Дюка, Поль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поль Дюка
Основная информация
Профессии композитор, музыкальный критик

Поль Абраа́м Дюка́ (фр. Paul Abraham Dukas [dykas]; 1 октября 1865, Париж — 17 мая 1935, там же) — французский композитор, музыкальный критик и педагог.

Биография

Родился в еврейской семье, где он был одним из трёх детей. Его отец Жюль Жакоб Дюка (1828—1915) был занят в банковском деле и зерноторговле, мать Эжени (в девичестве Гомперц, также Эммерих-Гомперц, 1835—1870) была пианисткой и умерла в родах младшей дочери, когда Полю было пять лет. Семья матери вела своё происхождение из Меца в Лотарингии, семья отца из Эрлисайма в Эльзасе. С детства обучался игре на фортепиано, сочинять начал с 14 лет. Учился в Парижской консерватории у Теодора Дюбуа и Эрнеста Гиро. Первыми крупными сочинениями Дюка стали две увертюры, написанные в 1883 году. После ряда неудачных попыток получить Римскую премию молодой музыкант принял решение покинуть консерваторию и завершить карьеру композитора, занявшись музыкальной критикой. Отслужив в армии, Дюка, тем не менее, вернулся к сочинительству и возобновил занятия теорией музыки.

Успех пришёл к Дюка в 1892 году, когда в Париже была исполнена его увертюра «Полиевкт», в это же время публикуются его первые критические статьи. Другие известные сочинения 1890-х годов — Симфония C-dur и скерцо «Ученик чародея», написанное по мотивам одноимённой баллады Гёте и ставшее самым популярным произведением композитора. В обеих работах ярко проявилось композиторское мастерство Дюка, его живая, оригинальная оркестровка и самобытный стиль. Несмотря на успех своих сочинений, Дюка очень критично относился к ним и уничтожал рукописи, из-за чего многие из его работ этого времени не сохранились.

В начале XX века Дюка обратился к крупным сценическим работам: опере «Ариана и Синяя Борода» (по М. Метерлинку, 1907) и балету «Пери», написанному для выдающейся балерины Натальи Трухановой и впервые поставленному в 1912 году. Музыковед Ю. А Кремлёв, отмечая в «мастерской партитуре» оперы «Ариана и Синяя Борода» влияние К. Дебюсси, писал[1]:

Опера Дюка безусловно свидетельствовала о возникновении и закреплении школы дебюссизма. Вместе с тем, эта опера резко отличалась от „Пеллеаса и Мелизанды“ рядом важнейших показателей: господством интеллектуализма и невозмутимости, решительным преобладанием симфонических эффектов над разработкой вокальных партий, картинности над психологизмом.

В дальнейшем музыкант переключился на преподавательскую и критическую работу и больше не сочинил ни одного крупного произведения, а все существовавшие наброски уничтожил.

С начала 1920-х годов Дюка занимался проблемами музыкального образования во французских провинциях, а в 1928 году получил место профессора класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников — Оливье Мессиан, Хоакин Родриго, Морис Дюрюфле, Стан Голестан и многие другие известные впоследствии композиторы. Дюка умер в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Во Франции издательством Фаяр (Fayard) в 2007 году была издана книга «Поль Дюка» («Paul Dukas»), написанная французскими музыковедами Симоном-Пьером Перре (Simon-Pierre Perret) и Мари-Лор Раго (Marie-Laure Ragot) и посвящённая жизни и творчеству композитора.

Примечания

  1. Кремлёв Ю. А. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1975. — С. 517. — 792 с.

Литература

  • Bénédicte Palaux-Simonnet, Paul Dukas, Genève, Éditions Papillon, 2001.
  • Simon-Pierre Perret et Marie-Laure Ragot, Paul Dukas, Paris, Fayard, 2007.

Ссылки