Сонорика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Соно́рика, соно́рная те́хника (нем. Sonorismus, англ. sonorism; от лат. sonorus — звонкий, звучный) — техника современной музыкальной композиции, оперирующая темброзвучностями как таковыми, сообразно их специфическим имманентным закономерностям[1].

Краткая характеристика

Пример сонора из произведения Эрнста Кшенека

Авторы сонорной композиции трактуют группу из множества звуков как единый колористический и/или экспрессивный комплекс — соно́р (термин Ю. Н. Холопова[2]). В соноре, в отличие от аккорда, слух человека не дифференцирует отдельные элементы звуковысотной структуры[3]. Типичный пример сонора — кластер.

Яркие примеры сонорной гармонии: «Атмосферы» Д. Лигети (1961), «Плач по жертвам Хиросимы» («Трен», 1960), обе пьесы «De natura sonoris» (1966, 1971) К. Пендерецкого, вторая часть Второй симфонии В. Лютославского (1967), вторая часть Концерта для фагота и низких струнных С. А. Губайдулиной (1975), I ч. Третьей симфонии А. Я. Эшпая (1964). Проявления сонорики как активизации темброкрасочного начала отмечались в музыке А. Шёнберга, А. Берга, Б. Бартока, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и у других композиторов.

К сонорике иногда также причисляют «статистическую» композицию К. Штокхаузена, «стохастическую» музыку Я. Ксенакиса, «технику звукокрасочных полей» (нем. Klangfarbenfeldtechnik) Э. Салменхаара, «кластерную технику» Г. Коуэлла.

Разработкой теории сонорики в России специально занимался ученик Холопова А. Л. Маклыгин (автор диссертации «Сонорика в музыке советских композиторов», защищённой в 1986 году)[4]. Отчасти на формирование теории сонорики повлияли идеи польского музыковеда Ю. Хоминьского (который в 1961 году ввёл термин «сонористика»), С. А. Губайдулиной (три «дерева» эволюции музыки), пианиста и теоретика музыки П. Н. Мещанинова (так называемая «эволюционная элементарная теория музыки»[5]).

Сонорика и сонористика

Российские музыковеды используют термин «сонорика» наряду с термином «сонористика», пытаясь придать им разный смысл. А. Л. Маклыгин (1990) определял сонорику как «музыку звучностей, в которой при ярком ощущении краски звучания различается лишь меньшая часть образующих его тонов», сонористику — как «музыку темброзвучностей (без определённой высоты и эффекта тоновости[6]), которые воспринимаются как целостные, не делимые на тоновые части красочные блоки»[7]. В реальных сонорных композициях эммелические (высотно определённые, «делимые на части») и экмелические (высотно неопределённые, «не делимые на части») созвучия зачастую используются в пределах одной пьесы (например, внутри одного её формального раздела); в подобных случаях различение «сонорики» и «сонористики» (в указанном понимании) не имеет практического смысла.

Польские музыковеды, настаивая на различии «соноризма» (польск. sonoryzm) и «сонористики» (польск. sonorystyka), дают противоречивые и порой обескураживающие определения обеих техник. Так, изобретатель термина «сонористика» Хоминьский в 1961 году называл сонористикой «новую область знания, предметом которой является звуковая техника в музыке [XX века]»[8], а в 1990 году он же определял сонористику как технику современной композиции, «аналогичную гармонии, контрапункту и оркестровке»[9], «сущность которой — в концентрации на звуковых свойствах музыкального материала и включении немузыкальных звуков»[10]. Сонорику же польский автор Збигнев Гранат (2008) определял как «стиль польской музыки 1960-х годов, для которого характеры контрасты инструментовки, фактуры, тембра, артикуляции, динамики, движения и экспрессии, трактуемые как первичные формообразующие элементы»[11], из чего следует, что описанные (выше) примеры из венгерской и русской музыки XX века сонорикой не являются.

Примечания

  1. Дефиниция по кн.: Теория современной композиции. Под ред. В. С. Ценовой. М.: Музыка, 2007, с.383.
  2. Холопов Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность, № 8. М., 1974, с. 268.
  3. Сонор // Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, 1990, с. 514.
  4. См. Школа Холопова Архивная копия от 19 июля 2011 на Wayback Machine.
  5. Лыжов Г. И., Двоскина Е. М. Мещанинов Пётр Николаевич // Большая российская энциклопедия. Т. 20. М., 2012, с. 203.
  6. Что такое «эффект тоновости», автор статьи не разъясняет.
  7. Маклыгин А. Л. Сонорика // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с. 514.
  8. Chomiński J. Technika sonorystyczna jako przedmiot systematycznego szkolenia // Muzyka VI/3 (1961), pp. 3–10.
  9. Chomiński J., Wilkowska-Chomińska K. Historia Muzyki. Cz. 2. Kraków, 1990.
  10. [compositional technique] «that focused on the penetration of the sonic properties of the musical material and the inclusion of non-musical sounds». Цит. по: Granat, 2008.
  11. «Sonorism <...> as the term is essentially limited to the style within Polish music of the 1960s that explored contrasts of instrumentation, texture, timbre, articulation, dynamics, movement, and expression as primary form-building elements». Цит. по: Granat, 2008.

Литература

  • Chomiński J. M. Z zagadnień techniki kompozytorskiej XX wieku // Muzyka I/3 (1956), pp. 23–48.
  • Chomiński J. M. Technika sonorystyczna jako przedmiot systematycznego szkolenia // Muzyka VI/3 (1961), pp. 3–10.
  • Маклыгин А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов. Дисс. … канд. иск. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1985. 170 с.
  • Маклыгин А. М. Фактурные формы сонорной музыки // Laudamus. М., 1992.
  • Болашвили К. К проблеме организации пространственно-временного континуума у Лигети // Лигети Д. Жизнь и творчество. М., 1993. С. 56—75.
  • Болашвили К. Сонористические средства и проблема крупной инструментальной композиции. Дисс. … канд. иск. РИИ. М., 1994. 269 с.
  • Kostrzewska H. Sonorystyka. Poznań, 1994.
  • Mirka D. The sonoristic structuralism of Krzysztof Penderecki. Katowice, 1997.
  • Теория современной композиции / под ред. В. С. Ценовой. М., 2007 (глава о сонорике, написанная А. Л. Маклыгиным).
  • Sonoristic legacies: towards new paradigms in music theory, aesthetics and composition, ed. Z. Granat // Muzyka, 53/1 (2008) (весь номер журнала посвящён сонорике).

Ссылки