Цензура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дозволено цензурою. Варшава, дня 18 Мая 1902 года
Газета Wieczór Wrocławia от 20—22 марта 1981 года со снятой цензурой статьёй о профсоюзе «Солидарность» (под заголовками «Co zdarzyło się w Bydgoszczy?» («Что случилось в Быдгощи?»)

Цензу́ра (лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика») — система надзора[1] за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фотопроизведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях — частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными[2][3][4].

Цензурой называют также органы светской или духовной власти, которые осуществляют такой контроль.

Причины

Цензура — неотъемлемая функция любого государства, которое реализует систему запретов и ограничений, а также механизм пропаганды. В противовес этому в гражданском обществе действует общественное и правовое обеспечение свободы слова[5].

Исследователи отмечают существенную разницу между цензурой в демократических и тоталитарных государствах. В демократическом правовом государстве цензура призвана обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны, стабильность государства и политического строя при условии соблюдения прав и свобод человека[3].

При тоталитарном характере власти роль цензуры существенно меняется. В таком государстве цензура осуществляет контрольно-запретительные, полицейские и манипулятивные функции, во многом совпадающие с функциями репрессивных органов. Цензура в тоталитарных государствах не только ограничивает распространение нежелательных сведений, но и вторгается в творческий процесс, профессиональную сферу и частную жизнь граждан[6].

Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек объясняет причины этого явления тем, что для существования тоталитарного строя необходимо, чтобы навязанные людям внешние для них убеждения стали их собственными, и всё общество жило единой целью. Он писал:[7]

чтобы люди безоглядно поддерживали общее дело, они должны быть убеждены, что как цель, так и средства выбраны правильно. Поэтому официальная вера, к которой надо приобщить всех, будет включать интерпретацию всех фактов, имеющих отношение к плану. А любая критика или сомнения будут решительно подавляться, ибо они могут ослабить единодушие. […]
В результате не останется буквально ни одной области, где не будет осуществляться систематический контроль информации, направленный на полную унификацию взглядов.

Виды и формы

Эдвин Лонг — Вопрос пристойности (1870)

Исторически сложились такие виды цензуры по характеру регулируемой информации[8]:

  • военная
  • государственная
  • экономическая
  • коммерческая
  • политическая
  • идеологическая
  • нравственная
  • духовная.

Цензура делится также на светскую и религиозную, а по типу носителей информации — на цензуру СМИ, книг, театра и кино, публичных выступлений, постов и комментариев в социальных сетях[9], перлюстрация переписки и т. д. Существуют и другие виды цензуры. Арлен Блюм отмечает «педагогическую цензуру» в отношении информации, допущенной к публикации, но ограниченной в распространении в определённых слоях общества, как то запрет на использование в качестве школьного чтения[10].

По способам осуществления различаются цензура предварительная и цензура последующая (карательная)[8].

При предварительной цензуре необходимо получить разрешение на выпуск в свет той или иной информации. Конкретная форма осуществления такой цензуры состоит в наличии некой формальной процедуры, согласно которой автор, исполнитель или издатель должен представить тексты, звуко- и видеозаписи, эскизы и прочее в государственный орган цензуры, чтобы получить разрешение на издание, исполнение, экспозицию, трансляцию по электронным каналам и так далее.

При последующей цензуре оценивается уже опубликованная информация и принимаются ограничительные либо запретительные меры в отношении конкретного издания или произведения: изъятие его из обращения, применение санкций в отношении физических или юридических лиц, нарушивших требования цензуры.

Карательная цензура налагает санкции на нарушителей цензурных требований. В России с 1865 по 1917 годы цензура рассматривала книги и журналы по их напечатании, но до выхода в свет. За нарушение цензурных правил налагался арест на издание, а автор и издатель привлекались к суду. Карательные функции имела и советская цензура[11].

Корпоративной цензурой называют согласование речей пресс-секретарей, сотрудников и деловых партнеров корпораций под угрозой денежных потерь, потери работы или потери доступа к рынку[12][13].

Существует также самоцензура как сознательное самоограничение автора в обнародовании информации на основе неких собственных соображений (например морально-нравственных ограничений, внутреннего конформизма) либо из боязни наказания за нарушение цензурных правил[14][15][16]. Самоцензура из соображений конформизма или страха — одно из характерных проявлений деформации гражданского общества[17].

История

Индекс запрещённых книг, издание 1564 года

По мнению доктора исторических наук Т. М. Горяевой[Прим. 1], цензура возникла в тот момент, когда группа людей, обладавшая властью и имуществом, стала навязывать свою волю остальным. Само слово «цензура» произошло от лат. census, что означало в Древнем Риме периодическую оценку имущества для разделения людей на сословия. Второе значение было связано с разделением по праву пользования привилегиями гражданства. Таким образом, по мнению Горяевой, древний цензор следил за благонадёжностью политической ориентации граждан[18].

Атрибутом государственной и религиозной власти цензура стала в эпоху античности[19]. Краткая еврейская энциклопедия приводит в качестве примера уничтожение иудейским царём Иоакимом свитка пророчеств Иеремии (608—598 до н. э.)[4]. Энциклопедия Британника отмечает, что в Афинах (480—410 до н. э.) были сожжены книги философа Протагора о богах[20]. Платон предлагал ввести комплекс запретов, ограждающих людей от вредного влияния художественных произведений[21]. Он стал первым мыслителем, обосновавшим необходимость сочетания самоцензуры художника с предварительной общественной цензурой. Впоследствии цензура и репрессии за свободомыслие стали неотъемлемой частью политики Римской республики и Римской империи[22][18]. В 213 году до н. э. китайский император Цинь Шихуанди приказал сжечь все книги, кроме медицинских, сельскохозяйственных и научных, чтобы защитить империю от предполагаемой опасности поэзии, истории и философии[23].

Первые цензурные списки восходят к неприемлемым апокрифическим книгам, перечень которых был составлен в 494 году н. э. при римском епископе (папе) Геласии I. Предварительная цензура на книги впервые была введена в 1471 году папой Сикстом IV[24]. Далее последовали аналогичные решения папы Иннокентия VIII (1487) и Латеранского собора (1512)[25].

Позднее, при папе Павле IV в 1557 году выпущен «Индекс запрещённых книг» (лат. «Index liborum prohibitorum») для инквизиционных трибуналов. Этот список был отменён только в 1966 году[26]. А в 1571 году папа Пий V учредил лат. «Congrecatio Indicis», согласно которому ни один католик под страхом отлучения от церкви не мог читать или хранить книги, не входившие в указанный папой список. На кострах религиозной цензуры часто сжигали не только запрещённые книги, но и их авторов. Период церковной Реформации также отличался нетерпимостью к инакомыслию[25]. Европейское общество того времени было заражено агрессивной ксенофобией, а власти поддерживали церковную цензуру административными, судебными и силовыми мерами[22].

В дальнейшем появились критики цензуры, например, Пьер Абеляр, Эразм Роттердамский и Мишель Монтень, которые начали выражать сомнение в её пользе и целесообразности. Сторонниками жёсткой формы цензуры были Бернард Клервоский, Мартин Лютер и Томмазо Кампанелла. В эпоху Просвещения философы и политики провозглашали идеи свободы слова, печати и собраний[25]. Британский философ Томас Гоббс считал, что если церковный запрет не подтверждён государственным законом — он не более чем совет. Поэт Джон Мильтон, выступая в английском парламенте 16 июня 1643 года, впервые специально рассмотрел особенности цензуры как общественного института[22][27]. Его критический трактат «Ареопагитика» приблизил отмену предварительной цензуры в Англии, которая произошла в 1695 году[28].

Большинство мыслителей Нового времени (например, Б. Констан, Д. С. Милль, А. де Токвиль и другие) считало, что из-за изменения исторических условий общественное мнение в значительной мере стало выполнять цензурные функции. К середине XIX века предварительная цензура была отменена в большинстве стран Европы[22]. В Российской империи, напротив, начиная со второй половины XIX века (со времён правления Александра III) свобода печати значительно сократилась. Это время вошло в историю журналистики как эпоха большого количества репрессий в отношении издателей[29].

В конце XIX — начале XX века появились первые спецхраны, где складировалась литература с ограниченным доступом, а наряду с ними стали создаваться нелегальные или находящиеся за пределами страны библиотеки неподцензурной литературы[30]. Впоследствии спецхраны увеличились во много раз и к концу существования СССР в некоторых из находилось до полумиллиона экземпляров книг и периодических изданий.

В XX веке тоталитарные режимы сделали цензуру частью репрессивного аппарата, массовой манипуляции и пропаганды. Советская цензура находилась под полным контролем коммунистической партии и носила идеологический характер[31]. Нацистское министерство пропаганды держало под своим контролем все средства информации в Германии. Любое инакомыслие, противоречившее нацистским идеям или угрожавшее режиму, уничтожалось во всех опубликованных источниках[32].

В 2014 году правозащитница Агнес Каламанruen в своем выступлении в штаб-квартире ООН сказала[33]:

Крупнейшие гуманитарные катастрофы, принесшие рукотворные страдания человечеству на протяжении веков, — инквизиция, работорговля, Холокост, советский ГУЛАГ, геноцид в Камбодже или Руанде — не только включали, но и фактически требовали абсолютного контроля над выражением мнения, мыслями, порой даже совестью… Ненависть нуждается в цензуре и поддерживается ею, а цензура, в свою очередь, необходима для взращивания подстрекательства к совершению зверских преступлений.

С появлением новых средств передачи информации (в частности, электронных — радио, телевидение, Интернет) возникли новые формы цензуры. Необходимость контроля за информацией, поступающей из-за границы, привела к появлению средств «глушения» радиопередач и интернет-цензуре. СССР проводил глушение «антисоветского радиовещания» почти 60 лет, с большой интенсивностью — 40 лет[34][35]. Сложности цензурного контроля за информацией в сети интернет привели к тому, что некоторые страны (например, Китай и Северная Корея) осуществляют тотальный контроль за информацией, проходящей через стык национальных интернет-сетей с мировыми, а Иран заявлял, что планирует полностью изолировать внутреннюю сеть[36]. Как отмечает Межправительственный совет Международной программы развития коммуникации ЮНЕСКО, международное законодательство разрешает предварительную цензуру только в исключительных обстоятельствах, таких как определённая угроза главным национальным интересам государства. Однако некоторые страны, подписавшие и ратифицировавшие международные договоры, касающиеся свободы слова, продолжают, тем не менее, налагать предварительный контроль, нарушая свои собственные законы или конституцию[37].

В 1988 году британский писатель индийского происхождения Салман Рушди опубликовал книгу «Сатанинские стихи». Исламские организации сочли её богохульной и кощунственной. В 1989 году духовный лидер Ирана аятолла Хомейни приговорил писателя к смерти и призвал мусульман всего мира исполнить эту фетву[38][39]. На 2021 год смертный приговор за литературное произведение в отношении Рушди не отменён, и писатель живёт под охраной спецслужб[40].

Однако в некоторых либеральных странах существуют цензурные ограничения демонстрации насилия и тем более призывы к нему, возрастные ограничения для информации сексуального характера и др. Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года, допускается ограничивать свободу прессы по соображениям национальной безопасности или для установления общественного порядка[41][42].

Отношение к цензуре

Принципиально противоположные мнения в отношении цензуры высказывались уже с эпохи Просвещения. Противостояние по этому вопросу существовало также в немецкой классической философии. Иммануил Кант стоял на позиции свободы выражения личного мнения, а Гегель считал, что эта свобода должна регулироваться законом и полицейскими мерами[25].

Вводя различные формы цензуры, государственные органы, как правило, мотивируют это соображениями государственной безопасности, необходимостью борьбы с проявлениями экстремизма, распространением вредоносных идей, противодействием моральному разложению общества. Голоса в поддержку цензуры раздаются не только из государственных ведомств, но и от некоторых общественных и политических организаций, таких как партии, политические движения, церковь[43].

С другой стороны, по мнению критиков, цензура в действительности не решает социальные проблемы, а лишь помогает замалчивать их существование[44]. К тому же, при росте числа авторов и наличии интернета, цензура становится просто нереальной[45].

Критики отмечают также, что призывы о введении цензуры нередко характеризуют бессилие государственных и общественных организаций решить те или иные социальные проблемы. Например, критики цензуры считают, что призывы религиозных организаций о введении в России «морально-нравственной цензуры», дабы не допускать падения морального духа нации, в действительности отражают неспособность религиозных организаций как-то влиять на моральный климат в обществе[43]. С цензурой борется ряд международных организаций, например «Репортёры без границ»[46].

Обход цензурных ограничений

Методы обхода цензурных ограничений известны ещё со времен античности. Наиболее известным из них является эзопов язык — иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Для обхода цензурных ограничений информация может публиковаться и распространяться нелегально или за границей. Для преодоления фильтров в сети Интернет существуют и используются общедоступные технические решения.

Цензура в произведениях культуры

Одним из наиболее известных отражений тоталитарной цензуры в художественной литературе стал роман-антиутопия Джорджа Оруэлла «1984»[47]. В романе цензурный орган под названием «Министерство правды» занимается фальсификацией прошлого, изменяя опубликованную ранее информацию под сиюминутные идеологические требования правящей партии.

В 1822 году А. С. Пушкин написал сатирическое стихотворение «Послание цензору», направленное против цензора (с 1821 по 1826 год) Александра Степановича Бирукова[48].

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Тема диссертации «История советской политической цензуры, 1917—1991 гг.», 2002
Источник
  1. Цензура / Толковый словарь Ожегова и Шведовой. Gufo.me — коллекция словарей и энциклопедий. Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
  2. Федотов М. А. Гласность и цензура: возможность сосуществования // Советское государство и право : журнал. — Наука, 1989. — Вып. 7. — С. 80—89. — ISSN 0132-0769.
  3. 3,0 3,1 Горяева, 2009, с. 8—9.
  4. 4,0 4,1 Цензура — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. Горяева, 2009, с. 5.
  6. Горяева, 2009, с. 8—9, 138.
  7. Хайек Ф. А. фон, Дорога к рабству (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 марта 2009. Архивировано 2 марта 2009 года.
  8. 8,0 8,1 Горяева, 2009, с. 12.
  9. Роскомнадзор потребовал прекратить цензуру российских СМИ от Facebook и Google. Газета.Ru. Дата обращения: 27 ноября 2020. Архивировано 11 декабря 2020 года.
  10. Блюм А. В. Педагогическая цензура. Открытый текст (27.10.2009). Дата обращения: 12 августа 2012. Архивировано 18 апреля 2012 года.
  11. Горяева, 2009, с. 130.
  12. Timothy Jay (2000). Why We Curse: A Neuro-psycho-social Theory of Speech. John Benjamins Publishing Company. pp. 208—209. ISBN 1-55619-758-6
  13. David Goldberg, Stefaan G. Verhulst, Tony Prosser (1998). Regulating the Changing Media: A Comparative Study. Oxford University Press. p. 207.ISBN 0-19-826781-9
  14. Гельман М. Выбор интеллектуала: эмиграция или самоцензура? Архивная копия от 7 апреля 2014 на Wayback Machine
  15. Короченский А. П. Этические «табу» в журналистике: самоцензура или нравственная культура самоограничения? Архивная копия от 17 мая 2021 на Wayback Machine, 2007
  16. Федотов М. А. Боязнь свободы // Новые Известия. — ЗАО «Газета «Новые Известия»., 18 сентября 2006. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  17. Горяева, 2009, с. 134.
  18. 18,0 18,1 Горяева, 2009, с. 117.
  19. Мельничук Я. В. Рождение Римской цензуры: Исследование античной традиции в области гражданского управления Древнего Рима. — М.: РГГУ, 2010. — 381 с. — ISBN 978-5-7281-1156-6. Архивная копия от 6 ноября 2016 на Wayback Machine Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 ноября 2016. Архивировано 6 ноября 2016 года.
  20. Censorship (англ.). Britannica Online Encyclopedia. Дата обращения: 11 августа 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.
  21. Поппер К. Примечания к главе 4. Глава 6. Тоталитаристская справедливость // Открытое общество и его враги = The Open Society and Its Enemies. — Феникс, 1992. — Т. 1. — 447 с.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 Левченко И. Е. Проблема цензуры в истории зарубежной общественно-политической мысли // Социально-политический журнал. — М., 1996. — Вып. 6. — С. 179—192. Архивировано 4 февраля 2013 года.
  23. Encyclopedia of Censorship Архивная копия от 24 мая 2018 на Wayback Machine — Страница 463
  24. Яхнина Ю. С. Вехи мировой цензуры: к 450-летию со дня издания первого свода папского «Индекса запрещённых книг». Челябинская областная универсальная научная библиотека. Дата обращения: 11 августа 2012. Архивировано 12 мая 2015 года.
  25. 25,0 25,1 25,2 25,3 Горяева, 2009, с. 118.
  26. «Литературная энциклопедия терминов и понятий». М., 2001
  27. John Milton. Modern History Sourcebook: John Milton (1608-1674): Areopagitica, 1643 (англ.). Essays, civil and moral, and The new Atlantis, by Francis Bacon; Areopagitica and Tractate on education, by John Milton; Religio medici, by Sir Thomas Browne, with introductions, New York P.F. Collier [c1909] The Harvard classics v. 4.. Дата обращения: 15 августа 2012. Архивировано 4 февраля 2013 года.
  28. Антонова Т.В. ДУХ МИЛЬТОНА В РОССИИ // ОТКРЫТАЯ ПОЛИТИКА. — 1996. — Вып. 11/12. — С. 76—81. Архивировано 4 февраля 2013 года.
  29. Жирков, 2001, Борьба за свободу печати: 1905-1907 гг..
  30. Сидорова М. В. Библиотеки нелегальных изданий при учреждениях политического сыска // Леонов В. П., Савельева Е. А. Книга в России : сборник научных трудов. — Библиотека Российской академии наук, 2004. — Т. 21, вып. 21. Архивировано 4 февраля 2013 года.
  31. Латынина А. Н. «Пережиток Средневековья» или элемент культуры? // «Новый мир» : журнал. — М., 2008. — № 10. Архивировано 14 июня 2011 года.
  32. Nazi Propaganda and Censorship (англ.). the United States Holocaust Memorial Museum. Мемориальный музей Холокоста (США). Дата обращения: 11 августа 2012. Архивировано 16 августа 2012 года.
  33. Пропаганда и свобода массовой информации. Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  34. Римантас Плейкис. Радиоцензура. Дата обращения: 29 марта 2009. Архивировано 11 марта 2012 года.
  35. Плейкис Римантас. Радиоцензура // «КАРТА» : Российский независимый исторический и правозащитый журнал. — 2005. — № 43—44. — С. 117—136. Архивировано 15 марта 2022 года.
  36. Иран планирует полностью отказаться от интернета к 2013 году, создает внутреннюю сеть. Газета.Ru (10.08.2012). Дата обращения: 12 августа 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  37. Показатели развития средств информации: система оценки развития средств информации. Международная программа развития коммуникации. ЮНЕСКО (2008). Дата обращения: 30 августа 2014. Архивировано 15 октября 2013 года.
  38. Приговор для всех // Огонёк : журнал. — 1998. — 28 июня (№ 25 (4560)). — С. 3. Архивировано 9 ноября 2016 года.
  39. Рушди. Приговорённый / Газета «Коммерсантъ», № 73 от 24.04.1998. — С.13.
  40. Салман Рушди меж двух цивилизаций. Дата обращения: 8 декабря 2021. Архивировано 8 декабря 2021 года.
  41. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. europeancourt.ru. Дата обращения: 15 декабря 2020. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  42. Цензура. Прогрессивный европейский опыт // Junge Welt. — Берлин, 3 января 2011. Архивировано 13 октября 2014 года.
  43. 43,0 43,1 Алексеев Игнатий. Цензурный инфантилизм. Призывы ввести цензуру — попытка Церкви переложить свою работу на «власть» или признак отчаяния и паники?. Портал-Credo.Ru (16.03.2007). Дата обращения: 15 декабря 2020. Архивировано 12 мая 2021 года.
  44. IFJ решительно осуждает «наезд» режима Михаила Саакашвили на свободные СМИ. NRegion. www.nregion.com (09.11.2007). Дата обращения: 1 января 2019. Архивировано 1 июня 2019 года.
  45. Ольга Демидова. Дмитрий Полознев: «При Сталине девки были моложе». Журнал «Библиотечное дело». СПб.: Агентство Информ-Планета. Дата обращения: 1 января 2019. Архивировано 2 января 2019 года.
  46. Вачедин Дмитрий. «Репортеры без границ» обвиняют Китай в фатальных ошибках. DW (21.04.2020). Дата обращения: 15 декабря 2020. Архивировано 19 апреля 2021 года.
  47. George Anastaplo. Сensorship: Modern practices (англ.). Britannica.com. Дата обращения: 15 июля 2015. Архивировано 15 июля 2015 года.
  48. Послание цензору Архивная копия от 27 января 2021 на Wayback Machine / А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: ГИХЛ, 1959—1962. — Том 1. Стихотворения 1814—1822. — С. 195—198. (РВБ. Электронная публикация).

Литература

Ссылки