrunn 20110129-IMG 5076.jpg
Franz Heinrich 002.jpg
Schloss Schönbrunn 3144457472 b344d6cda8 t.jpg
Schloss Schönbrunn Grosse Galerie 1.jpg

Другие комнаты

  1. Гвардейская комната (Gardezimmer). В этом помещении, оформленном в белых с золотым цветах, гвардейцы получали приказы монарха.
  2. Прихожая Франца Иосифа, или так называемая «Бильярдная комната» (Billardzimmer). Это помещение было предназначено для отдыха и частных аудиенций императора Франца Иосифа I. В комнате находился бильярдный стол для лиц, ожидающих аудиенцию, откуда и произошло название комнаты.
  3. Комната с отделкой из древесины грецкого ореха (Nussholz-Zimmer). В этой комнате за письменным столом сидел Франц Иосиф I. и принимал ожидавших частной аудиенции посетителей. Стены этой комнаты отделаны древесиной грецкого ореха. Позолоченная люстра в комнате тоже из дерева.
  4. Рабочий кабинет императора Франца Иосифа (Arbeitszimmer Kaiser Franz Joseph I.). В настоящее время, особый интерес для посетителей представляют, прежде всего, настенные картины в кабинете, в частности портрет императрицы Элизабет.
  5. Спальная комната Франца Иосифа (Schlafzimmer von Kaiser Franz Joseph I.). Эта комната наглядно демонстрирует образ жизни кайзера, который, будучи главой государства, предпочитал скромность и простоту. Так, например кровать императора, в которой он и скончался, выполнена из простого дерева. Ещё тут можно увидеть портрет наследника трона, принца Рудольфа и картину, изображающую кайзера Франца Иосифа I перед смертью (художник Франц фон Мач нарисовал эту картину в течение 24 часов после смерти императора), а также туалетные принадлежности кайзера.
  6. Кабинет с террасой (Terassenkabinett). Это помещение дворца было комнатой императрицы Елизаветы. Стены комнаты обиты французским шёлком.
  7. Рабочая комната с деревянной лестницей (Stiegenkabinett). По деревянной лестнице из этой комнаты можно напрямую пройти в небольшой дворцовый садик. Во время первой мировой войны лестница была разрушена. В настоящее время в этой комнате находятся лакированные шкафы в восточно-азиатском стиле, секретер с ящиками из перламутра и многочисленные картины.
  8. Туалетная комната (Toilettenzimmer). В этой комнате со стенами, обитыми деревянными панелями с розовой парчой, находятся умывальник, выполненный из древесины грецкого ореха с плитой из белого мрамора, стоячая вешалка для одежды, настольное зеркало, письменный стол, а также несколько картин и статуэтка кайзера Франца Иосифа.
  9. Спальная комната императора Франца Иосифа I и императрицы Елизаветы. Стены комнаты покрыты французским шелком. Шкафчики выполнены из палисандровой древесины и были подарены императору и его супруге венской гильдией столяров в честь дня свадьбы. Особого внимания в этой комнате заслуживают скамеечка для коленопреклонений и механические часы из древесины палисандра с отделкой из бронзы.
  10. Комната-салон императрицы Елизаветы (Salon der Kaiserin Elisabeth). Это помещение было в своё время личными покоями императрицы Марии Терезии. Позже эта комната была переоборудована в личный салон императрицы Элизабет. Интересной является в этой комнате также китайская ваза с шёлковым покрытием в форме зонтика, которая использовалась в качестве настольной лампы.
  11. Комната Марии Антуанетты (Marie Antoinette-Zimmer). Эта комната была названа в честь Марии Антонии, которая после замужества с Людовиком XVI стала именоваться Антуанетта. Помещение обито деревянными дощечками с декорациями из золота. На стенах развешены картины включая портрет Марии Антуанетты.
  12. Ванная комната императрицы Елизаветы (Badezimmer der Kaiserin Elisabeth). Ванная комната выполнена из белого мрамора и в ней даже существовал душ, а также фарфоровый умывальник.
  13. Комната для завтрака (Frühstückszimmer). Интересными в комнате являются настенные украшения, сцены из цветов в 26 рамках, выполненных в стиле рококо (которые, как предполагают, были созданы самой Марией Терезией или её дочерями), а также азиатский фарфор в настенных консолях и две зелёные вазы с декорациями из XIX века.
  14. Жёлтая комната. Кресла и в этой комнате покрыты шёлковым дамастом жёлтого цвета, стены также отделаны украшениями из золота. Замечательным в этой комнате является шкафчик, выполненный в стиле барокко, со стоящими на нём часами из белого мрамора и бронзы, покрытой золотом.
  15. Комната с балконом (Balkonzimmer). Белая обивка стен с золотыми узорами была выполнена ещё в 1845 году. В одном из углов комнаты расположен камин, который обычно зажигался с задней стороны. На стенах висят картины, изображающие детей Марии Терезии, среди которых портреты Фердинанда Карла, Леопольда II, Максимилиана Франца и Карла Иосифа.
  16. Малая комната Роза (Rosa-Zimmer). В комнате находятся шесть больших живописных полотен со сценами из сельской жизни. Особого внимания заслуживают часы в стиле рококо с позолоченными украшениями из бронзы.
  17. Маленькая комната Роза. Здесь находятся пять живописных полотен, обрамлённые в золотые рамки, с изображениями ландшафтов, созданные с 1763 по 1769 год. Одна из картин «Fluss mit Bruecke» (река с мостиком) является только копией с оригинала картины, повреждённой в годы войны. Тут же можно увидеть автопортрет художника Роза.
  18. Круглый китайский кабинет. В этом кабинете императрица Мария Терезия проводила секретные совещания. Император Франц Иосиф использовал эту комнату в качестве личного покоя. В комнате находится маленький лифт для доставки еды и маленькая лестница ведущая в покои государственного канцлера. Интересными являются изготовленные в Вене эмалевые люстры, восточные вазы и сосуды XVIII века, китайские напольные вазы и изображения на стенах, с восточными мотивами.
  19. Овальный китайский кабинет. Эта комната обставлена в китайском стиле с восточными лаковыми панелями и фарфором, которые были модными в XIX веке.
  20. Голубой китайский салон. Стены обиты древесиной грецкого ореха с голубыми краями в китайском стиле.
  21. Комната Vieux-Laque
  22. Комната Наполеона
  23. Фарфоровая комната
  24. Миллионная комната
  25. Гобеленный салон
  26. Мемориальная комната
  27. Красный салон
  28. Восточный кабинет с террасой
  29. Комната рождения императора Франца Йозефа
  30. Рабочая комната эрцгерцога Франца Карла
  31. Салон эрцгерцога Франца Карла
  32. Комната дикого кабана
  33. Проходная комната
  34. Комната машин
  35. Комната с каруселью (Karussellzimmer)
  36. Комната с фонарями (Laternenzimmer)

Туризм и дипломатия

После падения монархии парк и дворец с 1918 года были открыты публике.

4 июня 1961 года во дворце состоялась советско-американская встреча на высшем уровне между Хрущёвым и Кеннеди[1].

Парк Шёнбрунн привлекает для прогулок тысячи венцев и гостей города. Ежегодно в парк и во дворец приходят до шести миллионов посетителей. В настоящее время Дворец Шёнбрунн со всеми прилегающими территориями является одним из важнейших туристических объектов Вены и Австрии.

Панорама Шёнбруннского дворца
Панорама Шёнбруннского дворца

См. также

Глориетта перед входом в парк

Литература

  • Schloß Schönbrunn. Wien, 2014. E. Ibi. Kultur und Betriebsges m.b.H.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Schloß Schönbrunn. Wien, 2014. E. Ibi. Kultur und Betriebsges.m.b.H
  2. Шёнбрунн. Австрия // Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир / сост. А. Ю. Мудрова. — М.: Центрполиграф, 2014. — 231 с. — ISBN 978-5-227-04053-4.

Ссылки