Черепнин, Александр Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Николаевич Черепнин

Александр Николаевич Черепнин (21 января 1899, Санкт-Петербург — 30 сентября 1977, VI округ Парижа) — русский и американский композитор, пианист, теоретик музыки.

Биография

Сын композитора Николая Черепнина и певицы (меццо-сопрано) Марии Альбертовны Бенуа (1876 — ?), племянницы Александра Бенуа. Учился в Петроградской консерватории. После Октябрьского переворота 1917 года переехал с семьей в Тифлис, где продолжил обучение в Тифлисской консерватории[1]. После переезда в 1921 с семьей во Францию окончил Парижскую консерваторию.

Среди его учителей в России — композитор Виктор Михайлович Беляев (ученик А. К. Лядова и А. К. Глазунова), который подготовил Черепнина к поступлению в Санкт-Петербургскую консерваторию, Леокадия Кашперова (известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна)[2] и его профессор в Консерватории Николай Александрович Соколов (ученик Н. А. Римского-Корсакова). Наставником Черепнина в этот период был выдающийся музыковед Александр Оссовский, который был дружен с его отцом — Н. Н. Черепниным. Определенное влияние на ранние сочинения Черепнина оказал Александр Спендиаров.

Был близок к композиторам «Парижской школы» (Онеггер, Мартину и др.). Как пианист концертировал по всему миру. В 1926 году состоялись его первые гастроли в США.

В начале 1930-х годов выехал в Китай, где был директором Шанхайской консерватории (1934-1937)[1]. В Шанхае познакомился с китайской пианисткой Ли Сян Мин, которая стала его женой. Работал также в Японии (среди его учеников — японские композиторы Акира Ифукубе, Ёрицуне Мацудайра), руководил Токийским музыкальным издательством[1]. Оказал влияние на позднейшую китайскую и японскую музыку. Годы Второй мировой войны провел в Париже.

В 1948 (по другим данным в 1949[1]) переехал в США, в 1958 получил американское гражданство. В 19491964 преподавал композицию в Университете Де Поля в Чикаго. В 1967 концертировал в СССР (Москва, Ленинград, Тбилиси). Среди его учеников — Глория Коутс, Джон Дауни и др.

Семья

  • Первая жена (с 1926, чуть более десяти лет) — Луизин Уикс (Louisine A. Peters Weekes, 1886 — ?), американская общественная деятельница[3][4]; имела дочь Hathaway «Happy» Weekes Scully (1915—1984)
  • Вторая жена — китайская пианистка Ли Сян Мин (Ли Хсен Минг) (1915—1991)
    • сын Пётр Черепнин
    • сын Сергей Черепнин (род. 1941) — композитор и разработчик синтезаторов
    • сын Иван Черепнин (19431998) — композитор, автор электронной музыки

Творчество

На творчество Черепнина, активно использовавшего русский, грузинский, китайский музыкальный фольклор, оказали большое влияние Стравинский и Прокофьев. Ему принадлежат четыре оперы (среди них — «Оль-Оль», 19241925, по Л. Андрееву; «Венчание Зобеиды», 19291930, по Гофмансталю), пять балетов («Фрески Аджанты», 1923, постановка в Ковент Гардене с участием Анны Павловой, которой принадлежала идея сочинения; «Трепак», 1937; «Шота Руставели», 1945; «Женщина и её тень», 1948, по Клоделю; «Бездна», 1949, по Л. Андрееву, и др.), «Грузинская рапсодия» для виолончели и оркестра (1922), четыре симфонии (19271957), шесть фортепианных концертов (19191965)[5], множество хоровых и камерных сочинений.

Теория

В основе оригинальной гармонии Черепнина лежит неомодальная ладовая концепция, которую композитор начал обдумывать ещё в 1910-е годы. Первым практическим воплощением этой концепции её автор считает «Романтическую сонатину», op. 4 (1918). Теоретически концепция была сформулирована в зрелые годы, в статье «Основные элементы моего музыкального языка» (Basic Elements of My Musical Language, рукопись, 1962[6]).

В качестве модальной основы Черепнин выдвигает звукоряд из девяти неповторяющихся высот (с октавным удвоением — десятиступенный), то есть эннеахорд, который представляет как наложение друг на друга трёх четырёхступенных большетерцовых звукорядов, названных автором «тетрахордами» (ПТП, ТПП, ППТ; полутоны мыслятся в равномерно темперированном строе). Результирующие структурные разновидности 9-ступенных звукорядов Черепнин называет «первым ладом» (целый тон «тетрахорда» в середине; его Н. Слонимский назвал «гаммой Черепнина»[7], а Ю. Н. Холопов «Черепнин-мажором»[8]), «вторым ладом» (целый тон внизу) и «третьим ладом» (целый тон вверху). Нижний тон эннеахордов именуется «тоникой».

9-ступенный звукоряд далее трактуется как комплекс звуков, наподобие додекафонной серии, из которого в произвольном порядке берутся звуки для вертикальных и горизонтальных образований. Техника композиции такого рода называется Черепниным «интрапунктом» (англ. interpoint; лат. punctus inter punctum).

Наследие

Сочинения Черепнина исполняли Йо-Йо-Ма, Александр Рудин, Александр Ивашкин. Его произведениями дирижировали Рафаэль Кубелик, Шарль Мюнш, Фриц Райнер. Симфонический оркестр Сингапура исполнил и записал все его симфонии.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  2. Корабельникова Л. З. Александр Черепнин. Долгое странствие. — Litres, 2017-09-05. — 298 с. — ISBN 9785457393684.
  3. Дневники Луизин Уикс, 1923—1946
  4. Louisine Peters
  5. Alexander Tcherepnin. Complete Symphonies and Piano Concertos.
  6. Электронная публикация — на сайте Общества Черепниных.
  7. Slonimsky, 1968, p.19—20.
  8. Холопов, 1988, с. 216.

Литература

Ссылки