Теоним

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Теоним (от др.-греч. θεός — «Бог» + ὄνυμα — «имя; название») — вид мифонима, означающий имя собственное божества. Теонимика, как один из разделов ономастики, занимается изучением возникновения, развития и существования теонимов[1].

Характеристика

Теонимы играют в мифологической и религиозной картине мира очень важную роль. По мнению исследователей, они возникли в истории человечества при появлении языка и этот процесс можно отнести уже к такому представителю рода людей, как неандерталец. По предположению учёных, у них уже мог иметься «язык из согласных с малым количеством гласных, что встречается и в человеческих языках». В связи с тем, что у неандертальцев могла существовать примитивная звуковая речь и культовые практики, видимо, к их времени следует отнести и появление теонимов. Филологи Алексей Скляренко и Ольга Скляренко по этому поводу писали: «…можно предположить, что истоки наименований объектов религиозного культа восходят ещё к неандертальской эпо­хе. Как бы ни был примитивен язык неандертальцев, но если он существовал, как утверждают учёные, и бытовали определённые религиозные верования, то, видимо, в этом языке был какой‑то лексический сектор, связанный с культовым почитанием. Иными словами, с той поры как существует человеческий язык (эпоха неандертальцев) в нём присутствует какая‑то совокупность сакральных лингвистических единиц, в том числе и проприальных»[2].

Один с во́ронами Хугином и Мунином

Немецкий филолог Герман Узенер посвятил теонимии специальную работу «Имена богов» (Götternamen), где подчёркивал большое значение, которое имеет процесс возникновения и функционирования собственных имён богов. По его мнению, это происходит не в случайном, производном порядке: «Звуковой комплекс — это не наугад выбранная монета, служащая знаком определённой ценности. Духовное возбуждение, вызванное столкновением с объектами внешнего мира, является одновременно как средством, так и поводом номинации»[3]. Французский мифолог и компаративист Жорж Дюмезиль призывал не относиться к этимологии имени божества буквально, как к истине, в полной мере отражающей его содержание и значение, а рассматривать его поведение в действии. Так, он указывал, что германо-скандинавский бог Один имеет обширные функции и развитую мифологическую традицию, но в его теониме отражён только один аспект — ярость, неистовство (*óðr)[4]. Вместе с тем, Дюмезиль в своих трудах неоднократно приводил гипотезы о происхождении имён богов, хотя и настаивал, что «Даже очевидная этимология теонима редко представляет собой удобную точку отсчёта. Любой сколько‑нибудь значительный бог ускользает от рабской привязанности к своему имени»[5]. Русский философ Алексей Лосев в этом отношении подчёркивал, что этимология именования божества представляет собой крайне спорный источник для выяснения содержания мифа[6]. Однако другие исследователи менее категоричны в этом вопросе и отмечают, что этимология мифонимов играет важную роль в понимании и толковании богов[7]. Так, немецкий философ Фридрих Шеллинг указывал, что происхождение теонимов представляет собой важный объект изучения, так как адекватное толкование способно наиболее определённым образом указать на первоначальное значение того или иного божества[8].

Примечания

Литература

  • Дюмезиль, Жорж. Верховные боги индоевропейцев. — М.: Наука, 1986. — 234 с. — (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
  • Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская. — М.: Наука, 1978.
  • Скляренко А. М., Скляренко О. М. Типологическая ономастика. Книга 5. Ономастические этюды. Мифология сквозь призму ономастики. — Одесса: Астропринт, 2008. — 560 с. — (Бібліотека української ономастики). — ISBN 978-966-927-319-2.

Ссылки