Цумэго

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Цумэго́ (яп. 詰碁), сика́цу (яп. 死活 смерть и жизнь) — название задач в игре го на «жизнь и смерть» групп, заимствованное русским языком из японского. Задача цумэго состоит из частичной позиции игры го, представляющей отдельную группу и её ближайшее окружение, и указания, каким цветом делается первый ход.

Задачи цумэго бывают на выживание и на убийство. В первом случае игроку требуется сохранить жизнь указанной группе (и тогда первый ход делается цветом этой группы), во втором — убить эту группу (и тогда первый ход делается другим цветом). В обоих случаях необходимо учесть все варианты ответа противника.

Иногда цвет первого хода не указывается, и тогда диаграмма становится сразу двумя задачами: необходимо выяснить статус группы (жизнь, ко или смерть) при первом ходе каждым цветом.

Число ходов в цумэго не указывается.

В Японии[1], Китае и Корее издаётся обширная литература и сборники задач по цумэго, колонки цумэго ведутся в многотиражных газетах. Естественно, это обусловлено высокой популярностью игры го в данных странах.

Печатаются такие задачники и в странах Европы, и в России.

Тонкости правил

  • Вся остальная доска, кроме показанной части, считается пустой.
  • Бегство группы или её соединение с любой из указанных на диаграмме внешних частей считается выживанием.
  • В задачах на выживание сэки тоже является ответом, при этом при выборе основного варианта ответа безусловная жизнь с убийством вражеских камней или бегство имеют преимущество перед построением сэки. Если же убиваемая группа сможет построить сэки в задаче на убийство, то это не решение.
  • Когда в задачах на выживание безусловной жизни нет (или нет безусловной смерти в задаче на убийство), создание ко является ответом: по умолчанию считается, что решающий имеет достаточное количество ко-угроз[2].

Примеры

Во всех примерах первыми ходят чёрные.

Решения

Первая задача — пример классического приёма разделения глазного пространства на две части. Пункты 2 и 3 тут — миаи.

Во второй задаче пункты 2 и 3 — тоже миаи: если вместо 2 белые сыграют в 3, то ответив в 2, чёрные оставят их с одним глазом.

В третьей задаче чёрные при своём первом ходе легко выживут, сыграв в A (5-1). Менее очевидно, что белые при своём первом ходе могут убить их, сыграв в B (2-1).

История

Задачи цумэго известны с древнейших времён. До наших дней дошли многочисленные китайские и японские сборники цумэго, датируемые средними веками[3].

См. также

Примечания

  1. Top 10 modern Japanese tsumego composers and their main works on tsumego  (яп.)
  2. Tsumego Conventions // Sensei’s Library: детальные подразумеваемые правила цумэго, включая различные тонкости (англ.)
  3. Classical Go Problem books

Литература

Ссылки