Сепфорис

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Национальный парк
Ципори
ивр.ציפורי‏‎
Римский амфитеатр СепфорисаРимский амфитеатр Сепфориса
Страна  Израиль
Округ Северный
Первое упоминание 100 г. до н. э.
Статус охраняется государством
Сайт parks.org.il/ParksAndRes…
Координаты: 32°45′11″ с. ш. 35°16′45″ в. д.HGЯO

Сепфорис[1] (др.-греч. Σέπφωρις), Ципори[2] (ивр.צִפּוֹרִי‏‎), Диоцезарея[источник не указан 2882 дня], Диокесарея[3] (лат. Diocaesaraea, др.-греч. Διοκαισάρεια, Саффурия[3] (صفورية‎), Ла-Сефори (старофр. La Sephorie, Le Saforie) времён крестоносцев[3] — историческая столица Галилеи, расположенная в 6 км к северо-западу от Назарета. В настоящее время — археологический памятник и национальный парк в Израиле.

История

Файл:First century Iudaea province.gif Происхождение названия «Ципори / Сепфорис» доподлинно не установлено, хотя существует талмудическое объяснение, основанное на созвучии, согласно которому город назывался так, поскольку «сидел на вершине, как птица» (ивр.צפור‏‎ — ципор)[4].

Сепфорис впервые упомянут как административный центр Галилеи в период царствования Александра Янная (100 год до н. э.)[3]. Эту же роль город выполнял при римском проконсуле Габинии[5].

Во времена царя Ирода центр одной из тетрархий. В 4 году до н. э. город оказался в центре восстания Иуды Галилеянина и был разрушен карательной экспедицией Квинтилия Вара[1]. Затем был отстроен и превращен (до основания Тверии) в резиденцию Ирода Антипы, который обнёс Сепфорис, называемый Иосифом Флавием «красивейшим городом всей галилейской страны», крепостной стеной[6].

Несмотря на то, что Сепфорис располагался всего в 6 км от Назарета — родного города Иисуса Христа — он ни разу не упомянут в Библии[7]. Предполагается, что плотник Иосиф и его пасынок Иисус должны были многократно отправляться в этот город на заработки, принимать участие в сооружении крестов для казнимых мятежников и последующем восстановлении города[8].

Во время Первой Иудейской войны Сепфорис не присоединился к восстанию, открыв ворота легионам Веспасиана, и в итоге не пострадал. На чеканившихся в это время монетах Сепфорис называется Эйренополисом — «городом мира»[5].

При императоре Адриане город был переименован в Диокесарию, а еврейские власти города были заменены администраторами-неевреями, однако ввиду преобладания еврейского населения через несколько десятилетий был восстановлен еврейский городской совет[3].

В начале III века, в период, когда Иехуда ха-Наси возглавлял Великий Синедрион, Сепфорис стал местом пребывания этого органа и центром еврейской духовной жизни[5]. Нееврейское население Сепфориса в это время было языческим и эллинизированным, на что указывают богатые мозаики, сохранившиеся в вилле II века и изображающие Диониса и Афродиту («Галилейская Мона Лиза»). В ходе восстания против императора Констанция Галла в 351352 годах в Сепфорисе располагалась штаб-квартира руководителя восстания, за что жители города после подавления мятежа были наказаны[3], но город, по-видимому, уцелел, однако в 363 году был разрушен землетрясением. Отстроенный Сепфорис ещё несколько веков сохранял под византийским владычеством функцию еврейского духовного центра и окончательно утратил это значение лишь после арабского завоевания в VII веке. В византийский период, помимо еврейского, росло христианское население города, строились многочисленные церкви, а христиане принимали участие в городском самоуправлении[5]. На определённом этапе город был центром епархии[4].

Башня крестоносцев в Ципори

Письмо, найденное в Каирской генизе, свидетельствует о том, что и под арабской властью еврейская община в этих местах существовала как минимум до X века[9]. В эпоху крестоносцев здесь располагался гарнизон. На господствующей над городом высоте были построены укрепление, сохранившееся по сей день, и церковь, посвящённая святым Анне и Иоакиму — родителям девы Марии[5].

В XVIII веке галилейский шейх Захир аль-Омар (Дагир) восстановил укрепления, вновь заселил город и сделал его центром своих владений, однако впоследствии Саффурия, как теперь назывался населённый пункт, превратилась в большую деревню, жители которой обрабатывали около 530 гектаров сельскохозяйственных земель, из которых более половины занимали оливковые рощи[10].

В 1948 году в ходе арабо-израильской войны Саффурия была захвачена еврейскими силами. Жители деревни, население которой составляло 4000 человек, были в январе 1949 года изгнаны или расселены в соседних населённых пунктах, а место расположения деревни засажено соснами. В феврале 1949 года к юго-востоку от Саффурии был основан израильский мошав Ципори[11].

Археологические раскопки и национальный парк Ципори

Мозаики Ципори

Афродита с римской виллы («Галилейская Мона Лиза»)
«Нилометр» из «Дома Нила»
Сектор месяца тевет в зодиакальной мозаике синагоги Ципори

C 1931 года на территории Сепфориса ведутся археологические раскопки. В этот период раскопки возглавлял Лерой Уотермен  (англ.) из Мичиганского университета. После создания Государства Израиль в 1975 году экспедицией Тель-Авивского университета были проведены раскопки городского водовода; раскопки были возобновлены в 1985 году под руководством профессора Эхуда Нецера и Зеэва Вайса из Еврейского университета в Иерусалиме, а также Эрика и Кэрол Мейерс из университета Дьюка (Северная Каролина). В 1992 году Ципори и окрестностям общей площадью 16 км² был придан статус национального парка[4].

На западной стороне холма Ципори, где в римские и византийские времена располагался акрополь, археологами раскрыт жилой квартал, постройки которого датируются эллинистическим периодом (конец II — начало I века до н. э.). Одно- и двухэтажные здания стоят по обе стороны узкой мощёной улицы. Жилые дома характеризуются наличием выдолбленных в камне и оштукатуренных микв, что свидетельствует о том, что квартал заселяли иудеи[5]. Также на западной стороне холма раскопана богатая римская вилла III века н. э. Многие комнаты двухэтажного здания, построенного вокруг внутреннего двора-атрия, крытые портики которого опираются на колонны, украшают мозаики. Наиболее известны напольные мозаики триклиния, иллюстрирующие мифы о Дионисе и Афродите, а также языческие обряды, посвящённые Дионису.

На северной стороне холма раскопан театр римского периода. Расположенные полукругом зрительные ряды, рассчитанные на 4500 человек, частично вырублены прямо в скале, а ближе к краям опираются на каменный фундамент и арки. Театр, диаметр которого составляет 74 метра, был серьёзно разрушен уже в античности[5].

В нижнем городе к востоку от акрополя также раскрыты значительные площади. Археологи обнаружили хорошо спланированную сеть улиц и инсул, заселённых впервые во II веке. Две мощёных центральных улицы (кардо и декуманус) обрамлены крытыми тротуарами, вдоль которых расположены ряды лавок. В византийский период тротуары были выложены геометрическими мозаичными узорами. Крупнейшим и наиболее богатым из обнаруженных домов является относящийся к V веку «Дом Нила» размерами 50 на 30 метров. Полы около 20 комнат в этом здании выложены красочными мозаиками, самая красивая и наиболее хорошо сохранившаяся из которых изображает сцены празднеств в рамках культа Нила, в которых прослеживается влияние александрийской культуры[3]. Также в нижнем городе раскопана синагога VI века. Удлинённое здание синагоги (16 на 6,5 м) разделено колоннадой на главный зал и боковой неф. В центре мозаичного пола изображен зодиакальный круг, в котором помимо названий знаков есть названия месяцев еврейского календаря, в центре круга Гелиос в виде солнечного диска, управляющий колесницей. На полу также изображены библейские сцены (в том числе Авраам с ангелами и жертвоприношение Исаака) и атрибуты богослужения в Иерусалимском Храме.

Помимо этого, археологами раскопана система водоснабжения, по которой в город поставлялась вода из окрестностей Назарета. Система включает большую цистерну для хранения воды длиной 250 метров и объёмом 5000 м³[9].

Археологические работы в Ципори продолжаются. Часть объектов, где раскопки и реставрационные работы уже завершены, открыта для посетителей. Национальный парк работает круглогодично с 8:00 до 17:00 (зимой до 16:00), продолжительность экскурсий от 1 до 4 часов.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. 17, гл. 10:5,9
  2. Мария Сартакова, Е. Левицкая, Александр Туров, Дюк Митягов. Ципори // Израиль. — 5-е изд. — М. : Вокруг света. — С. 168. — ISBN 9785457381803.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Циппори — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. 4,0 4,1 4,2 Национальный парк Ципори = גן לאומי ציפורי / д-р Цвика Цук (ред.). — Изд-во Управления природы и парков Израиля. Архивная копия от 12 октября 2013 на Wayback Machine Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2013. Архивировано 12 октября 2013 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Ципори Архивная копия от 30 декабря 2012 на Wayback Machine на сайте министерства иностранных дел Израиля (англ.)
  6. Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. 18, гл. 2:1
  7. Сефорис — город-молчание
  8. Синедрион и кесарь против Иисуса Христа. Дата обращения: 12 апреля 2012. Архивировано 10 июля 2012 года.
  9. 9,0 9,1 Национальный парк Ципори Архивная копия от 2 февраля 2014 на Wayback Machine на сайте Управления природы и парков Израиля (иврит)
  10. Саффурия Архивная копия от 19 января 2013 на Wayback Machine на сайте PalestineRemembered.com (англ.)
  11. Joseph Schechla. Forced eviction as an increment of demographic manipulation // Environment and Urbanization. — 1995. — Vol. 6, № 1. — P. 95. — doi:10.1177/095624789400600109.

Литература

Ссылки