Труд

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Труд» — картина Форда Мэдокса Брауна (середина XIX века)

Изгоняя Адама из рая, Бог сказал ему: «В поте лица твоего ты будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19)

Труд — деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и (или) общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.[1][2]

Как экономическая категория, труд представляет собой один из факторов производства.

В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальная основа общественной жизни. Кроме того, в процессе труда возникают производственные отношения, характер которых также может оказывать существенное влияние на сам труд.

Главным критерием уровня развития труда является не столько результат труда, сколько применяемые орудия труда, в которых отражены и уровень материального производства, и уровень общественного разделения труда.

Труд бывает добровольным, вынужденным и принудительным (примерами могут служить самозанятость, работа по найму, рабство).

Роль труда в эволюции человека

Труд человека своей сознательной целенаправленностью и активным использованием орудий труда отличается от инстинктивного поведения животных. Хотя помимо человека есть и другие животные, которые используют окружающие предметы для достижения положительного результата, но они не изготавливают с помощью одних орудий труда другие орудия. Обезьяны используют палки и камни, но никогда целенаправленно не изготавливают даже самого простого каменного молотка. Совершенствования орудий труда, их совместное производство и использование существенно повлияло на развитие человека как вида и системы общественных отношений. Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали труд в качестве главного «творца» человеческой истории, они выдвинули «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества.

Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил в процессе эволюции человека существование сложного диалектического движения от биологических изменений к социальным и обратно. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей жизни. Он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации на местности, искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения кисти руки с отстоящим большим пальцем, что позволило удобнее и точнее использовать самые разнообразные предметы. Рука стала органом для труда и одновременно продуктом труда.

Даже самые примитивные орудия труда формируют способы трудовой деятельности. Обучение владению орудиями труда и процессу их изготовления становится важнейшим средством социализации, приводит к развитию собственно мышления, появлению зачатков культуры.

Поскольку труд неизбежно был коллективным, у людей возникла потребность в обмене информацией. Примитивное, но постоянное общение постепенно привело к изменению структуры гортани обезьяны, позволив существенно расширить возможности коммуникации. Речь стала средством организации и контроля происходящего в процессе коллективной деятельности.

Труд как экономическая категория

При рабстве как сам раб, так и средства труда являются собственностью рабовладельца, что автоматически делает хозяина собственником всего произведённого продукта, но требует от него нести затраты по содержанию рабов, скота, инвентаря.

Крестьянин и ремесленник работают на себя самого, самостоятельно регулируют длительность и интенсивность труда. При феодализме крестьяне за право пользования землёй работали на феодала (барщина), либо в виде оброка платили деньгами или отдавали часть произведённого продукта.

При капитализме господствующей становится работа по найму (чаще всего по трудовому договору). По мнению Маркса и его сторонников, все формы доходов на капитал и многие налоги формируются из прибавочной стоимости, которая создаётся только трудом работников и присваивается капиталистами. Однако немарксистские экономисты считают, что стоимость создаётся при равном участии всех факторов производства, а не только наёмными рабочими. Так, Альфред Маршалл писал: «капитал вообще и труд вообще взаимодействуют в производстве национального дивиденда и получают из него свои доходы соответственно в меру своей (предельной) производительности. Их взаимная зависимость самая тесная; капитал без труда мёртв; рабочий без помощи своего собственного или чьего-либо другого капитала проживёт недолго. Когда труд энергичен, капитал пожинает богатые плоды и быстро возрастает; благодаря капиталу и знаниям рядовой рабочий западного мира питается, одевается и даже обеспечен жильём во многих отношениях лучше, чем принцы в прежние времена. Сотрудничество между капиталом и трудом столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиком и ткачом; небольшой приоритет на стороне прядильщика, но это не даёт ему никакого преимущества. Процветание каждого из них теснейшим образом связано с силой и энергией другого, хотя каждый из них может выгадать себе временно, а то и постоянно, за счёт другого, несколько бо́льшую долю национального дивиденда».[3]

Карл Маркс большое значение уделял тому, как разные общественные условия влияют на труд. Он считал, что капитализм порождает отчуждение рабочих от результатов своего труда. В главе «Отчуждённый труд» своих «Экономико-философских рукописей 1844 года» писал:

В чём же заключается отчуждение труда?

Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчуждённость труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, то есть в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.[4]

В «Марксовой концепции человека  (англ.)» Эрих Фромм подчёркивал, что отчуждение труда в современном производстве куда сильнее, чем во времена ремесленничества и мануфактуры, где человек использует свои орудия труда[5]. В традиционных обществах, отмечал Маркс, работа нередко была изнурительной, но люди могли сами организовывать свою работу, для выполнения которой требовалось множество знаний и навыков. Наёмные же рабочие в промышленности практически никак не влияют на характер выполняемых заданий, внося лишь небольшую часть в процесс изготовления целого продукта, и совсем не могут повлиять на то, кому и как он, в конце концов, продаётся. Работа, таким образом, становится чем-то чуждым, заданием, которое рабочий должен выполнить, чтобы получить вознаграждение, но которое, по сути своей, его совершенно не привлекает.[6]

Эта проблема частично решается благодаря автоматизации производства, что уменьшает область применения физического труда. При этом в постиндустриальном обществе возрастает роль умственного, творческого труда. Вместе с тем, сам Маркс видел решение проблемы отчуждения труда в преодолении частной собственности на средства производства, которую он считал одновременно и результатом отчуждения труда, и его основой.

Отдельной позиции в 1920 году придерживался Л. Д. Троцкий, который 9 апреля 1920 года в речи «Профсоюзы и милитаризация труда» на III Всероссийском съезде профессиональных союзов говорил следующее:

Мы знаем, что каждый труд является общественно-вынужденным трудом. Человек вынужден работать, чтобы не умереть. Работать он не хочет, но общественная организация заставляет, вынуждает, подстёгивает его в этом смысле…. Вся история человечества есть история воспитания его для труда, для повышения производительности труда, и это вовсе не такая простая задача, ибо человек ленив, и он имеет право быть ленивым, то есть стремиться приобрести при помощи минимальных затрат своих сил как можно больше продуктов. Стало быть, всё развитие измеряется степенью производительности труда, и новая форма труда должна выдержать экзамен прежде всего на этом оселке…. Разница между новым строем, строем социалистическим и строем буржуазным заключается в том, что у нас труд совершается в интересах общества…. Мы говорим прямо и открыто, что интересы рабочего класса требуют высшего напряжения сил со стороны каждого рабочего.[7]

Ряд авторов считают, что репродуктивный труд в семье столь же общественно-необходим, как и производительный труд на производстве, но при этом не оплачивается, что способствует занижению стоимости рабочей силы.

Объём труда, нормативно необходимый для выпуска продукции или совершения некоторой работы (трудоёмкость) обычно выражают в человеко-часах или более крупных аналогичных показателях[8]. Их часто применяют в системах планирования (например, метод «затраты-выпуск», линейное программирование, сетевой график).

Умственный труд

Антонио Грамши писал в «Тюремных тетрадях», что «нет такой человеческой деятельности, из которой можно было бы полностью исключить долю умственного труда, нельзя отделить homo faber от homo sapiens».[9]

М. К. Мамардашвили отмечал, что в начале развития капитализма интеллигенция возникла и существовала как численно ограниченная категория лиц, обладавших досугом и достатком и осуществлявших фактическую монополию на умственный труд. Но затем «духовное производство» превратилось в сферу массового труда. С проникновением индустриальных форм в производство идей и представлений (средства массовой коммуникации), в художественное производство (промышленная эстетика, дизайн и т. п.), в научное экспериментирование, в экспериментально-техническую базу науки и т. д. распалась ремесленно-личностная спаянность «духовного производителя» с орудиями и средствами его умственного труда, приобретшими теперь внеиндивидуальное, обобществлённое существование и приводимыми в действие лишь коллективно.[10]

См. также

Примечания

  1. Соколова Г. Н. Труд.. Дата обращения: 10 февраля 2012. Архивировано 5 июня 2013 года. // Социология: Энциклопедия. / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с. ISBN 985-428-619-3
  2. Глава 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости. // Маркс К. Капитал. Т. 1.

    Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

  3. Книга шестая. Распределение национального дохода Архивная копия от 15 октября 2020 на Wayback Machine // Маршалл А. Принципы экономической науки  (англ.): в 3 т./ пер. с англ.; авт. вступ. ст.: Дж. М. Кейнс. — М.: Прогресс, Фирма "Универс", 1993. ISBN 5-01-004201-0 (Экономическая мысль Запада: ЭМЗ).
  4. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года Архивная копия от 24 июля 2014 на Wayback Machine // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т. 42. — С. 41-174
  5. Фромм Э. Марксова концепция человека // Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — С. 375—414.
  6. Гидденс Э. Социология. / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. 2-е изд., полностью перераб. и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с. ISBN 5-354-01093-4
  7. Троцкий Л. Д. Профсоюзы и милитаризация труда. (Речь на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 9 апреля 1920 г.). Дата обращения: 25 октября 2017. Архивировано 29 ноября 2017 года. // Троцкий Л. Сочинения. Т. 15. На пути к социализму. Хозяйственное строительство Советской республики. — М.-Л., 1927.
  8. Трудоёмкость // Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр.. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 478 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М". БСИ). — ISBN 5-86225-758-6.
  9. Антонио Грамши. Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции. Архивная копия от 18 августа 2011 на Wayback Machine
  10. Мамардашвили М. К. Интеллигенция в современном обществе // Городское управление. — 2006. — № 1. — C. 13—24. (копия)

Литература