Управление особого строительства НКВД

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Управление особого строительства НКВД, Особстро́й (УОС НКВД СССР) — подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР.

В ведении Особстроя находились:

Создание

Управление организовано 28 августа 1940 года[2] приказом Наркома внутренних дел СССР № 001060. Начальником Особстроя был старший майор госбезопасности Александр Павлович Лепилов. УОС НКВД СССР дислоцировалось на станции Безымянка (в 18 км от исторического центра Куйбышева).

Объекты законсервированного Куйбышевского гидроузла в соответствии с постановлением правительства в 1940 году были переданы Особстрою от Управления Строительства Куйбышевского гидроузла. В приказе наркома НКВД Берия предписывалось:

«Произвести передачу Управлению Особого Строительства НКВД СССР нижеперечисленных предприятий, хозяйств и материально-имущественных ценностей. Передаче Управлению Особого Строительства подлежат: 1. Безымянская ТЭЦ с линиями электропередач. 2. Куйбышевская ТЭЦ с линиями электропередач. 3. Центральный механический завод. 4. Киркомбинат. 5. Куйбышевский ДОК. 6. Строительство жилых домов в г. Куйбышеве. 7. Красноглинская железная дорога (с подъездными путями). 8. Жигулёвская контора нерудных материалов. 9. Жигулёвский ДОК. 10. Жигулёвская лесобиржа. 11. Зубчаниновский участок. 12. Новосемейкинский участок. 13. Торгпит. 14. Совхозы и сельхозы. Все предприятия передаются с имуществом, ценностями, аппаратом, рабсилой, активами и пассивами».

По состоянию на июль 1940 года в ведении Особстроя находились:[3]

  • Жигулёвский район (2 участка) — 6000 человек;
  • Куйбышевский участок (Куйбышевская ТЭЦ) — 2000 чел.;
  • Мехзаводской участок — 2000 чел.;
  • Безымянский участок (Безымянская ТЭЦ) — 3000 чел.;
  • Зубчаниновский участок — 900 чел.;
  • Киркомбинатский участок — 1500 чел.;
  • Инвалидный городок — 700 чел.

С августа 1940 года численность заключённых в лагерях Особстроя быстро увеличивалась, подробнее см. в статье Безымянлаг.

Структура и деятельность

Основной задачей Особстроя было строительство авиационных и моторостроительного заводов вблизи города Куйбышева, а также других промышленных и жилых объектов в городе и его окрестностях. В качестве рабочей силы использовались заключённые Безымянского исправительного-трудового лагеря (Безымянлага), военнопленные, а также некоторое количество вольнонаёмных работников (инженерных специальностей).

Территории, подведомственные Особстрою в Куйбышеве, обозначались как районы[4]. По состоянию на апрель 1941 года в составе Особстроя имелись следующие районы[5]:

  • 1-й район (6 участков) — строительство авиационных заводов № 122[6] и 295[7] (4 км от ж.д. станции Безымянка, восточная часть нынешнего Юнгородка);
  • 2-й район (2 участка) — строительство авиамоторного завода (1 км от ж.д. станции Безымянка, западная часть нынешнего Юнгородка);
  • 3-й район (2 участка) — строительство аэродрома для авиазаводов и шоссейных дорог в Зубчаниновке (4400 чел., 8 км от ж.д. станции Безымянка, 1 и 4 км от ж.д. платформы Зубчаниновка);
  • 4-й район (1 участок) — строительство жилого городка (4 км от ж.д. станции Безымянка, район нынешней площади Кирова).

На территории 1-го района лагерные посёлки (состоящие из бараков, в основном деревянных, иногда засыпных или шлакоблочных) располагались в непосредственной близости от стройплощадок авиазаводов, в полосе вдоль гужевой дороги (ныне улица Псковская), на площадке близ железнодорожной платформы «139-й километр» (сейчас платформа «Мирная»), территории на месте будущего стадиона «Маяк», в полосе вдоль строящейся грунтовой автострады (Кировское шоссе, ныне проспект Кирова).

Помимо районов, имелся ряд отдельных участков:

  • Безымянская ТЭЦ — строительные работы;
  • Куйбышевская ТЭЦ — строительные работы и деревообделочный комбинат;
  • Мехзаводской участок (при нём штрафной участок в Орловом овраге) — строительные работы, металлоконструкции, песчаный карьер (3 км от механического завода);
  • Киркомбинат — производство кирпича;
  • Контора подсобных предприятий (3 участка, бывший Жигулёвский район) — выгрузка леса, деревообделочный комбинат, каменные карьеры (Коптев овраг на левом берегу Волги в 28 км от г. Куйбышева, Ширяево — на правом берегу Волги в 15 км от Коптева оврага);
  • Зубчаниновский участок — швейные мастерские, склады общего и технического снабжения (5 км от ж.д. станции Безымянка);
  • Красноглинский участок — деревообделочный комбинат, Центральный лазарет (Коптев овраг);
  • Елшанка — песчаный карьер (ж.д. разъезд Елшанка Чкаловской железной дороги, 198 км от Безымянки);
  • Сакмара — песчаный карьер (ж.д. разъезд Сакмара Чкаловской железной дороги, 316 км от Безымянки);
  • Кряж — овощной совхоз (5 км от ж.д. станции Кряж);
  • Хорошенький — мясо-молочный совхоз (60 км от г. Куйбышева).

Уже в феврале 1941 года существовал 3-й район УОС в районе платформы Зубчаниновка, задачей которого было строительство аэродрома для авиазаводов, а также автодорог. К апрелю 1941 года численность заключённых 3-го района выросла с 2372 до 4400 человек, имелось уже 2 лагучастка (в 1 и 4 км от платформы Зубчаниновка).

Строительство жилых домов Безымянки вёл 4-й район УОС (лагподразделения которого дислоцировались недалеко от нынешней площади Кирова) в 1941 году и первой половине 1942 года, численностью около 5700 чел.

К декабрю 1941 года строительство первой очереди авиационных заводов было закончено. В начале 1942 года все лагерные участки, обслуживающие строительство (карьеры по добыче песка и камня, лесопильные заводы) были объединены в лагерь № 14 Конторы подсобных предприятий.

По состоянию на 1 апреля 1942 года списочная численность заключённых составляла 50506 человек со следующей дислокацией:[8]:

  • 1-й район (два лагучастка) — строительство двух авиазаводов (8294 чел.);
  • 2-й район (один лагучасток) — строительство авиамоторного завода (10124 чел.);
  • 4-й район (один лагучасток) — строительство жилого городка на Безымянке (5704 чел.);
  • 5-й район (один лагучасток) — строительство Безымянской ТЭЦ (3542 чел.);
  • 6-й участок (посёлок Зубчаниновка) — базы общего и технического снабжения (2204 чел.);
  • 7-й участок (Куйбышевский деревообделочный комбинат) — производство столярных изделий (789 чел.);
  • 8-й участок (Новосемейкино) — строительство объекта № 15 — подземного радиоцентра (4069 чел.);
  • 9-й участок — кирпичные заводы (1007 чел.);
  • 10-й участок (совхоз «Кряж») — производство овощей (1165 чел.);
  • 11-й участок (Елшанский карьер) — добыча нерудных материалов (250 чел.);
  • 12-й участок (совхоз «Хорошенькое») — зерновой и животноводческий (200 чел.);
  • 13-й участок (Отдельный Красноглинский оздоровительный профилактический пункт) — центральный лазарет (3291 чел.);
  • 14-й участок (восемь лагучастков) — Контора подсобных предприятий на станции Красная Глинка, обеспечивающая рабочей силой карьеры и лесопильные заводы (9867 чел.).

К апрелю 1942 года 3-го район УОС был преобразован в 6-й участок (Зубчаниновка) — 2204 чел, а к сентябрю 1942 г. — в 4-й лагучасток (Зубчаниновка) — 2676 чел., его задачами были: строительство жилых домов, обеспечение рабочей силой базы общего и технического снабжения, производственного комбината, железной дороги, автотракторных баз.

Летом 1942 основной задачей УОС стало строительство дорог, соединяющих район Безымянки с Куйбышевым и расширение жилгородка. Количество заключённых уменьшилось за счёт досрочно освобождённых и отправленных на фронт на 18 тысяч человек. Первый и второй районы, а также цех металлоконструкций объединили в трест «Промстрой», на который возлагалась достройка авиазаводов и вспомогательных производств. Из других районов были созданы тресты «Жилстрой», «Монтажстрой» и «Доркоммунстрой»[9]. К осени 1942 года 4-й район УОС был реорганизован во 2-й лагучасток («Жилстрой») с численностью 7418 чел., а в феврале 1943 года «Жилстрой» преобразован в строительный участок № 1 с подчинением ему 4-х прорабств, осуществлявших жилищное и культурно-бытовое производство.[10]

В 1943 году, в связи с сокращением объёмов капиталовложений, число подразделений сократилось, часть хозяйственных объектов вышло из ведения УОС. Расположенные на Безымянской площадке объекты промышленного и жилищного строительства были переданы 11-му строительному тресту и сняты с баланса Управления особого строительства. Теплоэлектроцентрали были переданы Куйбышевэнерго, водопровод, канализация, очистные сооружения и трамвайные линии, обслуживавшие Жилпосёлок, — Куйбышевскому горкомхозу. В составе УОС в декабре 1943 года был ликвидирован Жигулёвский район. В декабре 1944 года для выполнения строительно-монтажных работ на месторождениях нефти был создан Самаро-Лукский район, который имел 7 строительно-монтажных участков (Губинский, Печерский, Ставропольский, Зо́льненский, Отважненский, дорожный и электромонтажный).

К концу 2 квартала 1945 года главнейшие объекты нефтеперерабатывающего завода № 443 были закончены и сданы в эксплуатацию. Помимо заключённых Безымянлага (около 10 тыс. чел.), на строительстве завода были заняты мобилизованные татары из Крыма (около 1500 чел.), а также вольнонаемные строители, значительная часть которых в прошлом была узниками Безымянлага, после освобождения они были закреплены за Особстроем в качестве трудмобилизованных.[11] В марте 1946 года все незавершённые строительством объекты были переданы в ведение Главнефтегазстроя[4].

В целях перевода Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей, 20 мая 1942 года в структуре Особстроя было создано управление строительством газопровода Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев, а 15 сентября 1943 года был введён в эксплуатацию основной 160-километровый участок между Куйбышевом и Похвистневом. К концу декабря к газопроводу подключен участок Бугуруслан — Похвистнево, общая длина газопровода достигла 180 километров (на тот период это был самый крупный газопровод в СССР). Шло строительство ещё одного участка газопровода до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий. 31 декабря 1943 года вступил в строй участок газовой магистрали от Безымянки до Мехзавода длиной 5,6 км[9].

В апреле—августе 1943 года в подчинении Особстроя находилось Управление строительства Широковской ГЭС на реке Косьва и Вилухинской ГЭС на реке Усьва.

С 1944 года на объектах Особстроя работали военнопленные[12], которых предоставляло Главное управление военнопленных и интернированных НКВД СССР[13][14][15][16].

С сентября 1943 года по июль 1945 года энергетические предприятия Куйбышева получили по новому газопроводу 260 миллиардов кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тысячам тонн каменного угля и позволило высвободить от перевозки угля 20 тысяч вагонов, которые были направлены для перевозки оборонных грузов. Во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС и Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли на сжигание сырой нефти, которая к тому времени стала сюда поступать по трубопроводу с нефтепромыслов Самарской Луки, где основной рабочей силой также были заключённые лагерей УОС[9].

8 декабря 1945 года приказом Наркома внутренних дел СССР № 001479 Особстрой был передан в состав Главного управления аэродромного строительства (ГУАС НКВД).

Объекты

Управлением особого строительства были построены

в Куйбышеве и окрестностях
в Пермском крае

Примечания

  1. БАКАЛЬСКИЙ ИТЛ. Дата обращения: 27 февраля 2013. Архивировано 3 марта 2016 года.
  2. История МВД (недоступная ссылка)
  3. ГУСО ЦГАСО. Ф. Р. 2064. Оп. 2. Д. 11. Л. 1, 5.
  4. 4,0 4,1 Санникова Н. А. Управление особого строительства НКВД СССР Куйбышевской области (1940-1946 гг.). Исторические источники (недоступная ссылка). СамГУ, Центр аналитической истории и исторической информатики (2009). Дата обращения: 17 февраля 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  5. ГУСО ЦГАСО. Ф. Р. 2064. Оп. 2. Д. 11. Л. 20, 21.
  6. 6,0 6,1 На территории, первоначально предназначенной для завода № 122, в октябре 1941 года разместился эвакуированный из Москвы самолётостроительный завод № 1 (впоследствии ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»).
  7. 7,0 7,1 На территории, первоначально предназначенной для завода № 295, осенью 1941 года разместился эвакуированный из Воронежа завод № 18 (впоследствии — Куйбышевский авиационный завод, а ныне — АО «Авиакор».
  8. ГУСО ЦГАСО. Ф. Р. 2064. Оп. 1. Д. 198. Л. 115—117.
  9. 9,0 9,1 9,2 Страницы истории: Управление особого строительства и Безымянлаг (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2015 года.
  10. Захарченко А. В., Репинецкий А. И. Строго секретно. Особстрой-Безымянлаг. 1940—1946 гг. М.: ООО «Научно-технический центр», 2008. — 552 с. ISBN 978-5-98229-166-0
  11. Страницы истории: Управление особого строительства и Безымянлаг. Дата обращения: 24 апреля 2014. Архивировано 19 января 2017 года.
  12. Этот день в истории края. Силами военнопленных. Архивная копия от 12 августа 2011 на Wayback Machine Самара today, 29 июля 2011
  13. А. В. Захарченко. Проблемы социально-бытового обеспечения и трудового использования узников Безымянлага. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.9, № 2, 2007 — Самара, 2007 Стр. 412—421.
  14. А. В. Захарченко. «Особый контингент»: из истории организации и деятельности стройотряда крымских татар и лагерей военнопленных на объектах Управления особого строительства НКВД СССР (1944—1946 гг.) Архивная копия от 15 декабря 2013 на Wayback Machine // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Самара, 2006 — Стр. 801—814.
  15. «Архивные документы свидетельствуют, что с 1943 по 1949 год в губернии побывало 20700 военнопленных. Из первой партии 2900 человек к маю 1945 года в живых осталось только 1380.» — пишет портал «Самара сегодня» Архивная копия от 18 февраля 2013 на Wayback Machine
  16. Немецкие пленные на Южном проезде Самары (Толевый-3) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Губернский портал «Самара.ру», 20 Марта 2012
  17. Сегодня это ОАО «Салют». (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 20 июля 2012 года.
  18. «Объект № 15 Управления особого строительства НКВД». Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 16 мая 2013 года.
  19. 19,0 19,1 Заключённые на стройках коммунизма. Гулаг и объекты энергетики в СССР: Собрание документов и фотографий Архивная копия от 5 января 2012 на Wayback Machine — М.: РОССПЭН, 2008.
  20. Лев Перескоков. Широковская ГЭС № 7. Гидропроект НКВД СССР. — Екатеринбург: TATLIN, 2016. — 64 с. — ISBN 978-5-00-075076-6.

Ссылки