Собор Успения Пресвятой Богородицы (Копер)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Собор
Собор Успения Пресвятой Богородицы
словен. Stolnica Marijinega vnebovzetja
Страна Словения
Местоположение Копер
Конфессия Католицизм
Архитектурный стиль Классицизм
Строительство XII век
Статус действующий храм
Координаты: 45°32′53″ с. ш. 13°43′48″ в. д.HGЯO

Собор Успения Пресвятой Богородицы (словен. Stolnica Marijinega vnebovzetja) — римский католический собор в словенском городе Копер. Одно из старейших зданий города, построенное в XII веке. Является памятником архитектуры города Копер.

История

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Копере — один из двух соборов Коперской епархии и приходская церковь Коперского прихода[1]. Архивные летописные документы свидетельствуют о том, что базилика в Копере появилась в конце IV века и стояла рядом с ротондой Илии, но современные археологические раскопки на этой территории подтверждений не нашли. Практически ничего не было известно о соборе до 1000 года, хотя в Копере с 520 года епископы возводились на престол.

Самые старые упоминания о романской церкви Марии в Копере относятся к концу IX века; архивные источники описывают её как главную церковь с алтарем Марии. В 1380 году люди Генуи разграбили и опустошили Копер, забрав мощи покровителей города Святого Назария и Святого Александра, церковь была сожжена. На реставрацию ушло более ста лет. Церковь, которая до этого находилась примерно в восьми метрах от отдельно стоящей колокольни, была расширена на запад. В 1422 году коперцы из Генуи торжественно вернули мощи Святого Назария, которые были размещены под алтарём с балдахином.

Епископ Копера, Паоло Нальдини в 1700 году в своей работе подробно описал тогдашний трехнефный Коперский собор, который сохранился в том виде до наших дней. Известно, что в предыдущей церкви был склеп — подземная часовня с алтарем Святого Илии. Склеп был засыпан во время ремонта в 1716 году[2].

Башня собора
Баптистерий Святого Иоанна Крестителя

Архитектура

Собор построен в романском стиле, о чём свидетельствуют обнесенные стеной романские окна на южной стене и частичная реконструкция портала в атриуме Провинциального музея. Это является частью восточной стороны площади Тито с колокольней.

Экстерьер собора украшает изысканно обработанная венециано-готическая основа, образовавшаяся после землетрясения 1460 года, пол выполнен в стиле чистой воды. Святые в нишах имеют свои собственные навесы и были помещены туда позже, а первоначально, вероятно, были частью алтаря с балдахином, возведённого после 1422 года[3].

Источники до 1714 года свидетельствуют о трехнефной романской базилике, от которой до наших дней сохранилась только южная стена, на которой можно увидеть остатки теперь обнесенных стенами романских окон. В XVIII веке под руководством ведущего венецианского архитектора Джорджо Массари трехнефный интерьер собора был перестроен в стиле венецианского барокко-классицизма. Композиция декораций и крестовых сводов свидетельствует о примерах архитектора Палладио. Лепной декор в интерьере собора был выполнен в 1749 году мастером Франческо Скьяви.

Стены разделены пилястрами. Богато профилированный кирпич, проходящий по всем внешним стенам, повторяется и на колоннах, разделяющих корабли между собой. Эта деталь оптически разделяет церковь на две части и перетекает в пресвитерий, который представляет собой центр собора. В главном алтаре с балдахином запрестольный образ изображает Вознесение Богородицы, вознесение на небо в присутствии святых и пророков. Самым уникальным произведением искусства в церкви является работа Витторе Карпаччо «Мария на троне со святыми» 1516 года. Самым старым из сохранившихся скульптурных произведений является мраморная надгробная плита Святого Назария, епископа Копера VI века и покровителя города[4].

В соборе сохранился орган Гаэтано Каллида из Венеции 1773 года, предыдущий был разрушен молнией в 1771 году.

Колокольня соединена с собором, который изначально был независимой городской башней в романском стиле (XII век) и завершена восьмиугольной пирамидальной крышкой аквилейского типа (1644). Высота колокольни составляет 53 метра. В нём, среди прочего, находится самый старый колокол Святого Назария 1333 года, отлит Николасом и Мартином, сыновьями мастера Якова Венецианского.

Особенностью Коперского собора является баптистерий Святого Иоанна Крестителя, стоящий с северной стороны собора и полностью отделенный от церкви. Его фасад отделан лизинами. Портал имеет полукруглый люнет и неглубокий навес. Баптистерий-часовня-церковь Кармелитской Богородицы представляет собой ротонду, построенную в XII веке, перестроенную в 1317 году, о чём свидетельствует год в люнете. Вместе с ротондой блаженного Илии, которая прислоняется к дворцу Дель Белло, они являются одними из старейших сакральных памятников Копера.

Примечания

  1. ArcGIS Web Application. gisportal.gov.si. Дата обращения: 12 августа 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.
  2. Župnija Marijinega vnebovzetja - stolnica Koper. zupnija-kp-stolnica.rkc.si. Дата обращения: 12 августа 2021. Архивировано 10 июля 2021 года.
  3. Cerkev Marijinega vnebovzetja v Kopru - DEDI. www.dedi.si. Дата обращения: 12 августа 2021. Архивировано 24 мая 2013 года.
  4. Robert Resman. Stolnica Marijinega Vnebovzetja v Kopru - Kam.si (словенск.). www.kam.si. Дата обращения: 12 августа 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.

Литература

  • Mikuž Janez (1980). Stolnica v Kopru. Obzorja Maribor. COBISS 5969920.
  • Vinčec, Milan (2009). Istra: Koper, Izola, Piran: kulturno turistični vodnik. Koper, Arsvideo. COBISS 246454272. ISBN 978-961-269-087-8.
  • Pucer, Alberto (2005). Popotovanje po Slovenski Istri. Libris Koper. COBISS 219328768. ISBN 961-91468-1-6.
  • Škulj Edo, Dobravec Jurij (2018). Orgle Slovenije. Ars Organi Sloveiae. COBISS 295329792. ISBN 978-961-288-543-4.

Ссылки