Тупейный художник

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тупейный художник
Жанр рассказ
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания 1883
Дата первой публикации 1883

«Тупе́йный худо́жник» — рассказ Н. С. Лескова, написанный в 1883 году.

Сюжет

Бронзовые скульптуры парикмахера Аркадия и его возлюбленной актрисы, у памятника Н. С. Лескову в Орле

События рассказа происходят в крепостном театре орловского графа Каменского, известного своей жестокостью[1]. Историю тупейного художника (парикмахера) Аркадия[2] рассказывает бывшая актриса орловского крепостного театра, а сейчас нянька младшего брата рассказчика Любовь Онисимовна.

Актриса и парикмахер были влюблены друг в друга, но «свидания с глазу на глаз были совершенно невозможны и даже немыслимы»: романы актрисам не позволялись. Аркадий решает увезти возлюбленную, узнав, что граф оказывает ей особые знаки расположения и хочет сделать своей любовницей, однако в доме священника их настигает погоня. Любу после неудачной попытки суицида отправляют на скотный двор, сочтя сумасшедшей, а Аркадия — в солдаты. После нескольких лет службы Аркадий, получив «офицерский чин и благородное звание», возвращается в Орёл, чтобы выкупить Любу у графа, но ночью его грабит и убивает постоялый дворник.

История публикации

В 1883 году рассказ был опубликован во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома» (издатель Николай Александров) с пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота „поминовения усопших“»[3]. Впоследствии рассказ печатался без этой подписи либо с фразой «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.»

После публикации в «Художественном журнале» рассказ не издавался Лесковым ни отдельно, ни в сборниках до 1890 года, когда вышло первое прижизненное Собрание сочинений писателя. В 6-й том Собрания сочинений «Тупейный художник» вошёл с некоторыми изменениями, усиливающими его обличительный характер. Например, в этом варианте появились слова: «Начальство и думать не смело вступаться» (за пытаемых), «Простые люди всё ведь страдатели» и т. п. Кроме того, усилен мотив жадности и вымогательства предателя-попа. В 1922 году «Тупейный художник» выходит отдельной книжкой в петроградском издательстве «Аквилон» в оформлении Мстислава Добужинского. При этом из рассказа были убраны посвящение и эпиграф. Затем в течение 7 лет «Тупейный художник» выходит 5 раз отдельным изданием, с различными сокращениями (исключалась полностью первая глава)[4].

Постановки в театре

Экранизации

Литература

  • Аннинский Л. А. Воскрешение «Тупейного художника» // Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1986.
  • Аннинский Л. А. Что же такое у нас «художник»? //Аннинский Л. А. Три еретика. Повести о А. Ф. Писемском, П. И. Мельникове, Н. С. Лескове. М., 1988.
  • Троицкий В. Ю. Н. С. Лесков и его рассказ «Тупейный художник» // Лесков Н. С. Тупейный художник. М., 1983.

Примечания

  1. Трагедия, также произошедшая в театре С. М. Каменского, легла в основу повести А. И. Герцена «Сорока-воровка» 1846 года
  2. От франц. toupet — тупей, хохол надо лбом; то есть историю парикмахера
  3. Троицкий В. Ю. Н. С. Лесков и его рассказ «Тупейный художник» // Лесков Н. С. Тупейный художник. М., 1983
  4. Подробно об истории публикации: Аннинский Л. А. Несломленный. Глава 6. Что же такое у нас «художник»?

Ссылки