Туркменбашинский международный морской порт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Туркменбашинский международный морской порт
Местонахождение  Туркмения
Туркменбаши
Общая площадь 156 га
Дополнительные сведения
Наличие собственного флота есть
Ближайшая ж/д станция Туркменбашинский вокзал
Ближайший аэропорт Международный аэропорт Туркменбаши
Сайт turkmenbashiseaport.tm

Туркменбашинский международный морской порт (туркм. Türkmenbaşy halkara deňiz porty) — морской порт, расположенный в восточной части Каспийского моря. Является крупнейшим морским портом в Туркменистане. Находится на территории города Туркменбаши Балканского велаята.

История

Порт был основан в октябре 1896 года на восточном берегу Каспийского моря. В целях объединения и упорядочения перевозки грузов и пассажиров 1 января 1903 года было образовано Управление торгового морского порта. Грузопоток с годами все возрастал, поэтому возникла идея строительства паромной переправы. С 1959 года на территории порта было начато строительство паромной переправы. Регулярные рейсы по линии Красноводск-Баку паромная переправа начала принимать в 1962 году. Паромные перевозки позволили значительно ускорить доставку грузов.

В 2000—2003 годах была произведена масштабная реконструкция порта. Были реконструированы старые и построены новые причалы для судов, а также склады и ряд других объектов, приобретена современная техника. Это дало возможность предоставлять услуги порта на более высоком уровнe.

В 2011 году было объявлено что порт Туркменбаши будет полностью реконструирован. Проект предусматривает реконструкцию терминалов, разборку старых и строительство новых причалов[1][2].

Туркменбашинский международный морской порт

В 2013 году порт построил пассажирский катамаран «Чарлак», это был первый судостроительный проект подобного уровня в истории порта[3].

15 августа 2013 года было начато строительство нового порта, стоимостью 2$ млрд, объект возводит турецкая компания GAP İnşaat[4]. В церемонии закладки приняли участие Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган[5][6]. Окончание строительства запланировано на 2016 год. Проект предусматривает строительство паромного, пассажирского и грузовых терминалов на территории 1 млн 200 тыс. квадратных метров.[7]. Так же планируется возвести судостроительный завод[8].

В 2014 году был открыт морской пассажирский вокзал[9].

В 2018 году был открыт новый морской порт[10]

Важность

Туркменбашинский международный морской порт

Туркменбашинский порт имеет важное геополитическое значение в Евразии. Находясь на торговом пути Европа-Кавказ-Азия (TRACECA), он способен принимать суда в течение всего года, круглосуточно проводить погрузочно-разгрузочные работы. Порт является «морскими воротами», связывающими Центральную Азию и Европу морскими, автодорожными и железнодорожными путями и выполняет функции крупнейшего транзитного узла региона.

Пассажирские линии по состоянию на 2015 год связали Туркменбаши с посёлком Алят Карадагского района Баку (Азербайджан) и портом Оля (Россия)[11] , на внутренних линиях с Хазаром и островом Гызылсув[12] (судно «Чарлак»)[13].

Пассажирский терминал

Пассажирский и транспортный терминал расположен на площади в 230, 000 м². Терминал рассчитан на обслуживание 300 тысяч пассажиров и 75 тысяч транспортных средств в год. На стоянку длиною в 256 метров, одновременно могут причалить два судна. В терминале предусмотрены парковки с одной стороны для вагонов, а с другой стороны для автомобилей.

Здание терминала рассчитано на 800 пассажиров. В нём размещены кассы, небольшие кафе, магазин дьюти-фри, кабинки паспортного контроля и таможенного оформления.

В составе терминала сооружена гостиница «Beýik Ýüpek ýoly» на 50 мест.[14]

Примечания

  1. Порт Туркменбаши будет полностью реконструирован. Дата обращения: 22 сентября 2012. Архивировано 3 декабря 2013 года.
  2. Определены приоритетные направления развития транспорта и транзита в регионе (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 сентября 2012. Архивировано 19 октября 2017 года.
  3. В Туркменбашинском морском порту завершается строительство первого пассажирского катамарана. Дата обращения: 18 января 2013. Архивировано 22 января 2013 года.
  4. Туркмения начала строить на Каспии новый порт за $2 млрд. Дата обращения: 21 августа 2013. Архивировано 14 июля 2014 года.
  5. Выступление Президента Туркменистана на церемонии закладки Международного морского порта (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2013. Архивировано 21 октября 2013 года.
  6. Морские горизонты туркмено-турецкого стратегического партнерства (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2013. Архивировано 21 октября 2013 года.
  7. Каспийский порт Туркменбаши станет важным транспортным узлом в новом геоэкономическом пространстве, — президент Туркмении. Дата обращения: 21 августа 2013. Архивировано 24 октября 2013 года.
  8. Неприятность для Газпрома. Дата обращения: 21 августа 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  9. В городе Туркменбаши открыт новый морской вокзал (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 декабря 2014. Архивировано 7 декабря 2014 года.
  10. Самый большой на Каспии: в Туркменистане открыли международный морской порт — РТ на русском
  11. Первый рейс «Туркменбаши — порт Оля» (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 января 2015. Архивировано 4 января 2015 года.
  12. Туркменистан: золотой век (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано 4 марта 2014 года.
  13. Расписание суда «Чарлак» (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 декабря 2014. Архивировано 14 декабря 2014 года.
  14. Международный порт Туркменбаши предлагает услуги грузопассажирских перевозок | Экономика. Дата обращения: 24 августа 2020. Архивировано 18 сентября 2020 года.

Ссылки