Скерцо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ске́рцо (итал. scherzo, букв. — «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса[1] в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.

Первоначально небольшая инструментальная пьеса, с начала XIX века скерцо заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив из них менуэт, и вместе с тем стало развиваться как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей.

Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способный передавать такого рода замыслы: шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности — «сюрпризы», подача каких-либо простых явлений в необычном, кажущемся странным освещении или же их излом, смещение и т. д.

Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычного скерцозного.

Впоследствии скерцо приобрело минорную окраску.

Известные скерцо

См. также

Примечания

  1. Впервые представлена Ф. Шопеном.