Сонатина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сонати́на (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла).

Общие сведения

Эта разновидность сонатной формы не очень распространена. Применяется она обычно в произведениях более «легкого» характера. Основная область применения — увертюра (увертюра к опере, балету или увертюра как самостоятельное произведение).

При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела — разработки — сонатина тем не менее сохраняет принадлежность к этой форме. Она обладает традиционным сонатным тематизмом (активная главная партия и напевная побочная) и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции.

Первая часть сонатины, как правило, писалась в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, которые особо не имели развития. Разработка в ней либо вовсе отсутствовала, либо заменялась небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе. Прежде данная сонатная форма именовалась как, «Форма сонатины».[1]

См. также

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1981. — 1056 с.