Телеф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Телеф

Телеф, Телефос (др.-греч. Τήλεφος — «светящий далеко») — в греческой мифологии[1] сын Геракла и Авги[2]. Имя сближается с анатолийским богом Телипину[3]хаттов Талипину[4]).

Рождение

Из боязни перед своим отцом Авга прячет своего сына в святилище девственной богини Афины, которая за это наказывает страну чумой. Телефа выкидывают на дороге в Аргос, на склоне горы Парфения; здесь его кормит рогатая лань, посвящённая Артемиде[5],

Мать Телефа хотели утопить, но она спасается в Мизии (по одной из версий, мать и сын вместе бросаются в море и приплывают в Мизию), где выходит замуж за царя Тевфранта.

Царская власть

Геракл со своим сыном Телефосом

По другому сказанию, Телеф подрастает у пастухов Корифа, в поисках родителей отправляется в Дельфы, узнает от дельфийского оракула, где находится его мать, отправляется к ней и по указанию бога приходит в Мизию, и там его усыновляет Тевфрант, и Телеф становится его преемником. Согласно Эсхилу, пришел из Тегеи в Азию, притворяясь немым[6].

В некоторых вариантах Тевфрант пытается выдать за Телефа Авгу (которая стала для него не женой, а приемной дочерью), но инцеста (или убийства Телефа не желающей брака Авгой) удается избежать благодаря божественному вмешательству.[7]

После смерти Тевфранта унаследовал от него царскую власть[8]. Женился на его дочери Аргиопе[9], а позже на сестре Приама Астиохе (либо женат на Лаодике, дочери Приама[10]). Был влюблен в прорицательницу Кассандру, но та презирала его и даже заставила соблазнить её сестру — Лаодику. Отец сына Еврипила[11] и дочери Ромы, приветствовавшей Энея на месте будущего Рима и ставшая женой его сына Юла Аскания[12].

В «Одиссее» Телеф также упоминается как азиатский царь (в «Илиаде» он не упоминается).

По трагедии, вместе с Парфенопеем победил Идаса, посягавшего на царство Тевфранта[7]. Участвовал в играх в Трое над кенотафом Париса, в состязаниях в беге[13]. Убил своих дядьев, сыновей Алея[14].

Троянская война

Когда началась Троянская война, эллины отправились к Трое, сбились с пути и высадились в царстве Телефа. Телеф напал на эллинов, грабивших Мизийскую равнину[15]. Убивает Ферсандра, но ранен Ахиллом[16]. Битву с Ахиллом на равнине Каика упоминают многие авторы[17].

Согласно Пиндару, он из-за гнева Диониса зацепился за виноградную лозу[18], и был ранен Ахиллом копьем Хирона, но позже исцелен им и указал грекам морской путь против Трои[19]. По трагедии, раненый Телеф пришел в Микены и выхватил из колыбели Ореста, угрожая убить его, но ахейцы согласились его исцелить в соответствии со сказанным Аполлоном[10]. Во искупление раны Телефа Агамемнон принес жертву в Дельфах[20].

В культе, литературе и искусстве

Телеф считался национальным героем и родоначальником мизийских жителей, города Пергама и его царей Атталидов. Жители Пергама позднее называли себя аркадянами, перешедшими вместе с Телефом в Азию[21]. Миф о Телефе встречается также в Италии, особенно в регионе Кампанья.

Миф о приключениях Телефа часто использовался древними поэтами: (Эсхилом, Софоклом, Еврипидом и др.) и являлся благодатной темой для художников. Скульптурная группа: лань кормит Телефа молоком — стояла на Геликоне[22]. Ликийцы в храме Аполлона в Патарах показывали медную чашу работы Гефеста — дар Телефа[23].

Телеф — действующее лицо трагедий Эсхила «Мисийцы» (фр.143-144 Радт) и «Телеф» (фр.238-239 Радт), трагедий Софокла «Алеады» (фр.77-89 Радт) и «Мисийцы» (фр.409-412 Радт), сатировской драмы «Телеф» (не дошло ни одной строки), трагедии Еврипида «Телеф»[24] и «Мисийцы», трагедий Агафона «Телеф» и «Мисийцы», Иофонта «Телеф», Никомаха и неизвестного автора «Мисийцы», Мосхиона, Клеофонта, неизвестного автора, Энния и Акция «Телеф», комедии Динолоха «Телеф»[25]. У Эсхила говорит, что дорога в Аид проста[26].

Ему посвящена опера Андре Кампра «Телеф[en]» (1713).

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.498-499
  2. Гесиод. Перечень женщин, фр.165 М.-У.
  3. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.293сл.
  4. Иванов 1977. С.264
  5. Павсаний. Описание Эллады VIII 54, 6; Элиан. Пёстрые рассказы XII 42
  6. Аристотель. Поэтика 24
  7. 7,0 7,1 Гигин. Мифы 100
  8. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 9, 1
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 33, 12
  10. 10,0 10,1 Гигин. Мифы 101
  11. Гомер. Одиссея XI 519
  12. Плутарх R., II
  13. Гигин. Мифы 273
  14. Примечания В. Н. Ярхо в кн. Софокл. Драмы. М., 1990. С.426
  15. Гесиод. Перечень женщин, фр.165 М.-У.; Павсаний. Описание Эллады I 4, 6
  16. Стасин. Киприи, синопсис
  17. Пиндар. Олимпийские песни IX 72; Павсаний. Описание Эллады VIII 45, 6
  18. Пиндар. Истмийские песни VIII 50; Ликофрон. Александра 214 и комм., 1250; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 17; Схолии к Гомеру. Илиада I 59 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.124
  19. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 17.20
  20. Ликофрон. Александра 210 и комм.
  21. Павсаний. Описание Эллады I 4, 6
  22. Павсаний. Описание Эллады IX 31, 2
  23. Павсаний. Описание Эллады IX 41, 1
  24. Аристофан. Ахарняне 430—432; Лягушки 855; Аристотель. Риторика III 2
  25. Афиней. Пир мудрецов III 76, 111с
  26. Платон. Федон 108а