Фуллер, Лои

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лои Фуллер
Loïe Fuller
Loie Fuller portrait.jpg
Имя при рождении англ. Marie Louise Fuller
Дата рождения 22 января 1862(1862-01-22)
Место рождения Фуллерсберг, Иллинойс
Дата смерти 2 января 1928(1928-01-02) (65 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство  США
Профессия актриса, танцовщица

Лои Фуллер (Loïe Fuller; наст. имя — Marie Louise Fuller; 22 января 1862 года, Фуллерсберг, Иллинойс — 2 января 1928 года, Париж) — американская актриса и танцовщица, ставшая основательницей танца модерн.

Биография

В начале карьеры выступала как драматическая актриса в ролях травести. В 1878—1886 годах работала в Чикаго. Позднее выступала с хореографическими импровизациями на классическую музыку (Глюка, Бетховена, Шопена и других композиторов), использовала световые и воздушные эффекты.

В 1892 году переехала в Париж, где выступала в варьете «Фоли-Бержер» . Гастролировала в различных городах Европы и США. В 1900 году выступала на Всемирной Парижской выставке, в «Гранд-Опера» и др. Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Её костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам, удлинённым стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые поставлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздём программы парижского варьете Фоли-Бержер. Восторженные отзывы о номере оставил Анатоль Франс, считая этот танец возрождением античных традиций. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку[1].

Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан («Танец серпантин», «Танец огня» и др.), выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития Фуллер-Дункан-Нижинский, — «танцовщиков, раскрепостивших движение».

Написала книгу «Пятнадцать лет моей жизни».

Погребена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

В 2016 году был снят художественный фильм «Танцовщица», который не является достоверной биографией Лои Фуллер (у неё не было покровителей, а уж тем более мужского пола, с Дункан её не связывали интимные отношения, на момент переезда в Париж ее родители были живы), но позволяет ближе познакомиться с этой выдающейся женщиной.

В популярной культуре

  • Французская актриса, автор и исполнительница песен Барбара рассказывает о Лои Фуллер в своей песне «Fragson».
  • В фильме Клода Пиното «Награда доктора Шутца» (Les palmes de M. Schutz, 1997), Лои Фуллер в исполнении Сюзанны Эндрюс танцует «танец науки» во время обеда Пьера и Марии Кюри.
  • Песня «Rimes féminines» французской певицы Жульет Нуреддин посвящена Лои Фуллер.
  • Фильм «Танцовщица» французской сценаристки и режиссера Стефани де Джусто был представлен на Каннском кинофестивале в разделе «Особый взгляд»[2]. Роль с Лои Фуллер исполнила французская актриса Соко. Фильм очень вольно трактует реальную историю Лои Фуллер — любовные отношения между танцовщицей и хореографом Габриель Блох заменены на роман с вымышленным мужским персонажем, Луи д'Орсе (в исполнении Гаспара Ульеля). Это режиссерское решение спровоцировало резкие критические отзывы[3][4].
  • Американская певица Тейлор Свифт отдала дань уважения Лои Фуллер во время концертного турне, посвященного выходу студийного альбома «Reputation». Во время исполнения песни Dress, танцовщицы кордебалета были одеты в платья с длинными крыльями, подобные тем, которые носила Лои Фуллер.
  • Лои Фуллер на сцене (1902)

    Лои Фуллер на сцене
    (1902)

  • Лои Фулер в Фоли-Бержер Тулуз-Лотрек (1892)

    Лои Фулер в Фоли-Бержер
    Тулуз-Лотрек
    (1892)

  • Танцовщица Лои Фуллер Коломан Мозер (1910)

    Танцовщица Лои Фуллер
    Коломан Мозер
    (1910)

Примечания

  1. В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. — Л.- М., 1971—1972.
  2. 2016 Cannes Film Festival Announces Lineup (англ.). IndieWire. Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 11 июня 2016 года.
  3. Clemence Bodoc. L’héritage de Loïe Fuller, la « Fée des Lumières », pionnière de la danse contemporaine (фр.) (27 septembre 2016). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 3 июля 2019 года.
  4. Maëlle Le Corre. «La Danseuse», troublant mais problématique (фр.). Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 3 июля 2019 года.

Литература

  • Loi Fuller. Quinze ans de ma vie, P., 1908;
  • Marx R., Loie Fuller, P., 1904;
  • Morinni G. de, Loie Fuller, the fairy of light, N. Y., 1942. П. Л.
  • Сарабьянов Д. В. «Стиль модерн»

Ссылки