Рига-Пассажирская

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Рига-Пассажирская
латыш. Rīgas Pasažieru stacija
Латвийская железная дорога
Вид на центр города Риги и железнодорожную станцию Рига-Пассажирская.Вид на центр города Риги и железнодорожную станцию Рига-Пассажирская.
56°56′46″ с. ш. 24°07′18″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1861[1]
Прежние названия Динабургский вокзал
Классность внеклассная
Количество платформ 5
Количество путей 12
Тип платформ низкие
Форма платформ прямые
Длина платформ, м 800
Ширина платформ, м 30
Выход к Привокзальная площадь,
ул. Гоголя,
ул. Дзирнаву
Расположение Латвия, Рига
пл. Стацияс, 2
Расстояние до Киева 1185 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Москвы 922,8 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Минска 534 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 0
Код в АСУЖТ 090100
Код в «Экспресс-3» 2500001

Ри́га-Пассажирская (латыш. Rīgas Pasažieru stacija) — железнодорожная станция, расположенная в столице Латвии городе Риге. Главная железнодорожная станция Риги[2][3].

История

Строительство вокзала началось в 1858 году после того, как был утверждён проект первой железной дороги Рига — Динабург. 8 мая 1858 года был заложен первый камень в здание будущего Динабургского вокзала. После молебна и водосвятия это сделал генерал-губернатор Риги (1848—1861), князь Александр Суворов. Железнодорожная линия была официально открыта 25 сентября 1861 года[4].

Поезда отправлялись на Динабург (217 км) и далее на Санкт-Петербург и Варшаву. Сам вокзал представлял собой небольшое двухэтажное здание, куда перпендикулярно фасаду подходили линии путей. Поначалу там было всего два крытых перрона и четыре пути.

В 1885 году небольшое двухэтажное здание было перестроено и расширено. К зданию вокзала были пристроены два трёхэтажных крыла. В 1889 году на привокзальной площади завершено строительство православной часовни Александра Невского. Часовня воздвигнута в честь чудесного спасения семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе императорского поезда возле станции Борки, когда 17 октября 1888 года императорская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Часовня простояла до 20 июля 1925 года, когда решением Рижской городской управы её снесли, «как воспоминание о временах царизма и по желанию общественности».

Следующее расширение было в 1892 году, в связи с началом движения по недавно построенной железнодорожной линии Рига — Псков.

В 1913 году с этого вокзала, именуемого Двинским, можно было уехать в Санкт-Петербург, Москву, Царицын, Севастополь, Ростов-На-Дону, Ревель, Одессу и другие города Российской империи. С соседнего вокзала Рига-2 (располагался на месте нынешнего автовокзала) ходили поезда в города Курляндии (Митаву, Либаву, Виндаву) и современной Литвы, до приграничной с Германией станции Вержболово.

В 1902 году в Риге был разработан план реконструкции железной дороги, с одной центральной станцией для всех поездов, приходящих в Ригу. Этот план был частично реализован к 1914 году. Железная дорога теперь проходила над центральными улицами Риги, был построен новый железнодорожный мост через Даугаву. Однако преобразование Рижского железнодорожного узла завершить тогда не удалось, так как началась Первая мировая война[5].

После завоевания Латвией независимости были открыты международные маршруты. 15 февраля 1921 года открыт маршрут из Риги в Каунас, 26 февраля маршрут на Кёнигсберг был продлён до Берлина. Позже через рижский вокзал был восстановлен маршрут Таллин — Рига — Каунас — Варшава — Берлин.

В 1937 году был принят проект нового железнодорожного вокзала, который не удалось реализовать из-за того, что летом 1940 года Латвия была включена в состав Советского Союза, а также из-за начавшейся войны.

В 1954 году реконструкция вокзала вновь продолжилась, были разработаны несколько проектов. Авторами нового проекта центральной станции стали архитекторы В. И. Кузнецов и В. А. Ципулин. В период с 1959 по 1967 год вокзал был перестроен. В 1960 году открылись пассажирские, служебные и технические помещения, в 1965 году было построено почтовое здание и зал с междугородними кассами. В 1964 году у входа в центральный вокзал заработали главные городские башенные часы, которые также служили для вокзала водонапорной башней. Механизм часов приводился в движение электричеством, а в тёмное время суток их циферблат подсвечивался неоном.

Здание старого вокзала, построенное ещё в 1861 году и расширенное в 1889 году, снесли в 1965 году, а в начале июня 1967 года уже ввели в эксплуатацию новое здание. Это было последнее строение, завершающее весь комплекс центрального вокзала. На первом этаже находились кассы предварительной продажи билетов, а на втором этаже этого здания располагался ресторан.

В конце 1970 года циферблат вокзальных часов был заменён электронным табло.

В период между 2000 и 2003 годами Центральный вокзал претерпел очередную реконструкцию, проводившую компанией «Linstow Varner». В рамках осуществления реконструкции вокзала укрепили несущие конструкции здания, отремонтировали крышу, сменили двери, окна и витрины. Также были установлены лифты и эскалаторы. Одно из существенных нововведений — соединение двух залов: пригородного и дальнего следования. До этого сквозного перехода между этими залами не было. Также было построено два новых здания, в которых расположился торговый центр «Ориго». Старая башня с часами была снесена, а вместо неё построили новую, высотой 43 метра (вместе с надписью RĪGA — 46 метров). Помимо часовой башни, она стала ещё и рестораном, который расположился вверху башни, откуда открывается вид как на саму привокзальную площадь, так и на Старый город. На башне восстановили первоначальный вид часов со стрелками вместо прежних цифровых. Торговый центр был открыт 8 мая 2003 года, башня с часами и рестораном в ней — 4 сентября того же года[6].

2 февраля 2005 года на вокзале произошло столкновение двух поездов. В результате аварии погибли 4 человека, 29 получили серьезные ранения.

В ноябре 2020 года начались работы к возведению новой станции как части европейской железнодорожной магистрали Rail Baltica. Открытие нового здания планируется в 2023 году.[7]

Пассажирское сообщение

Поезда дальнего следования

Направления курсирования поездов в 1989 и в 2020 годах
Номер поезда Сообщение Частота, 1989 Вагонов Характеристика Частота в 2020 Вагонов
№ 001/002 Рига — Москва ежедневно 19 «Латвия», фирменный скорый ежедневно 8-15
№ 003/004 Рига — Москва ежедневно 19 «Юрмала», фирменный скорый по распоряжению 8-15
№ 027/028 Рига — Москва ежедневно 22 скорый отменен
№ 031/032 Рига — Москва ежедневно 22 скорый отменен
№ 031/032 Рига — Киев «Четыре столицы», фирменный скорый, прицепной плацкартный вагон Минск-Рига каждые 4 дня 10
№ 035/036 Рига — Ленинград ежедневно 22 скорый ежедневно прицепные вагоны

к поезду Рига--Москва

4
№ 037/038 Рига — Ленинград ежедневно 22 скорый отменен
№ 039/040 Рига — Ленинград ежедневно 22 скорый, летом и в праздники отменен
№ 075/076 Рига — Киев ежедневно 22 скорый отменен
№ 121/122 Рига — Одесса летом через день 22 скорый отменен
№ 123/124 Рига — Свердловск летом 4 раза в неделю 22 скорый отменен
№ 137/138 Рига — Харьков/Адлер летом ежедневно 22 «Прибалтика», фирменный скорый,

прицепной вагон до Кисловодска

отменен
№ 181/182 Рига — Симферополь летом ежедневно 22 скорый отменен
№ 185/186 Рига — Москва ежедневно 22 пассажирский отменен
№ 187/188 Таллин — Рига — Минск ежедневно 22 «Чайка», фирменный скорый,

прицепные вагоны Таллин-Брест,

Таллин — Варшава (пн., чт.),

Таллин — Симферополь (летом)

отменен
№ 257/258 Рига — Львов ежедневно 22 пассажирский отменен
№ 259/260 Рига — Симферополь летом через день 22 пассажирский отменен
№ 269/270 Рига — Воронеж ежедневно 22 пассажирский отменен
№ 287/288 Рига — Гомель через день 22 пассажирский отменен
№ 351/352 Рига — Новороссийск летом через день 22 скорый отменен
№ 393/394 Рига — Москва по указанию 22 пассажирский отменен
№ 445/446 Рига — Симферополь по указанию 22 пассажирский отменен
№ 527/528 Рига — Челябинск летом через день 22 пассажирский отменен
№ 543/544 Рига — Горький летом через день 22 пассажирский отменен
№ 621/622 Рига — Вильнюс ежедневно 22 пассажирский, вагоны Рига--Берлин,

Рига--Варшава, Рига--Кисловодск (по указанию)

отменен
№ 673/674 Рига — Калининград ежедневно 22 пассажирский отменен

Вокзал сегодня

В настоящее время вокзал образует комплекс, включающий в себя несколько корпусов. По всему комплексу зданий расположены магазины, киоски и точки общепита.

Путевое развитие вокзала состоит из 12 путей и 5 перронов. Все пути электрифицированы. 10, 11 и 12 пути — тупиковые. 2 и 9 пути предназначены для грузового движения.

Пути и перроны расположены на насыпи. Для выхода на перроны из здания вокзала служат три туннеля. Также имеется туннель для выхода на платформы с улицы Дзирнаву, однако в ночное время суток он закрывается.

На состояние Январь 2022 года, 9,8,7,6 пути - демонтированы. 5-ый перрон и подход к нему снесены, 4-ый перрон убран частично.

Туннели

  • A: Самый близкий туннель к вагонам поездов, кассы все 2. Из него можно попасть на все платформы, а также к центральному залу вокзала.
  • В: Очень похож на туннель А, но в нём отсутствуют выходы на платформы, кроме 1-ый перрон, оборудован эксалатором. В средней части сообщается поперечным туннелем с туннелем А.
  • C: Крайний западный туннель, из него можно попасть на все платформы. Удобный вход со стороны Центрального рынка, имеется табло расписания. Ныне закрыт, из-за перестройки вокзала под нужды Rail Baltica
  • D: Крайний восточный туннель, расположен за пределами вокзала, выход на платформы с ул. Дзирнаву. Касс и табло с расписанием нет. Время работы с 9:00 до 20:30.

Направления, перевозчики и расписание

Перевозчик Дистанция Направления и расписание
Латвийская железная дорога Поезда международного сообщения Яндекс
Белорусская железная дорога
Украинская железная дорога
Латвийская железная дорога Региональное и пригородное сообщение Pasažieru vilciens

Галерея

См. также

Примечания

  1. Архангельский, Архангельский, 1981.
  2. ст. Рига-Пасажиеру в справочнике станций РЖД.
  3. ст. Рига-Пасажиеру в Тарифном руководстве № 4.
  4. Кетнере, Наталья Денисовна. Станция Огре. Город Огре. Люди. Судьбы, эпохи (23 февраля 2020). Дата обращения: 24 февраля 2020. Архивировано 9 августа 2021 года.
  5. Cita Riga: Железная дорога. 2013-12-15. Дата обращения: 3 декабря 2018. Архивировано 3 декабря 2018 года.
  6. Altbergs, Augustāne, Pētersone, 2009.
  7. Пушкеле-Отто, Виктория Менять лицо Риги Rail Baltica начала от вокзала. rus.lsm.lv. Латвийские общественные СМИ (24 ноября 2020). Дата обращения: 28 ноября 2021. Архивировано 28 ноября 2021 года.

Литература

  • Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 2. — С. 90. — 360 с. — 100 000 экз.
  • T. Altbergs, K. Augustāne, I. Pētersone. Dzelzceļi Latvijā = Железные дороги Латвии. — Riga: Jumava, 2009. — P. 56.

Ссылки

Перейти к шаблону «Рига — Лугажи» 
Рига — Лугажи
 на Торнякалнс 
0,0
Рига-Пасажиеру
улица Дзирнаву
улица Лачплеша
 на Крустпилс 
 на Яняварты 
мост Августа Деглава
мост Йорга Земитана
4,2
Земитаны
Воздушный мост
 на Скулте 
на Рига-Краста
Густава Земгала гатве
6,3
Чиекуркалнс
улица Джутас
улица Крустабазницас
улица Лизума
10,6
Югла
река Югла
Яунциема гатве
A1
17,1
Балтэзерс
23
Гаркалне
A2
29,2
Криевупе
34,2
Вангажи
река Страуйупите
40,6
Инчукалнс
44
Эгльупе
река Эгльупе
река Баргупе
47,5
Силциемс
река Лорупе
A2
53,1
Сигулда
улица Нитаурес
река Вейупите
64,1
Лигатне
A2
река Лигатне
73,8
Иерики
река Мелдрупите
78
Мелтури
 на Гулбене  
река Амата
83,8
Арайши
улица Пиебалгас
93
Цесис
97,5
Янямуйжа
105,3
Лоде
река Робежупите
113,8
Бале
река Миегупите
120,8
Валмиера
улица Паула Валдена
река Вилтумс
река Абулс
129,5
Бренгули
река Гауя
141,1
Стренчи
144,4
Седа
154,9
Сауле
164,1
Лугажи
 на Валгу 
Перейти к шаблону «Рига — Скулте» 
Рига — Скулте
 на Торнякалнс 
0,0
Рига-Пасажиеру
улица Дзирнаву
улица Лачплеша
 на Крустпилс 
улица Матиса
 на Яняварты 
улица Августа Деглава
мост Йорга Земитана
4,2
Земитаны
улица Бривибас
 на Лугажи 
Браса
Брасовский мост
 на Лугажи 
на Рига-Краста
Саркандаугава
улица Тилта / проспект Межа
подъездные пути
подъездные пути
Мангали
канал Милгравис
проспект Вецакю / Яунциема гатве
Зиемельблазма
подъездные пути
Вецдаугава
Вецаки
Калнгале
P1
Гарциемс
Гарупе
Царникава
улица Ояра Вациеша
река Гауя
Гауя
Лиласте
V101
Инчупе
Пабажи
улица Сигулдас
улица Райня
Саулкрасты
Кишупе
Звейниекциемс
V55
V128
V128
Скулте
 на Пярну-Кауба  
Перейти к шаблону «Рига — Елгава» 
Рига — Елгава
 на Лугажи  на Скулте  на Крустпилс 
Вагону паркс
0
Рига-Пасажиеру
2,7
Торнякалнс
 на Тукумс II 
4,4
Атгазене
5,2
Бизнеса Аугстскола Туриба
5,3
Стрелка № 2
7,1
8 км
7,9
Тирайне
12,8
Баложи
16
16 км
17,8
Яунолайне
22
Олайне
25
25 км
28,6
Далбе
30,1
31 км
33,1
Цена
36,1
Озолниеки
36,4
37 км
40,8
Цукурфабрика
 на Крустпилс 
43
Елгава
 на Тукумс II 
 на Мейтене 
 на Глуда 
Перейти к шаблону «Рига — Эргли» 
Рига — Эргли
 На Торнякалнс 
0,0
Рига-Пассажирская
улица Дзирнаву
улица Лачплеша
 на Земитаны 
2,2
Вагону паркс
 на Земитаны 
мост Славу
5,8
Яняварты
7,7
Рига Пречу
12,3
Ацоне
16,2
Сауриеши
18,6
Цекуле
20,2
Яунцекуле
22,6
Кивули
28,4
Баяри
31,5
Кангари
37,2
Ремине
42,4
Аугшциемс
45,9
Карде
50,1
Сидгунда
54,7
Сунтажи
61
Кастране
66,5
Ватране
69,7
Кейпене
74,5
Платере
79,3
Таурупе
84,2
Личупе
88,3
Балтава
92,8
Роплайни
97,5
Эргли
Перейти к шаблону «Рига — Даугавпилс» 
Рига — Даугавпилс
 На Торнякалнс 
0,0
Рига-Пассажирская / Rīga Pasažieru
улица Дзирнаву
улица Лачплеша
 на Земитаны 
2,2
Вагону паркс / Vagonu parks
 на Земитаны 
мост Славу
5,8
Яняварты / Jāņavārti
 на Сауриеши 
7,1
Даугмале / Daugmale
8,0
Шкиротава / Šķirotava
9,7
Гайсма / Gaisma
11,6
Румбула / Rumbula
13,7
Дарзини / Dārziņi
16,5
Доле / Dole
18,3
Саласпилс / Salaspils
A4
на Саулкалнский доломитный завод
23,6
Саулкалне / Saulkalne
27,9
Икшкиле / Ikšķile
33,0
Яуногре / Jaunogre
34,4
Огре / Ogre
река Огре
35,7
Парогре / Pārogre
река Урга
39,4
Циемупе / Ciemupe
река Кильупе
45,7
Кегумс / Ķegums
река Граужупите
на аэродром Лиелварде
51,4
Лиелварде / Lielvārde
река Румбиня
56,8
Кайбала / Kaibala
река Кайбала
62,4
Юмправа / Jumprava
66,9
Дендрарий / Dendrārijs
река Брасла
река Майзите
72,7
Скривери / Skrīveri
река Пулкстеньупите
78,6
Мулдакменс / Muldakmens
82,5
Айзкраукле / Aizkraukle
река Персе
94,1
Кокнесе / Koknese
102,6
Алотене / Alotene
A6
на доломитовые каменоломни
112,3
Плявиняс / Pļaviņas
 на Гулбене 
116,0
Айвиексте / Aiviekste
река Айвиексте
121,1
Озолсала / Ozolsala
 на Елгаву 
129,0 / 301,9
Крустпилс / Krustpils
 на Резекне 
311
Асоте / Asote
318,7
Трепе / Trepe
330,6
Ливаны / Līvāni
341,8
Ерсика / Jersika
351,8
Сергунта / Sergunta
358,7
Ницгале / Nīcgale
364,9
Ружи / Ruži
370,6
Ваболе / Vabole
375,5
Ликсна / Līksna
380,9
381 км / 381. kilometrs
382,9
383 км / 383. kilometrs
384,9
Межциемс / Mežciems
386,0
Нометне / Nometne
387,5
387 км / 387. kilometrs
 на Резекне 
 на Эглайне 
388,5
Циетокснис / Cietoksnis
389,9
Даугавпилс / Daugavpils
 на Индру