Рок-опера

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рок-опера
Направление Мюзикл
Время и место возникновения 1960-е

Рок-о́пера (англ. rock opera) — жанр рок-музыки[1]. Возник в конце 1960-х годов; по мнению некоторых музыковедов, является разновидностью мюзикла[2].

Постановка рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в театре

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

История

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

Известные рок-оперы

За рубежом

Исполнение оперы Avantasia одноимённой группой в формате обычного рок-концерта

в СССР и России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

а также современными произведениями:

Особенности рок-опер в СССР и России

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как оперы рок-ордена «Тампль» («Тампль», «Жанна д’Арк») и другие, а также по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются камерными постановками, не способными обрести массовую аудиторию[источник не указан 2205 дней]. Так, опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» писалась автором почти 30 лет, но её выход в 2007 году на двойном CD-альбоме практически не был доступен широкому слушателю[источник не указан 2205 дней], несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр на территории Российской Федерации, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

См. также

Примечания

  1. Рок-н-ролл. Дата обращения: 8 марта 2021. Архивировано 15 мая 2021 года.
  2. Мюзикл // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 596–597. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2.

Ссылки