Сильва (фильм, 1944)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сильва
Постер фильма
Жанр музыкальная кинокомедия
оперетта
Режиссёр Александр Ивановский
Автор
сценария
Михаил Долгополов
Григорий Ярон
В главных
ролях
Зоя Смирнова-Немирович
Нияз Даутов
Оператор Жозеф Мартов
Композитор Имре Кальман
Кинокомпания Свердловская киностудия
Длительность 80 мин
Страна  СССР
Язык русский
Год 1944
Ссылки
IMDb ID 0037278

«Сильва» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1944 году режиссёром Александром Ивановским по одноимённой оперетте Имре Кальмана.

Премьера фильма в СССР состоялась: 13 ноября 1944 года в Свердловске, в феврале 1945 года в Москве.

Сюжет

Сильва Вареску даёт прощальный спектакль перед намечающимися гастролями в Америке, на который опаздывает её возлюбленный Эдвин.

Появившемуся в варьете Эдвину Бонни вручает срочную телеграмму. В сообщении родители князя требуют всяческого прекращения связи своего сына с певицей и немедленного возвращения домой.

Не получив ответа от Эдвина, князь заботится о переводе сына в другой полк. Тот, в свою очередь решается и делает предложение Сильве. Обручение происходит прямо в варьете. Но сразу же после торжественной церемонии возлюбленные расстаются.

Бонни демонстрирует Сильве приглашение на помолвку Эдвина и Стасси, тем самым тяжело ранив её сердце. Чтобы отвлечь от грустных мыслей, Бонни пытается образумить Сильву и уговаривает не отказываться от американских гастролей.

Стасси демонстрирует Эдвину приглашения на их будущую свадьбу, дату которой Эдвин пытается перенести.

На торжество в доме князя Воляпюк под именем графини Бонислау появляется Сильва в сопровождении Бонни. Бонни влюбляется в Стасси. Сильва и Эдвин возобновляют свои отношения, и Эдвин срывает запланированную помолвку. Князь возмущён открывшемся обманом, и вечер завершается скандалом.

Варьете «Орфеум» становится местом финальной развязки истории. Князь Воляпюк узнаёт, что женат на бывшей шансонетке по прозвищу «Соловей». Бонни подталкивает Сильву признаться в любви Эдвину, как раз в тот момент, когда сам Эдвин появляется в комнате.

В ролях

Фильм «Сильва» (1944)

Съёмочная группа

Факты

Критика

Руководитель советской кинематографии тех лет И. Г. Большаков утверждал, что «неудача фильма произошла прежде всего от неправильной режиссёрской трактовки вещи»[1]. Он писал: «…фильм получился недостаточно динамичным, не чувствовалось в нём живости и искрящейся весёлости оперетты»[2].

Кинокритик Ростислав Юренев называл экранизацию скверной и плохой[3][4]. Он писал, что «режиссёр омрачил свой творческий путь плохой экранизацией „Сильвы“»[4]. Юренев считал: «Исполнение большинства ролей в этом фильме было традиционным, причем излишняя лёгкость и развязность многих актёров заставляли вспоминать традиции не столичной, а старой провинциальной оперетты. Исключение составляло лишь пение Смирновой-Немирович, музыкально грамотное и иногда освещённое чувством, а также исполнение роли Бони Сергеем Мартинсоном»[5]. По его оценке, «кинематографическое решение … большинства сцен было чрезвычайно неудачным»[6].

Критик утверждал: «Появившаяся в самом конце войны „Сильва“ ясно показала, что в наше искусство проникают буржуазные влияния, о которых предупреждала „Правда“»[6].

Киновед Александр Фёдоров писал по поводу подобных рецензий, что «массовая аудитория никогда не прислушивалась к мнениям киноведов и кинокритиков, поэтому „Сильва“ и сегодня востребована зрителями»[7].

Доктор культурологии Наталья Кириллова высоко оценивала фильм: «Фильм „Сильва“, ставший визитной карточкой Свердловской киностудии, уже киноклассика. Его экранному успеху немало способствовали и актёрские работы»[8].

Примечания

Литература

  • Большаков И.Г. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — М.: Госкиноиздат, 1950. — С. 138—139. — 233 с.
  • Юренев Р.Н. Кинокомедия // Очерки истории советского кино / Под ред. Ю.С. Калашникова, Л.П. Погожевой, Р.Н. Юренева. — М.: Искусство, 1961. — Т. 3. — С. 121—192. — 778 с.
  • Юренев Р.Н. Советская кинокомедия. — М.: Наука, 1964. — С. 368—369, 407. — 537 с.
  • Кириллова Н.Б. Свердловская киностудия как проект сталинской политики // Известия Уральского федерального университета. Проблемы образования, науки и культуры. — 2018. — Т. 24, № 1. — С. 184—192.
  • Фёдоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. — М.: ОД «Информация для всех», 2021. — С. 560. — 1134 с.

Ссылки

  • «Сильва». Государственный регистр фильмов. Министерство Культуры Российской Федерации. Дата обращения: 22 мая 2014.
  • «Сильва» Аннотированный каталог фильмов киностудии «Ленфильм» 1918—2003.
  • «Сильва» (недоступная ссылка). Фильмы. Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 22 мая 2014. Архивировано 22 мая 2014 года.
  • «Сильва». Статья. Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 22 мая 2014.
  • СИЛЬВА (1944) // Энциклопедия кино. — 2010.
  • «Сильва» (недоступная ссылка). Теле- и художественные фильмы. Телеканал «Культура». Дата обращения: 22 мая 2014. Архивировано 24 мая 2014 года.
  • «Сильва» на Рускино.ру
  • «Сильва» (фильм, 1944)