Биомеханика (театральная)
Биомеханика — театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.
Биомеханика стремится экспериментальным путём установить законы движения актёра на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения для актёра[1].
В 1918/1919 учебном году на основанных Мейерхольдом и актёром Леонидом Вивьеном в Петрограде Курсах сценического мастерства вводится курс «биомеханики», как гимнастики для актёров. Её преподает доктор Петров — ученик П. Ф. Лесгафта, из школы которого и пришёл термин «биомеханика»[2]. Термин пришёлся по вкусу Мейерхольду и, после его переезда в начале 1920-х годов в Москву, он сам стал преподавать «биомеханику» как «систему» сценического движения в ГВТМе (Государственные высшие театральные мастерские). «Систему» эту он основывал на концепциях У. Джемса о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной, В. М. Бехтерева о сочетательных рефлексах и Ф. У. Тейлора об оптимизации труда. 12 июня 1922 года в Малом зале Московской консерватории был представлен доклад Мейерхольда, опубликованный позже под названием «Актёр будущего и биомеханика». После доклада студенты ГВТМ продемонстрировали семь упражнений по театральной биомеханике.
Тейлоризация театра
Американский инженер Ф. У. Тейлор разработал метод научной организации труда, включавший, в частности, экономию физической силы за счёт изгнания лишних, непроизводительных движений, ритмичности, правильного нахождения центра тяжести и устойчивости, экономию времени. На основании этого, Мейерхольд требует от актёра для реализации определённых заданий «экономии выразительных средств, которая гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания»[3]. Для этого актёру требуется, чтобы его физический аппарат (тело) постоянно находилось в готовности. Для того чтобы владеть основами биомеханики, нужно точно ощутить центр тяжести своего тела, уметь концентрировать внимание, зрительно выбрав точку; а также обладать хорошей координацией движения.
Мейерхольд критиковал предложенный Станиславским метод переживания, когда актёр идёт к роли изнутри и настаивал на обратном пути, — от внешнего идти к внутреннему содержанию роли. Так, в отличие от метода Станиславского, когда персонаж увидел, например, собаку, затем испугался (психологическая оценка), затем побежал от неё, согласно Мейерхольду, человек вначале побежал (физическая, рефлекторная реакция), а уж затем испугался (осознание и анализ). Исследования Мейерхольда в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля, убеждают его, что интуитивному подходу к роли должен предшествовать её предварительный охват в целом, извне, проходить, соответственно, три стадии: намерение — осуществление — реакция (т. н. игровое звено). Также в основы биомеханики Мейерхольда легли разработки ритмических упражнений Жака-Далькроза.
В современном театре биомеханика является одним из неотъемлемых элементов подготовки актёра.
Примечания
- ↑ В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.: искусство, 1968. — Т. II. — С. 582. — 644 с.
- ↑ Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — С. 115—132. — 319 с.
- ↑ В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.: искусство, 1968. — Т. II. — С. 488. — 644 с.
Литература
- В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.: искусство, 1968. — Т. II. — 644 с.
- П. Пави. Словарь театра = Dictionaire du Théâtre. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с. — ISBN 5010021064.
- Вс. Э. Мейерхольд. План курса по «биомеханике»; Биомеханика Курс 1921—1922 гг. // Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб.: КультИнформПресс, 1998. С. 26-28; 38-40.
- Рудницкий К. Л. Режиссёр Мейерхольд. М.: Наука, 1969. (Глава «Конструктивизм и биомеханика») С. 254—286.
- Биомеханика: Из беседы с лаборантами Вс. Мейерхольда С. М. Эйзенштейном и В. И. Инкижиновым; Эйзенштейн С. М. Биомеханика. Лекция, прочитанная в Театре Пролеткульта; Эйзенштейн С. М. Лекция о биомеханике 28 марта 1935 // Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919—1948. М.: Новое издательство, 2005.
- Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актёра. М.: ГВЫРМ, 1922. 15 с.
- «Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда. [Переиздание 1927 года.] Спб., 2002. 151 с.
Ссылки
- Театр Мейерхольда и биомеханика (на англ. яз.) на YouTube
- Мастер-класс по биомеханике Мейерхольда(ведущий Евгений Тыщук)
- Мастер-класс по биомеханике Мейерхольда (видеопрезентация 1) на YouTube
- Мастер-класс по биомеханике Мейерхольда (видеопрезентация 2) на YouTube
- БИОМЕХАНИКА Всеволода Мейерхольда в Мукачево на YouTube
- Мастер-класс по БИОМЕХАНИКЕ Всеволода Мейерхольда в Омске на YouTube
- Мастер-класс по БИОМЕХАНИКЕ Всеволода Мейерхольда в Киеве на YouTube