Северо-Кавказский имамат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое государство
Северо-Кавказский имамат
إِمامة القوقاز
Флаг
Флаг
 
1829 — 1859
Столица Дарго[1], Ведено[2]
Язык(и) аварский, чеченский, арабский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский ингушский и др.[3]
Религия ислам
Площадь от 25 тыс. до 43 тыс.
Население не превышала 1,4 млн. человек
Армия 30-40 тыс.[4]

Се́веро-Кавка́зский имама́т (чечен. Имамат[5], авар. Имамат) — теократическое исламское государство, существовавшее на части территории горного Дагестана и Чечни (в период с 1848 по 1859 включал также часть Черкесии) в 1829—1859 годах. В ходе Кавказской войны было присоединено к Российской империи. Наибольшего развития достигло в годы правления имама Шамиля (1834—1859).

История

Имам Шамиль — предводитель горцев Имамата.
Карта Дагестана в эпоху Ермолова 1818—1826 г.

Предпосылкой создания имамата было движение шейха Мансура 1785—1791 годах. Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата. Шейх Мансур и его последователи оказывали сопротивление попыткам царской России завоевать Северный Кавказ, что в конце концов вылилось в открытые войны 1785—1791 годов. В ходе первой войны царскими войсками был пленён Мансур[6][7].

После некоторого затишья, в 1817 году военные действия возобновились с новой силой. Царским наместником на Кавказе был назначен генерал Ермолов. Объединившись в защите от России, горцы заключили сначала несколько военных союзов, а затем и вовсе создали единое государство — Имамат (встречаются также обозначения — Северо-Кавказский Имамат, Имамат Шамиля и т. д.). Первым Имамом был Гази-Мухаммад из аварского селения Гимры, который поднял сопротивление против русской власти в Дагестане и Кавказе, выдающаяся фигура сражавшаяся за веру и свободу Кавказа, первый кто решительно был намерен уничтожить адаты противоречащие исламу, добился успехов и собрал войско готовое бороться за идею. После смерти Гази-Мухаммада, новым имамом стал Гамзат-Бек. В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить мехтулинскую династию аварских нуцалов. Однако 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление нуцалов. После этого был избран Имам Шамиль, отличавшийся своими умственными способностями, военной тактикой, религиозностью и храбростью. Имам Шамиль вёл за собой мусульман Кавказа около 30 лет, сумел создать впервые на Кавказе независимое государство Имамат, в котором действовали законы Шариата, после долгих, многочисленных и кровопролитных битв, кстати, в которых сам Шамиль принимал участие (о чём свидетельствуют более 10 ран, из них две сквозные штыком) обнаруженные на его теле, был пленён обманным путём в последнем оплоте Имамата на горе в Гунибе, окружённый около 10 тысячами царских солдат. Так и завершилась эпоха легендарного Имама Шамиля, защитника кавказских гор, ислама и свободных народов.

Северо-Кавказский Имамат как государство появилось на арене Кавказской войны в 1840 году[8]. Имам Шамиль, а до него и другие 2 имама Дагестана так и не смогли полностью взять под свою власть территорию Аварии. Шамиль и Ташев-Хаджи, который на тот момент являлся имамом Чечни, с 1836 по 1837 года пытались заставить аварцев принять Шамиля, но упорство аварцев при сильной помощи со стороны России не позволили им это сделать. Имам Шамиль покинул Дагестан и ушёл в Чечню после поражения в Ахульго, где на стороне Шамиля было всего 400 аварцев, а на стороне России больше 3000, и поняв, что в Дагестане с ним покончено, Шамиль уходит в Чечню[9][10].

Ахульго самая яркая страница Имамата, Аварцы окружённые многочисленными войсками обороняли «гору зова» на протяжении 3 месяцев, терпели 5 штурмов.

Состав милиции, по сведениям Шамхала Тарковского и Хана Мехтулинского состоял следующим образом:

У Шамхала: Из нижнего Дагестана — конных 316. Койсубулинцев — пеших 1000.

У Ахмет-Хана: Мехтулинцев (кумыков) — конных 210, пеших 807, аварцев выходцев Хунзахского плато(из числа кровников) 250 конных и 747 пеших.

Милиция Тарковская, Куринский полк, Отряд конных Казаков, 2 роты Апшеронского полка, 2 батальона Кабардинского полка…[11]

Конец же Имамата связывают с жестокими действиями имама Шамиля и его наибов. Так, сообщается, что жестокость Имама заставляла бояться жителей Аварии за свою жизнь, и были покорны ему лишь из чувства страха, ожидая русские войска, чтобы выступить против имама[12][13]. Сведения о мятеже против имама поступали с разных концов Имамата: «Аварцы, андийцы, частью койсубулинцы, раздражённые притеснениями Шамиля, грабежами и варварским обращением мюридов, желают покориться русским. Шубутовцы не хотят слушать Шамиля, не выдают ему аманатов и выгнали от себя мюридов»[14].

В общей сложности Кавказский Имамат просуществовал 30 лет, с 1829 по 1859 год[15].

В состав Кавказского Имамата входила часть Аварии (некоторые источники утверждают, что вся), Чечня (с 1840 г.) (некоторые горные общества не признавали Имамат и власть Шамиля)[16], а после 1841—1842 гг. и Черкесии[источник не указан 659 дней]. Численность населения Имамата не превышала 400 тыс. человек[17].

В 1877—1878 гг. во время русско-турецкой войны в Чечне и Дагестане произошло восстание с целью восстановить Имамат. В Чечне новым имамом был объявлен Алибек-Хаджи, в Дагестане имамом был избран Мухаммед-Хаджи — сын известного шейха Абдурахман-хаджи из аварского селения Согратль. Восстание было подавлено, и все руководители восстания были казнены[18].

В 1917 пятым имамом Северного Кавказа был провозглашён Нажмудин Гоцинский из аварского селения Гоцо. Позиция имама была также подтверждена в рамках правитальства Республики народов Северного Кавказа и Дагестана. Он вёл контрреволюционное восстание в горах Дагестана. После его подавления (в марте 1921) Нажмудин Гоцинский бежал в Чечню. В 1925 арестован и расстрелян.

Территория и национальный состав

Наибы Шамиля, рисунок Георга Коррадини, XIX век.

Имамат включал в себя территорию Чечни и, по одним данным, часть Аварии, по другим — всю.[19][20][21][22][23] Недовольство имамом (в частности, проводимой политикой централизации, злоупотребление властью, чрезмерное количество тавлинцев в Чечне) также зрело и в Чечне, вследствие чего отдельные территории поднимали мятеж, выходя из под контроля, как например, область Шатой (Шубут), в результате которого шатойские чеченцы «устремились с ожесточением на всех и всё, что олицетворяло в их глазах мюридизм», в ходе мятежа чеченцы «вырезали начальников, поставленных от Шамиля, а также кадиев и мулл, присланных из Тавлии».[24]

Вся территория Имамата была поделена на 33 наибства (округа). Наибства условно можно было разделить на аварские и чеченские по национальному или языковому принципу:

  • 9 наибств чеченских: Наибства Большой Чечни Гехи, Шали, Мичик, Аух, Нашах, Шубут, Шарой, Чарби, Ичкери в 1856 году, однако в 1845 г чеченские наибства насчитывали числом 12, но к 1856 г. от имамата отпали наибства Малой Чечни (завоёваны Российской империей). Они вместе выставляли 6200 конных, 11400 пеших — итого: 17600 воинов.
  • 24 наибства дагестанские: Салатав, Ункратль, Чамалал, Технуцал, Анди, Гунбет, Цунта, Антратль, Анцух, Тинди, Карата, Турутмух, Хунзах, Арадерих, Гоцатль, Унцукуль, Аракани, Карах, Гидатль, Телетль, Корода, Тленсер, Согратль, Чох. Наибства охватывали почти всю территорию проживания аварцев и андо-дидойских народов (за исключением Цора (впоследствии Закатальский округ), некоторых аварских населённых пунктов на Левашинском плато, в пределах Мехтулинского ханства, у Гимринского хребта и в Салатавии. При этом в состав Имамата входило несколько селений, для которых родным был лакский и даргинский языки) и выставляли 7000 конных, 19200 пеших — итого: 26200 воинов[25]. Кроме того в Имамате было много мухаджиров из числа даргинцев, лакцев, кумыков и лезгин.

Таким образом, на момент создания карты из общего количества в 43800 воинов 41 % войск Имамата приходилось на чеченцев, 59 % на дагестанцев, согласно записям секретаря имама Шамиля, Мухаммеда Тахира аль-Карахи. Данная карта, составленная Йусуфом-хаджжи, интересна не только как образец восточной картографии, но и как ценный источник, где отражены границы наибств, имена наибов, статистические сведения о количестве конных и пеших воинов каждого наибства и в целом численности войск Имамата по состоянию на осень 1856 года, когда уже большая часть чеченских областей была завоёвана империей.[25]

Государственный язык

Государственным языком имамата был арабский язык. На нём велась переписка, работала канцелярия, Госсовет, военный аппарат. Кроме этого, активно применялись в делопроизводстве и переписке ещё 3 языка: чеченский, аварский, кумыкский[26][27].

Низам Шамиля

Низам (от араб. — дисциплина) — свод законов в Северо-Кавказском Имамате, регулировавших практически все сферы общественной жизни: военную, административную, судебную, финансовую. Низам основывался на мусульманском праве — шариате, отдельные неясные положения которого Шамиль развил и уточнил применительно к потребностям государства и его граждан. Все остальные законы и адаты, противоречившие низаму, были упразднены.

Низам был кодифицирован и утверждён в качестве основного закона Северо-Кавказского Имамата при имаме Шамиле в 1839—1841 гг. До того времени все судебные и административные решения принимались местными судьями непосредственно на основании Корана и Сунны, однако населению некоторых наибств чеченских областей была дана некоторая свобода действий, как преференции от имамата ввиду того, что они являлись главными поставщиками продовольствия в стране.

Управление имаматом

Мюрид с наибским знаменем, рисунок Теодора Горшельта, периода 1858—1861 годов.

Во главе государства стоял имам — духовный глава общины, амир аль-муминин («правитель правоверных»), главнокомандующий войском, верховный судья. Важнейшие дела государства обсуждал учреждённый Шамилем в 1841 году Диван-хана (Государственный совет). «Почтенными членами» совета были муллы, алимы (знатоки ислама), авторитетные наибы. Число постоянных членов составляло 6 (по другим данным 2) человека. Максимальное — 32.

Имам управлял государством при помощи наибов (наместников). Их функции состояли в мобилизации войск, организации военных походов, в строительстве и содержании оборонительных сооружений и дорог, в судебном разбирательстве важных дел (однако смертные приговоры наибов подлежали утверждению самим имамом). Разбор дел, связанных с шариатом, осуществлялся муфтиями и подчинёнными им кадиями. Муфтии, в свою очередь, подчинялись главному кадию, который был первым после имама религиозным авторитетом.

Наибства пользовались широкой автономией, а сами наибы обладали огромной властью. Однако она не была безграничной: если люди были не довольны поставленным над ними наибом или, если наиб терпел серьёзное поражение в битве, то имам обычно смещал его с поста. Под началом наибов находились пятисотенные, сотенные и десятские — командиры в военное время и низовые администраторы в мирное. Наиболее авторитетные наибы имели звание мудир и управляли другими наибами. Мудирами были такие известные наибы, как Джаватхан Даргоевский, Уллубий Ауховский, Юсуф-Хаджи Сафаров, Саадулла Гехинский, Хаджи-Мурат, Мухаммад Амин , Уди-Мулла, Ахбердил Мухаммед, Даниял-бек, Абакар-Хаджи Акушинский, Бук-Мухаммад Газикумухский, Осман Мичикский, Атабай Атаев, Ташев-Хаджи, Талхиг Шалинский, Кибит-Мухаммед и др. Особое место в Имамате занимал наиб Шуайб-мулла Цонтароевский который был не только мудиром, но и являлся председателем Мехк-Кхэла и «Мехкан Кхеташо» («Совет судей» и «Совет Страны») Чечни, который являлся институтом общественного управления чеченского народа на протяжении нескольких веков.

Со временем власть наибов усилилась. Порядки, заведённые в имамате практически не давали населению возможности оспорить действия наибов, и в этой связи среди наибов нередко встречались различные злоупотребления.

"Наибы потворствовали такому беспорядку, потому что имели случаи пользоваться чужим имением, наказывая виновных и невиновных по разным несправедливым доносам. Часто из корыстных видов они приказывали умерщвлять людей. Поэтому очень много челобитников стало приходить к Шамилю, жалуясь на несправедливость наибов. Но наибы со своей стороны употребили хитрость: они упросили Шамиля, чтобы для поддержания уважения к наибам, он не принимал жалоб от тех, у которых не будет бумаги от наиба. И Шамиль поддался их гнусному обману. Наибы стали после того походить на голодных волков, которые с жадностью растерзывают детей своих. Народ прибегал с жалобами к Шамилю, но он выслушивал только тех, которые имели бумаги от наибов. Понятно, что наиб никогда не давал бумаги тому, кого он сам притеснял. Горцы с каждым днем слабели и беднели, им уже надоело сражаться; и они говорили: «Для нас все равно, что бы ни происходило на свете»

Сказание очевидца о Шамиле (см. раздел причины падения Шамиля). www.vostlit.info. Дата обращения: 18 октября 2020.

Войско Имамата

Чеченец. XIX век.

При Шамиле было создано подобие регулярной армии — муртазеки (конница) и низами (пехота). Муртазеки (или иначе муртазагеты) являлись личной гвардией имама, состоявшей из самых отборных воинов,[28] по одной из версий, большинство в войсках муртазакетов составляли кумыки,[29] по другой — людей в гвардию набирали только в Чечне.[30]

Армия Шамиля была многонациональной. В ней служили чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы кумыки, ногайцы, татары, арабы, турки, осетины, абазины, черкесы, поляки, русские, украинцы, казаки, грузины, армяне. Из русских у Шамиля был составлен целый пеший батальон, до 700 человек, несколько артиллерийских команд, сапёрные и строительные отряды. Русские офицеры, служившие не у Шамиля, выступали на конях. Жили они в столице Имамата Ведено. Казаки служили в кавалерии Шамиля среди чеченцев. Из казаков ссобенно прославились своей отвагой в Кавказскую войну командир диверсионного чеченского отряда казак из станицы Наурской Алпатов (в честь Алпатова названо селение в Наурском районе), гребенской казак Карчагин и беглый солдат Беглов.[31]

Примерная численность подданных Российской империи, перешедших на сторону горцев, по данным исследователей, составляет 20 тысяч человек. Это были не только беглые военнослужащие и пленные, но и переселенцы, которые искали свободной жизни без притеснений, в том числе казаки и старообрядцы. По указанию имама Шамиля в местах компактного проживания переселенцев были построены церкви, костёлы и скиты.[32]

Внутренняя политика

Знамя. Трёхконцовое, зелёное. Надпись на знамени гласит: «Среди ужасов битвы не слабей духом ни одной минуты. Будь твёрд перед опасностями, смерть не приходит раньше часа, назначенного волей Всевышнего»[33].
Кавказский имамат на карте Дж. Грассла, 1856 год
Английская карта Кавказа гравировка Эдварда Веллера, 1884 год

Шамиль признавался, что для поддержания порядка и дисциплины среди подданных в имамате, он употреблял жёсткие меры[34]:

Я употреблял против горцев жестокие меры, много людей убито по моему приказанию. Бил я и шатоевцев, и андийцев, и тадбуртинцев, и их бил не за преданность русским (вы знаете, что тогда они её ещё не выказывали), а за их скверную натуру, склонность к грабительству и разбоям. Правду ли я говорю, вы можете убедиться теперь сами, потому что и вы их будете теперь бить за все ту же склонность, которую трудно оставить.

Из всех восточных горцев Чеченцы больше всех сохранили личную и общественную самостоятельность и заставили Шамиля, властвовавшего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, в народных повинностях, в обрядовой строгости веры.[35]

Государство Шамиля — это первый пример, когда на Северо-Восточном Кавказе появляются новые поселения, в которых межнациональные браки между представителями разных религий не только стали реальностью, но и охранялись законом. При диван-хане (одном из главных органов управления имаматом) было создано министерство по делам христианства и веротерпимости. Каждый иноверец имел возможность создать семью на территории Имамата. С конца 1840 года количество русских перебежчиков к Шамилю возросло в десятки раз. В рапорте начальника левого фланга Кавказской линии генерал-майора Ольшевского генералу-лейтенанту Граббе о мерах предотвращения дезертирства нижних чинов от 9 января 1842 года под грифом «Весьма секретно» отмечается:[36]

«Вашему превосходительству известно, что до сих пор наши военные дезертиры считались у чеченцев ясырами и принуждены были исполнять самые трудные работы. Каждый военный дезертир составлял собственность того чеченца, которым был пойман. Ныне Шамиль изменил этот народный обычай и постановил давать свободу всем военным дезертирам. Он собрал уже до 800 человек беглецов, из коих некоторых, если они находились у сильных людей, купил, а остальных насильно отобрал. Шамиль составил при себе из этих людей стражу, дал им оружие и отвел им землю в Даргах для поселения, но пока они выстроят себе дома, Шамиль дозволил им жить у кунаков. Дурное обращение чеченцев с нашими военными дезертирами удерживало многих неблагонадежных солдат и в особенности поляков от побегов; но если теперь они узнают, что Шамиль дает свободу дезертирам, то я боюсь, что побеги увеличатся. … я полагал бы для удержания солдат от побегов первых пойманных дезертиров расстрелять. …я с сим вместе предписал всем частным начальникам усугубить надзор за ненадежными солдатами и доложить мне тотчас о тех, кои учинят побег».[36]

Один из известных специалистов по истории имамата Шамиля, доктор исторических наук Юсуп Дадаев говорит:[36]

«Имам распоряжался строить церкви. В одной из столиц его государства селении Ведено было построено две церкви и рядом костел для поляков, которых было много среди перебежчиков. Для горских евреев, которые занимались торговлей, поставили синагогу. Гребенские казаки испокон веков были старообрядцами, они обратились к русскому генерал-майору с просьбой разрешить переселиться к Шамилю, так как крестьяне их притесняли. И 30 семей со своими семьями, скотом и скарбом переселились к Шамилю, который выделил им землю, лес, поля для пашни и сенокоса и сказал: «Живите, как хотите». Зять Шамиля Абдурахман описывает, как мальчишкой ходил к старообрядцам, которые жили по своим правилам, даже варили самогон. Имам помогал им строить скит. В строительстве старообрядческого монастыря участвовали и чеченцы. Более того, Шамиль дал деньги, чтобы купить необходимую утварь».[36]

Наибства имамата

Участок и наиб Наиб Конные Пешие Итого
Общества чеченских лесов и округи
Участок Гехи, наиб Саадуллах 1 100 230 330
Участок Шали, наиб Давуд-Хаджияв 1 200 350 550
Участок Мичик, наиб Эски 1 220 360 580
Участок Аух, наиб Хату 1 200 330 530
Участок Салатав, наиб Муртадаали 1 140 160 300
всего 5 860 1430 2290
Горные общества между рекой Аргун и Андийское Койсу («Сулаком») в Чечне и округе
Участок Нашха, наиб Хамзат-Хаджи 1 250 400 650
Участок Шубут, наиб Батуко 1 200 300 500
Участок Ункратль, наиб Хатилмухамад 1 150 320 470
Участок Шарой, наиб Аслан-Кади 1 150 230 380
Участок Чамалал, наиб Абдул-Кадир 1 150 250 400
Участок Технуцал, наиб Исмаил 1 200 360 560
Участок Чарби, наиб Гада 1 200 250 450
Участок Анди, наиб Дибир 1 300 200 500
Участок Ичкери, наиб Идиль 1 100 200 300
Участок Гунбет, наиб Абакар-Дибир 1 250 200 450
всего 15 2810 4140 6950
Горные общества между притоками Сулака (Между Андийским и Аварским Койсу)
Участок Цунта, наиб Хаджияв 1 100 350 450
Участок Антратль, наиб Батрак 1 50 250 300
Участок Анцух, наиб Шахав 1 100 150 250
Участок Тинди («Багвалал»), наиб Шамхал 1 300 400 700
Участок Карата, наиб Гази-Мухамад, сын Шамиля 1 350 250 600
Участок Турутли («Турутмух»), наиб Мухамад 1 100 150 250
Участок Хунзах, наиб Инквач 1 200 250 450
Участок Арадерих, наиб Мухамад-Амин 1 200 350 550
Участок Гоцатль («Гоцада»), наиб Абакар-Хаджи 1 150 250 400
Участок Унцукуль, наиб Кади 1 200 250 450
Участок Аракани, наиб Ибрахим 1 150 250 400
всего 26 4760 6990 11750
Горные общества к востоку от Аварского Койсу («Сулака»)
Участок Карах, наиб Хаджияв 1 120 180 300
Участок Телетль, наиб Хамзат 1 150 200 350
Участок Корода, наиб Умар-Дибир 1 100 200 300
Участок Тленсер, наиб Даниял-султан 1 250 300 550
Участок Согратль, наиб Хурш 1 150 300 450
Участок Чох, наиб Энкав-Хаджи-Мухаммад 1 200 350 550
всего 33 5930 8820 14750
Примечание: «Карта страны Шамиля на 27 мухаррама 1273 г.» хаджжи Йусуфа Сафар-заде: расшифровка и описание[37].

См. также

Примечания

  1. Народно-освободительная война имама Шамиля в XIX веке. www.gazavat.ru. Дата обращения: 18 октября 2020. Архивировано 31 января 2020 года.
  2. Российские реформаторы: XIX-начало XX в - Google Книги. Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 14 июля 2021 года.
  3. Газават.ру:: Журнал - Журнал №4 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИМАМАТА. Дата обращения: 19 сентября 2021. Архивировано 27 сентября 2021 года.
  4. Х. -М. Доного. Блистательные и трагические мгновения эпохи имама Шамиля. — Махачкала: Эпоха, 2021. — С. 10. — 464 с. — ISBN 978-5-98390-197-1.
  5. Пачхьалкхалла кхолларе – очакха некъ. С. Хасанов - "Даймохк" газет (19 февраля 2022). Архивировано 16 июля 2022 года.
  6. Алаев Л. Б., Козлова М. П. и др. (отв. ред.) История Востока. Т. 4. Восток в новое время (кон. XVIII-нач. XX в.). Кн. 1. — М.: Восточная литература, 2004. — С. 412.
  7. Рощин М. Ю. Ислам в Чечне. elibrary.ru. Дата обращения: 18 августа 2022. // Россия и мусульманский мир. — 2004. — № 1. — С 34.
  8. Чичагова М. Н. Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк. — СПб.: Тип. и литогр. С. Муллер и И. Богельман, 1889.
  9. Мухаммад Тахир аль-Карахи «Три имама». Перевод с арабского. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. — С. 45—46.
  10. Милютин Д. А. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. — СПб.: тип. военно-учебных заведений, 1850.
  11. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. runivers.ru. Дата обращения: 16 октября 2022.
  12. Хашаев Х. М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. — Изд-во Академии наук СССР, 1961.
  13. Баддели Д. Завоевание Кавказа русскими. 1720—1860. — Litres, 2017.
  14. Цагарейшвили Ш. В. (ред.). Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: сборник документальных материалов. — Госиздат Грузинской ССР, 1953.
  15. ИМАМАТ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 17 мая 2022. Архивировано 15 июня 2022 года.
  16. Шамиль и чеченцы (Неизвестный ещё эпизод из завоевания Кавказа) // Русский архив, № 6. 1913
  17. Хабибов, Шамиль Государственное устройство Имамата Шамиля. islamdag.ru (19 февраля 2011). Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 июля 2015 года.
  18. М. Абдулаев. Имам Мухаммед-Хаджи (недоступная ссылка). fatiha.ru. Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
  19. Залевский М. Н. Император Николай Павлович и его эпоха: по воспоминаниям современников. — Possev, 1981. — с. 176
  20. Хашаев Х. М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. — Изд-во Академии наук СССР, 1961. — с. 59
  21. В. В. Фортунатов — «Российская история в лицах», 2009, СПб, с. 295
  22. Атаев Б. М. Аварцы: язык, история, письменность. books.google.ru. Дата обращения: 18 октября 2020. Архивировано 5 марта 2016 года.. — Махачкала, 2005. — С. 21. — ISBN 5-94434-055-X
  23. История Дагестана / сост. В. Г. Гаджиев, гл. ред. Г. Д. Даниялов. — М.: Наука, 1967. — Т. 1. — С. 103. — 433 с.
  24. Ибрагимова З. Царское прошлое чеченцев. Политика и экономика. — Litres, 2017.
  25. 25,0 25,1 Юсуф-хаджи Сафаров. Карта страны Шамиля. www.vostlit.info. Дата обращения: 18 октября 2020. Архивировано 17 января 2017 года.: расшифровка и описание. — Сборник сведений о кавказских горцах. — Тифлис, 1872. Вып. 6. Отд. 1. Раздел 2. С. 1—4.
  26. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИМАМАТА. www.gazavat.ru. Дата обращения: 18 октября 2020. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  27. М. Гасаналиев. Первая Кавказская война 1817—1864 гг. Мх., 2006.
  28. Г. З. Анчабадзе — «Вайнахи (чеченцы и ингуши)», Тбилиси, 2001, с. 45
  29. Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. материалы Международной научной конференции, 13-14 октября 1993, редакция В. Гаджиева, Российская академия наук. Дагестанский научный центр, 1997
  30. Далхан Хожаев, по. Чеченцы в Русско-Кавказской войне. (недоступная ссылка). zhaina.com. Дата обращения: 22 декабря 2014. Архивировано 22 декабря 2014 года. Издательство «СЕДА», 1998
  31. Д. Хожаев: Чеченцы в Русско-Кавказской войне. / Науч. ред. Т. Мазаева. — Грозный—СПб.: «СЕДА».
  32. Наима Нефляшева. «Русские в имамате Шамиля».
  33. Х. Мусаясула, М. Коркмасов, Г. Балиев, З. Арухов на основании материалов Дагестанского краеведческого музея «Знамёна горских воинов» // Родина, М., 1994, № 3-4. с. 76.
  34. Дневник полковника Руновского, состоящего приставом при Шамиле во время его пребывания в городе Калуге с 1859 по 1862 год // Акты Кавказской археографической комиссии. Т. XII. Тифлис, 1904. С. 1422
  35. Р. А.Фадеев. "Шестьдесят лет Кавказской войны". — Тифлис, 1860.
  36. 36,0 36,1 36,2 36,3 Русские в имамате Шамиля. Кавказский узел. Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  37. "Карта страны Шамиля на 27 мухаррама 1273 г. " хаджжи Йусуфа Сафар-заде: расшифровка и описание.. cyberleninka.ru. Дата обращения: 17 ноября 2022.

Литература

  • Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. — М.: РОССПЭН, 2000. — 511 с. — ISBN 5-8243-0078-X.
  • Чёрный И. Я., Грабовский Н. Ф., Львов Н., П. У. Низам Шамиля (материал для истории Дагестана) // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1870.
  • Гаджиев В. Г. Военная организация и воинские знаки отличия в государстве Шамиля в книге «Государства и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане». Махачкала. 1989.
  • Вооруженные силы имамата горцев Северного Кавказа (1829—1859 гг.) / А. И. Круглов, М. В. Нечитайлов. — Москва: Русские Витязи, 2016. — 176 с.,
  • Мухаммед-Тахир аль-Карахи Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Ч. 1. Комм. и пер. Т. Айтберова. Махачкала, 1990.
  • Мухаммед-Тахир ал-Карахи. Три имама. — Махачкала, 1926
  • Журнал «Воин», «Солдаты» гор. Войско горцев времён имама Шамиля в 1830—1860 гг. № 13-14/2003 Автор публикации: В. В. Стецов.

Ссылки