Сангина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Леонардо да Винчи. Анатомия мужской фигуры. Около 1504 г. Бумага, сангина

Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis — «кровь») — материал и инструмент для рисования в виде толстого карандаша без оправы, изготовляемого из каолина (белой глины), пигмента из оксидов железа и связующего вещества (растительного клея). По составу сангина близка «земляным» (минеральным) краскам типа охры, умбры[1]. В Италии в эпоху Возрождения для приготовления сангины использовали смесь натуральных пигментов: охры с умброй (сиенской землёй). Такую смесь прессовали и пережигали в домашних печах.

Техника работы сангиной в истории искусства

Техника рисунка с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения. Её использовали Леонардо да Винчи, Рафаэль. Значительная часть этюдов для росписи Сикстинской капеллы великого Микеланджело выполнена сангиной. С помощью сангины хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела. Сангину можно растирать по бумаге для получения тонких и полупрозрачных тональных слоёв: валёров. Для этого используют щетинные кисти, специальные растушки или тампоны (в старину их делали из кожи). Сангину можно смачивать водой, втирая её в бумагу. При рисовании штрихом сангина даёт тёмный красновато-коричневый тон. Именно так сангину использовали Микеланджело, П. П. Рубенс, Ж.-Б. Грёз. Техника растушёвки придаёт сангине более яркие и светлые тона: от красновато-оранжевых до желтоватых и розовых.

В эпоху маньеризма и барокко венецианской и римской школ рисование сангиной приобрело наибольшее распространение, поскольку этот материал раскрывал возможности живописного рисования: сочного, красочного штриха в сочетании с приёмами растушёвки, плавными переходами тона, разнообразием фактур. Для сравнения: флорентийцы предпочитали твёрдый грифель, серебряный штифт, тонкий штрих и чёткий контур для достижения осязательной ценности формы[2]. В XVIII веке для эскизов живописных картин и в портретных зарисовках с натуры сангину использовали А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Ж.-Б. С. Шарден. Особенно востребованной в эпоху рококо и неоклассицизма оказалась «техника трёх карандашей»: сочетание в одном рисунке чёрного мела, или итальянского карандаша, белого мела и красной сангины.

Интерес к сангине сохранялся и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники портретного жанра начала XX века. Приёмы растушёвки сангиной позволяли тонко моделировать лицо и руки портретируемого, оставляя в наброске (часто графитным или угольным карандашом) остальные части фигуры. Известны портретные зарисовки такого рода работы художников объединений «Мир искусства»: К. А. Сомова, М. В. Добужинского, «Цеха живописцев Святого Луки»: Д. Н. Кардовского, Н. Э. Радлова, В. И. Шухаева, А. Е. Яковлева.

Сангину, содержащую сульфит железа, используют для приготовления пигментов масляных красок в живописи и обжигающихся пигментов для росписи изделий из керамики и стёкол витражей.

См. также

Примечания

  1. Киплик Д. И. Техника живописи. — М.: Сварог и К, 1998. — С.168
  2. Власов В. Г.. Сангина // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 513—514

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 295—299, 321. — 416 с.