Сепфора

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сепфора
др.-евр.צִפּוֹרָה‏‎
Дочери Иофора. Фрагмент фресок Сикстинской капеллы, Сандро БоттичеллиДочери Иофора. Фрагмент фресок Сикстинской капеллы, Сандро Боттичелли
Толкование имени «птица»
Имя на других языках греч. Σεπφώρα
лат. Sephora
Происхождение мадианитянка
Упоминания Исход 2-4
Отец Иофор
Супруг(а) Моисей
Дети Гирсам, Елиезер

Сепфо́ра (др.-греч. Σεπφώρα), также Сафрава (араб. صِفُّورَةَ,صوانة‎) от Ципора (др.-евр.צִפּוֹרָה‏‎ «птица») — упоминаемая в Пятикнижии жена Моисея[1], дочь Иофора, жреца и вождя мадианитян.

Упоминания в Библии

Сепфора была одной из семи дочерей Иофора (Рагуила в Пятикнижии и Ховава в Суд. 4:11), жреца и князя мадианитян. В то время, когда евреи были рабами в Египте, Моисей убил египетского надсмотрщика, ударившего еврея, за что был приговорён фараоном к смерти. Моисею пришлось бежать из Египта в землю Мадиамскую (Исх. 2:15). Однажды он сидел у колодца, куда дочери Иофора привели отцовских овец. Появились другие пастухи и прогнали девушек, чтобы напоить своё стадо первыми. Моисей помог девушкам и напоил их стадо.

Когда девушки возвратились домой, их отец спросил: «Что вы так скоро пришли сегодня?». Девушки ответили: «Какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших]». Иофор сказал: «Где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб» (Исх. 2:18-20).

Моисей стал жить среди мадианитян. Иофор выдал за него свою дочь Сепфору[1], которая родила от него двух сыновей — Гирсама и Елиезера. «Одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова» (Исх. 18:3-4).

После смерти египетского фараона Бог призвал Моисея вернуться в Египет. Моисей начал путь в Египет, взяв с собой жену и детей.

Один из её детей не был обрезан своевременно, и тогда Господь, явившись Моисею, угрожал ему смертью за такое нарушение Закона. Тогда Сепфора сделала обрезание каменным ножом, и бросила его, обагренного свежею кровью, к ногам Моисея с восклицанием: «ты жених крови у меня, жених крови — по обрезанию» (Исх. 4:24-26)[2].

После Исхода евреев из Египта Иофор встретился с Моисеем, приведя Сепфору, перед тем возвращённую, и сыновей Моисея (Исх. 18:2).

Тёмнокожесть жены Моисея

Мириам и Аарон упрекают Моисея. Гравюра, 1908
Якоб Йорданс. Моисей и его эфиопская жена Сифора, ок. 1650

Ещё одно упоминание о Сепфоре в Библии (Чис. 12:1-15), когда Мириам и Аарон упрекают Моисея за то, что взял в жёны «эфиоплянку», то есть жительницу Куша, или Нубии. Сами мадианитяне имели тёмную кожу и назывались кушим — еврейским словом, обозначающим темнокожих людей.

Древние и средневековые иудейские источники спорят о том, была ли Сепфора кушиткой. Иосиф Флавий сообщает, что кушитка (называемая им эфиопской царевной Тарбис) стала женой Моисея ещё до бегства из Египта — он женился на ней во время южной военной кампании, будучи военачальником в египетском войске. Современные комментаторы Библии сходятся на мнении, что темнокожая кушитка и Сепфора — это две разные женщины, поскольку двоежёнство было законным ещё со времён Иакова. Тем не менее, некоторые исследователи описывают Сепфору как темнокожую кушитку.

В литературе

В кинематографе

Сепфора в современном мире

  • Имя Ципора (ивр.ציפורה‏‎) можно найти в современном Израиле; часто встречаются сокращённое имя Ципи[источник не указан 2828 дней].
  • В русских монастырях остались обычаи называть монашествующих именами святых, в том числе и библейскими: наша современница с таким именем — схимонахиня Сепфора (Шнякина)[4].

Примечания